Автор: Янович Александра Вячеславовна
Должность: педагог-организатор по работе с ДОО и ОУСУ
Учебное заведение: ГБУДО ДДТ "Фонтанка-32"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Молодые и дерзкие. ХХ век"
Тема: Сценарий экскурсионного маршрута
Раздел: дополнительное образование
Сценарий экскурсии
«Молодые и дерзкие. XX век»
(маршрут разработан советом старшеклассников Центрального района «Республика ШУС»)
28 апреля 2021 года
16.00 – 17.30
Ведущие: Алиса Оленчук (ГБОУ гимназия №190), Лев Былинкин-Богатырев (ГБОУ СОШ
№183)
Место сбора – двор Евангелической-лютеранской церкви святой Анны (Анненкирхе),
Кирочная улица, 8Б.
Лев: Добрый день, дорогие участники экскурсионного маршрута «Молодые и дерзкие. XX
век». Меня зовут Лев, я ученик 11 класса 183 школы, участник совета старшеклассников
Центрального района «Республика ШУС».
Алиса: Добрый день! Я – Алиса, ученица 10 класса 190 гимназии.
Лев: Сегодня мы хотим рассказать вам о некоторых знаковых местах нашего района,
которые на протяжении XX века были местами андеграундной культуры, где жили и
работали деятели искусства, литературы, театра. Места, в которых собиралась творческая
интеллигенция, где проводились философские диспуты и рок-концерты.
Началом нашего пути должна была быть, по нашей задумке, Башня Вячеслава Иванова
[показ иллюстраций] Это дом на углу Таврической и Тверской улиц. Наверно, вы много раз
его видели, но не знали, что в башенной части здания находилась квартира философа
Вячеслава Иванова. В 1905-1912 годах здесь проходили собрания, так называемые
«ивановские среды». С момента переезда в Санкт-Петербург Вячеслав Иванов с женой стали
заводить знакомства в литературных кругах. У Иванова была удивительная способность
располагать к себе людей: с ученым говорить о его науке, с художником о живописи, с
музыкантом о музыке, с актером о театре, с общественным деятелем об общественных
вопросах. Постепенно о собраниях в доме на Таврической узнал весь Петроград. Собиралось
в одной квартире до 70 человек. Обсуждались вопросы этики и эстетики, литературы,
живописи, философии, театра и богословия. Их посещали известные люди: Николай Бердяев,
Александр Блок, Анна Ахматова, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский и многие другие.
Кстати, вход был свободным для всех желающих, системы пригласительных не было.
Программа сред была следующая: дискуссии, как правило, начинались в одиннадцать часов
вечера и продолжались до рассвета. После – читались стихи.
Лев: У второй точки нашего маршрута мы находимся прямо сейчас. Кто-то знает, как
называется это место и что здесь было совсем недавно? Да, это Евангелическо-лютеранская
церковь святой Анны, в которой в советское время находился известный кинотеатр
«Спартак», а в постсоветское — ночной клуб. Анненкирхе была построена в конце VIII века,
в 1779 году, по проекту архитектора Юрия Фельтона. До революции на территории нашей
страны проживало 3 миллиона лютеран, работало свыше тысячи кирх (по-немецки «кирха» -
церковь). В 1939 году закрывается последняя лютеранская церковь. И на долгие годы это
место становится единственным в городе, где можно посмотреть шедевры мирового
кинематографа. 1998 году кинотеатр трансформируется в клуб. На втором этаже открывается
бар, ставятся игровые автоматы, бильярд, выступают группы Ленинград, Король и Шут,
Гражданская оборона и многие другие. В 2002 году произошел страшный пожар, скорее
всего, поджог. Церковь сильно пострадала. До 2010 года стояла в запустении, внутри даже
начали расти деревья. Несколько лет назад в Анненкирхе вернулся лютеранский приход,
теперь это снова действующая церковь, в которой происходит большое количество самых
разных событий: концерты, выставки, кинопоказы и спектакли. Последствия пожара стали
духом и частью атмосферы, антуража сегодняшней снова лютеранской церкви на Кирочной
улице. Кстати, Кирочная — это от слова Кирха. И в советское время это была улица
Салтыкова-Щедрина, а вот как она называлась перед этим ни за что не угадаете — улица
Безбожников.
Переход между Анненкирхе и Домом Мурузи из колонок слышится голос Иосифа Бродского.
