Автор: Щербакова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Развитие художественно-прикладного творчества у девочек старших групп через шитье и рукоделие.
Раздел: дополнительное образование
Развитие художественно -прикладного творчества у девочек старших
групп через шитье и рукоделие.
Щербакова Е.А. педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр развития творчества»
г. Губкин Белгородская обл
С декоративно-прикладным искусством мы встречаемся на каждом шагу
нашей повседневной жизни. Это и наша одежда, и жилье, и мебель, и облик
наших домов и улиц. Декоративно-прикладное искусство – это искусство,
приложенное к нашим повседневным житейским вещам. А потому каждый
из нас является не только потребителем, но и в какой-то мере творцом,
создателем прикладного искусства. И все окружающие нас вещи: одежда,
мебель, предметы быта, должны удовлетворять не только физические,
практические потребности, но и духовные, эстетические запросы, они
должны быть удобны и обязательно красивы. Близость декоративно-
прикладного искусства к жизни людей делает его мощным средством
эстетического воспитания.
Вовлекая
учащихся
в
эстетическую
художественно-творческую
деятельность, мы имеем большие возможности для развития творческой
личности, эстетической культуры. Творческая атмосфера, добровольное
желание участвовать в эстетическом действе помогают избавиться многим
девочкам от имеющихся у них комплексов. Необходимо внушить девочкам,
насколько важно и привлекательно уметь шить, ведь, освоив этот вид
творчества, можно изготовить себе модную, красивую одежду, тем самым
научиться
искусству
красиво
и
со
вкусом
одеваться
без
больших
материальных затрат. Можно сказать, что работа по изготовлению швейных
изделий позволит детям другими глазами взглянуть на окружающий мир,
пробудит интерес к труду, жажду творчества. Занятия не только сформируют
у девочек умения и навыки, но и помогут осознать свою силу творца. Они
пробудят
творческую
активность
и
фантазию,
научат
осуществлять
собственные замыслы. Дом, в котором есть вещи, выполненные руками
хозяев, всегда выгодно отличается от других уютом, самобытностью,
неповторимостью. Прихватки, подставки под горячее, грелки для чайника,
фартуки, игрушки не полный перечень изделий, что можно сделать своими
руками. Все эти изделия можно изготовить в технике лоскутного шитья.
Шитье из лоскутков – искусство, имеющее многовековую традицию.
Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном
понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и
предметов убранства жилища из лоскутков, отслуживших свой срок вещей.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от
традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению
лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных
композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута
называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду
рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций,
постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута
относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по
праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного
творчества во многих странах мира. В наше время техника лоскутного шитья
не потеряла своей актуальности, а наоборот, набирает новый виток.
Появились новые технологии, которые называются “ускоренные техники”:
треугольники, из отдельных полос, кайма. Привлекает в этой работе
относительная
дешевизна
используемых
материалов.
Ведь
у
любой
рукодельницы со временем накапливаются множество ненужных лоскутков,
которые так жалко выкидывать. В этой технике можно работать, не имея
швейной машинки и с небольшим материальным достатком. Одновременно
учащиеся изучают технологию выполнения ручных стежков и швов. Работа с
лоскутком расширяет знания о тканях и их свойствах, воспитывает
бережливость,
экономность,
эстетический
вкус.
Изготовление
многих
изделий приучает детей к аккуратности на занятиях и в быту, повышается
внимательность и усидчивость. У детей формируется любовь и уважение к
труду, дисциплинированность, умение работать в коллективе, иными
словами, воспитываются основные качества организованных людей, готовых
трудиться на общую пользу, творчески добиваться намеченных целей.
Формируются и необходимые волевые качества: дети становятся более
упорными, настойчивыми, стремятся доводить начатое дело до конца.
Своеобразным и оригинальным элементом украшения интерьера является
мягкая игрушка. Простота изготовления, яркая декоративность завоевали
симпатии
детей
и
взрослых.
Мягкая
игрушка
может
быть
многофункциональной. Являясь украшением интерьера, может выполнять
функции диванной подушки или, находясь в детской кроватке, быть
своеобразным футляром для пижамы ребенка. Дети, делая игрушки своими
руками для себя и своих близких, не только получают первые трудовые
навыки, но и учатся заботиться о близких, любить их. Например,
изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже учится вкладывать в нее
душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учатся любить своих
«детей», вести свое «хозяйство». Пошив мягких игрушек своими руками
тренирует
мелкую
моторику,
внимание,
усидчивость и
тактильную
чувствительность, развивает творческие способности, а так же приучает
выполнять правила и инструкции.
Таким образом, можно сказать, что занятия по шитью дают толчок развитию
детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной
организации работы. Не все девочки, занимающиеся шитьем, становятся в
будущем
портными,
швеями.
Но
очень
важно,
что
они
проходят
практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами,
производством,
приобретают
навыки
организации
труда
и
получают
эстетическое удовлетворение. Изготовление своими руками красивых и
нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит
удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей
деятельности. Зная о практическом применении своих поделок, ребята
работают с большим увлечением, ведь создание красивых вещей – процесс
творческий, а творчество основано на мастерстве. Понимание общественной
значимости и ценности своего труда порождает гордость, уверенность в себе,
вырабатывает умение преодолевать трудности, стремиться к мастерству.