Автор: Щербакова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Развитие детского творчества в дополнительном образовании.
Раздел: дополнительное образование
Развитие детского творчества в дополнительном образовании.
Щербакова Е.А. педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр развития творчества»
г. Губкин Белгородская обл
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной
педагогики.
Актуальность
состоит
в
том,
что
современное
быстро
прогрессирующее
общество
требует
от
человека
оригинальных
и
инновационных идей, подвижного и гибкого мышления, творческий подход к
решению проблем. Дополнительное образование предоставляет возможности
расширения и обновления знаний, формирует потребность обучающихся в
постоянном
совершенствовании
личности.
Обучаясь
в
системе
дополнительного образования, дети лучше адаптируются к изменениям
социальной среды, что позволяет им развиваться, удовлетворяя свои
культурные, творческие потребности. В последнее время дополнительное
образование рассматривается как фундаментальный фактор социализации
личности на протяжении всей ее жизни. Декоративно-прикладное творчество
– один из самых важных и древних видов искусства, обладающий
художественно-эстетическими свойствами, имеющий практическое значение
в быту и труде. Знакомясь с образцами декоративно-прикладного творчества,
дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных форм.
Ребёнок становится участником увлекательного процесса создания полезных
и красивых изделий. Индивидуальный подход обеспечивает устранение
трудностей в учении отдельных обучающихся. Он обеспечивает возможность
развития всех сил и способностей учащихся. Из этого определения
становится
ясной
задача,
стоящая
перед
педагогом
по
реализации
индивидуального
подхода
к
практической
деятельности:
необходимо
разработать план воздействия на каждого ученика с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей. Важно, что в индивидуальном подходе
нуждается каждый ребенок, т.к. это является непременным условием и
предпосылкой формирования гармоничной и всесторонне развитой личности,
формирования
самой
личности
как
неповторимой,
индивидуальной.
Безусловно, индивидуальный подход требует от педагога большого терпения,
умения разобраться в сложных проявлениях поведения, способности увидеть
потребность ребенка. Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он
должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому
это
общий
принцип
воспитания.
Принцип
индивидуального
подхода
предусматривает
организацию
обучения
на
основе
глубокого
знания
индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной
познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в
отдельности. При анализе своей педагогической деятельности я определила
закономерность: качество знаний обучающихся можно повысить только в
условиях активного обучения. И хотя в народе говорят: «Век живи – век
учись»,
важно
не
пропустить
тот
период
в
жизни
ребёнка,
когда
формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место
отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих
способностей
обучающихся
на
занятиях
по
декоративно-прикладному
творчеству. От способностей ребенка и его желания заниматься творчеством
зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге
ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в
инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым
занятия творчеством подготавливают обучающихся к самостоятельной
трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни.
На основе этого я ставлю перед собой задачи: приобщить обучающихся к
творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки
созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя
научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Творчество —
высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто
новое, оригинальное. Для педагогов развитие творческой индивидуальности
является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Очень важно
понять и оценить возможности и способности каждого из обучающихся,
выбрать ту модель, которая им по силам. Из опыта работы знаю, что
успешность работы детей в дальнейшем во многом зависит от первой
созданной
ими
вещи,
поэтому
тут
подход
только
индивидуальный,
ориентированный на самого обучающегося. Сам процесс изготовления
изделия в любой технике непростой, занимает по времени несколько недель,
поэтому я настраиваю ребёнка на работу, которая ему по силам, и он
обязательно с ней справится. Считаю, что именно сейчас необходимо
закладывать в ребёнка такие понятия как «Я знаю, Я могу, Я должен!». И я,
как педагог, оказываю помощь на более сложных этапах изготовления
изделия, следя и подсказывая в тех моментах, где ребёнок затрудняется что-
то выполнить самостоятельно, или просто отвлёкся. Никогда не делаю за
ребенка ту работу, которую он сам в состоянии выполнить. Индивидуальный
подход
также
необходим
к
легко
возбудимым,
невнимательным,
несдержанным детям. Им можно предлагать повторить указания педагога,
чтобы сосредоточить их внимание; перед объяснением материала к ним
нужно обратиться персонально по имени, чтобы слушали внимательно,
потом предложить повторить сказанное. Это очень простой и эффективный
прием, так как способствует развитию внимания детей на указаниях педагога,
их запоминанию, предупреждает непродуманные ответы. Если ребенок
пассивный, его полезно чаще спрашивать на занятиях, чаще обращать на
него внимание. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за
малейший
успех, подбадривание – таким должен быть индивидуальный
подход детям!