Алиса: Мы подошли к одному из бывших доходных домов в Санкт-Петербурге. Кстати, вы
знаете, что такое «доходный дом»? Это дом, который специально строился, чтобы квартиры
в нем сдавались в наем и жили разные жильцы. Дом Мурузи на Литейном проспекте 24 был
построен в 1877 году в неомавританском стиле. Такой дом похожий на торт. Когда Анна
Андреевна Ахматова была маленькая, родители ее водили смотреть на строящийся дом,
потому что все думали, что это будет один из самых красивых Петербургских домов. Дом
Мурузи мистическим образом связан с историей русской литературы. Еще до постройки
этого дома, Федор Михайлович Достоевский поселил по этому адресу семью Епанчиных из
романа «Идиот». Литературная судьба началась у этого места еще до постройки дома. 1878
году в квартире во флигеле пишет своего «Левшу» Николай Лесков. Четверть века здесь
живут поэты Дмитрий Мережковский и Зиннаида Гиппиус. Свои произведения в
литературных салонах, которые проводились в доме Мурузи читал Александр Блок. После
революции дом был наполовину заброшенный, в нем организовал литературную студию
Корней Чуковский. В 1921 году Николай Гумилев организует здесь собрание, получившие
название «дом Поэтов», в котором не только читают стихи и обсуждают литературу, но и
ставят спектакли. В этом же доме провел детство писатель Даниил Гранин. А на втром этаже
в 1955 году комнату, а точнее полторы комнаты в коммунальной квартире достаются семье
Бродских. Иосиф Александрович Бродский жил здесь с родителями вплоть до своей
вынужденной эмиграции в Америку. Сейчас здесь открыт музей поэта «Полторы комнаты».
Чтец (мб с балкона из полутора комнат): Все чуждо в доме новому жильцу.
Поспешный взгляд скользит по всем предметам,
чьи тени так пришельцу не к лицу,
что сами слишком мучаются этим.
Но дом не хочет больше пустовать.
И, как бы за нехваткой той отваги,
замок, не в состояньи узнавать,
один сопротивляется во мраке.
Да, сходства нет меж нынешним и тем,
кто внес сюда шкафы и стол, и думал,
что больше не покинет этих стен;
но должен был уйти, ушел и умер.
Ничем уж их нельзя соединить:
чертой лица, характером, надломом.
Но между ними существует нить,
обычно именуемая домом.
Алиса: Есть фотографии, сделанные в этой квартире в день отъезда Бродского в эмиграцию
в 1972 году, фотографии фиксирующие момент. Очень много вещей. Вход в половинку
комнаты через шкаф, там же располагается фотолаборатория отца Иосифа Александровича.
В России существует «Фонд создания музея Бродского» и вот только в 2020 году музей
открыт свои двери для посетителей, при этом огромная коллекция экспонатов, связанных с
Бродским, более 4 тысяч единиц хранения остается в Фонтанном доме Анны Ахматовой.
Вы, наверно, знаете, слышали, истории баталий с соседкой по коммунальной квартире, так
вот это история закончилась выкупом другой квартиры, прилегающей к полутора комнатам
Бродского с другой стороны, с улицы Короленко. В полутора комнатах пусто, пространство
не заставляют вещами, восстановили краску на лепнине, убрали обои-новодел и создали еще
одно прекрасное, литературной, культурное и немножко ностальгическое арт-пространство,
посвященное не только Бродскому, но и поэзии вообще. А дальше мы двигаемся с вами в
сторону одной из самых театральных улиц нашего города.
Переход между Домом Мурузи и Театром на Моховой. (Если получится) на этом отрезке,
будет два человека, которые остановятся прочитать стихи.
Лев: Мы остановились у домов 33-35 по улице Моховая. Здесь сейчас располагается
Российский государственный институт сценических искусств, бывшая театральная академия,
и Учебный театр. А до 1960 годов в этих зданиях находилось Тенишевское училище. В его
залах проходили литературные и музыкальные вечера, авторские концерты поэтов и
писателей. На сцене концертного зала училища выступали Блок, Маяковский, Есенин,
Куприн, Ахматова, Мандельштам, Северянин, Гумилёв, Мережковский и Иванов. Его
выпускниками были Владимир Набоков и Осип Мандельштам. Обучение здесь длилось 8
лет. Самым значительным событием стал спектакль Всеволода Мейерхольда по
"Незнакомке" и "Балаганчику" А. Блока. 23 февраля 1922 года здесь состоялась премьера
сказки П. Ершова "Конёк-горбунок". Зданию постоянно везло на личности, постановки и
коллективы. Городские власти разместили здесь не какую-либо контору, а Театр юных
зрителей. Он работал и творил тут ровно 40 лет. Можно с уверенностью заявить, что
подавляющее большинство ленинградских актёров делали свои первые шаги в Театре юных
зрителей под чутким руководством замечательного режиссёра и театрального деятеля — А.
А. Брянцева. В память об этом великом деятеле искусства фасад театра на Моховой
украшает мемориальная доска.
Переход между театром на Моховой и окнами КС. Из окон КС в ДДТ чтец читает
стихотворение Хармса. По Фонтанке заходим во двор Шереметьевского дворца, проходим
через калитку в сад Ахматовой (если закрыто (!) выходим через двор в театр на Литейном
и меняем последовательность точек маршрута.
Алиса: Следующее место, в которое мы попадаем на нашей экскурсии - Фонтанный дом.
Здесь музей Анны Ахматовой. Дом, в котором она прожила до 1921 года. Анна Ахматова –
один из самых значимых русских поэтов XX века. В детстве ее называли «дикой
девочкой», после первых сборников стихов – «русской Сапфо», но в историю русской
литературы она вошла как царствующая особа. А ее профиль по праву считается символом
литературного Петрограда. В этом же дворе можно найти неприметный памятник поэту
Осипу Мандельштаму (можно дать возможность найти его).
Нам повезло читать экскурсию именно в то время, когда во дворе Фонтанного дома, как
будто, «поселился» Иосиф Бродский. Восстановлены стены 1972 года квартиры на Литейном
24, полутора комнат в которых проживал поэт вплоть до своей эмиграции в Соединенные
Штаты Америки. Вы можете пройти вдоль стены и ощутить, почувствовать атмосферу
коммунального Ленинграда 60-70 годов.
Участники экскурсии проходят вдоль стены Бродского и выходят группой обратно на
Литейный проспект, поворачивают в сторону театра на Литейном. Останавливаются.
Алиса: Прежде чем мы зайдем во двор театра на Литейном и немного поговорим о его
истории, мы хотели бы обратить ваше внимание на другую сторону Литейного проспекта.
Лев: Там за красивой оградой находится не обычный петербургский двор, а сад Сент-
Жермент. (Показывает фотографии). Этот сад был культовым местом в андеграундном
Ленинграде. Здесь в конце 1970-х годов собиралась творческая элита города, шумные
обитатели легендарного кафе «Сайгон» — Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис
Гребенщиков, Виктор Цой, Константин Кинчев
Алиса: Давайте пройдем теперь во двор театра.
Группа проходит во двор театра на Литейном и останавливается в одном из закутков со
скамейками.
Алиса: Здесь находится государственный драматический театр «На Литейном». Его история
началась еще в 1909 году. В новом театре ставили пьесы Гран-гиньоль, что означает драмы
ужаса, а называли его «театр сильных ощущений». В первой трети XX века здесь ставили
спектакли реформаторы сценического искусства: Всеволод Мейерхольд, Николай Евреинов,
Михаил Фокин. А оформляли их лучшие художники «Мира искусства». После революции в
этом здании «поселилась» молодежь из другого движения – и нынешний театр на Литейном
стал ТРАМом (Театром рабочей молодежи). В 60-е годы здесь начинали творческий путь
известные сейчас режиссеры: Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Лев Додин. Некоторые их
спектакли сокращали, некоторые запрещали, некоторые оставались в репертуаре долгое
время. Сейчас это театр областного подчинения. Здесь проходят фестивали, театральные
лаборатории и так же как и раньше начинается творческий путь многих актеров и
режиссеров. А мы с вами готовы двигаться дальше.
Группа выходит на Литейный проспект. И двигается в сторону Подписных изданий.
Алиса: Книжный магазин «Подписные издания» – место, по отношению к которому некогда
каждый читающий ленинградец испытывал особый трепет. Как и находящийся в этом же
доме спортивный магазин на Литейном проспекте, были культовыми местами молодежи
Ленинграда. Книжный магазин «Подписные издания» появился в Ленинграде еще в 1926
году. Ажиотаж начался позднее – годов с 70-х. Современной молодежи это, наверное, совсем
непонятно. Но так было. Купить хорошую книгу было крайне трудно. Ее можно было только
«достать», преодолев множество преград. И книга, действительно, считалась самым ценным
и лучшим подарком.
Вот тут-то «Подписные издания» и стали по-настоящему культовым местом для
ленинградцев. У магазина выстраивались большие очереди из желавших получить подписку
на книги. Более того, поблизости от магазина располагался небольшой сад – так вот в нем
читатели проводили по 2-3 ночи, желая заполучить заветную подписку. Интерес был ко
всему: Большой советской энциклопедии, Библиотеке Всемирной литературы… Не зря же
нас в те годы называли «самым читающим народом в мире». Подписные издания сейчас
расширяются и снова стремятся к тому, чтобы занять всю площадь, которую магазин
занимал исторически — а это целых 150 квадратных метров, очень точно написано
(показывает на витрину) “книги возвращаются домой». Пройдемте дальше до угла Невского
проспекта.
Группа двигается до Невского проспекта.
Лев: Обратите внимание на дом по диагонали от нас, в котором сейчас находится гостиница
Реддиссон. Это здание построено по проекту Павла Сюзора исторически также для
гостиницы. Но в 20 веке, почти все здание занимает ресторан «Москва». А в 1964 году после
покупки нескольких эспрессо-машин на первом этаже с угла маленькое кафе при ресторане
Москва, в народе любовно прозванное «подмосковье». Но это не последнее его народное
название. Посетителями кафе были Сергей Довлатов, Иннокентий Смоктуновский, Виктор
Цой, Борис Гребенщиков. Проще перечислить, кого здесь не было, за 25 лет существования
кафе здесь обжилась вся литературная, музыкальная, театральная элита, бомонд и, конечно,
друзья хиппи со всего города. В народе это кафе называли «Сайгон» (бывшее название
Хошемина). Легенда происхождения названия следующая: в семидесятые годы в основном
можно было курить в заведениях. Как-то раз зашедший в кафе милиционер ничего не мог
увидеть из-за сигаретного дыма, от отмахнулся несколько раз и сказал: «ну и Сайгон вы тут
развели». Один из иностранцев, побывавших в те годы в «Сайгоне» дал ему такое
определение: «Это самое грязное место во всей Восточное Европе». Жизнь кафе
складывалась следующим образом: утром и днем сидели спекулянты, фарцовщики, потом
был перерыв и вечером зал заполняла культурная богема Ленинграда. За которой, кстати,
очень внимательно наблюдали сотрудники КГБ, ходит слух, что службы даже имели
наблюдательный пост в одной из квартир в доме напротив Сайгона.
Алиса: Сейчас мы с вами будем двигаться к последней точке нашего маршрута. На этом
пути вы увидите еще одно здание. Мы хотели бы предложить вам угадать его самим по
описанию.
Команда получает конверт, в котором описание здания «Слеза социализма».Группа
двигается по Невскому, по Рубинштейна. Делаем общее фото в арке на Рубинштейна.
Тормозим по диагонали от Дома-коммуны, выясняем, что в описании было именно оно.
Доходим по Рубинштейна 13.
Лев: Слеза социализма – так могло называться еще одно место по соседству с домом
коммуной. Рубинштейна 13 – ленинградский рок-клуб. Сейчас в этом доме Театр Зазеркалье,
а в 1981 году проходили концерты Бориса Гребенщикова и Аквариума, Леонида Федорова и
группы Аукцыон, Виктора Цоя, Константина Кинчева. В дни концертов по Рубинштейна
было не пройти, на сами концерты не прорваться. Ленинградский рок-клуб объединил
талантливых и независимый, но в первую очередь как раз молодых и дерзких. В 80-е годы
единственной возможностью уйти от партии с ее давлением было оказаться под бережной
опекой КГБ. На это и был расчет – чем гоняться за так называемыми отщепенцами по
подвалам и чердакам удобнее и практичнее было собрать их в одном месте и контролировать
изнутри. Но живая сила рок-фестивалей выдерживала и допросы внутри рок-клуба, и
доносительство. Пытаясь сделать рок-музыкантов удобными, власть имущие только
подрывали свой авторитет и дали путевку в жизнь и творчество сотне неблагонадежных.
Алиса: Было бы очень здорово последним аккордом нашей экскурсии сделать
действительный аккорд. Лев всю экскурсию носит с собой гитару, думаем пора ее
распаковать.
Лев достает гитару, Алиса выдает экскурсантам текст «Закрой за мной дверь, я ухожу».
Общая песня.
Алиса: В Центральном районе очень много мест андеграундной культуры, где собирались и
творили. Мы рассказали сегодня только про часть из них. Конечно, мы надеемся, что наш
рассказ был для вас интересным, познавательным и у вас появилось желание узнать об этих
местах больше: прогуляться по Анненкирхе, зайти в музей Бродского, может быть, открыть
книжку Сергея Довлатова сегодня вечером, а в шумном метро послушать в наушниках
ранние песни группы Кино, Аквариума и Аукцыона.
Лев: Если у вас остались вопросы, а мы знаем на них ответы, мы с удовольствием на них
ответим. До новых встреч — ваша «Республика ШУС».
Конец.