Напоминание

Социализация детей и молодежи в дополнительном образовании.


Автор: Щербакова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей и молодежи в дополнительном образовании.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социализация детей и молодежи в дополнительном

образовании.

Щербакова Е.А. педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр развития творчества»

г. Губкин Белгородская обл

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов

поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,

знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В

отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено

биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе

социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в

семье, а уже потом вне её. Социализация – это усвоение, накопление и

воспроизведение социального и индивидуального опыта. Первичная

социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой

личности. В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям

приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой

обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к

большой. В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной

выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую

социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием

данного процесса и является социализация личности, которая позволяет

каждому человеку стать полноценным членом общества. Процесс

социализации личности протекает на протяжении всего существования

человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном

движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более

комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность

претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть

постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий

непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой

социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в

общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным,

поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и

определенных ролей.

Не малую роль в процессах образования и социализации в современном мире

стали играть творческие способности человека. Для современной педагогики

они уже не кажутся чем-то редким и необычным. Современные подходы в

педагогике предполагают, что каждый человек – творческая личность. В

современном мире одним из важнейших факторов социализации подростков

становится дополнительное образование. Дополнительное образование

детей — составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее

приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально

реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими

исследователями дополнительное образование детей понимается как

целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации

дополнительных образовательных программ. Дополнительным образованием

называют сферу получения знаний и навыков за пределами обязательного

государственного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные

интересы ребенка. В задачи дополнительного образования детей

дошкольного возраста и школьного входит гармоничное соединение общего

образовательного стандарта с созданием необходимых условий для

формирования творческой личности. Основной упор при этом делается на

защиту права ребенка на самоопределение и

саморазвитие. Цель дополнительного образования

- развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностно

му и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни

в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. В дополнительном

образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать,

планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую

действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству

и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия,

творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности.

Дополнительное образование - механизм поддержки индивидуализации и

самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся

потребностей детей и семей. Многие дети не могут проявить себя в общем

образовании, в классе. Они чувствуют себя скованно, зажато, стесняются

отвечать при одноклассниках, боясь ошибиться. Но у этих же детей много

увлечений и талантов, не касающихся основных предметов. Кто-то очень

хорошо рисует, кто-то сочиняет стихи, а кто-то очень спортивный. И такие

дети проявляют себя в дополнительном образовании, участвуя в различных

конкурсах и соревнованиях. При этом у ребенка повышается самооценка, а

вследствие этого у некоторых детей повышается авторитет в классе. Ребенок

становится более уверенным в себе, у него появляется опыт, который

поможет в дальнейшем приспособиться в нашем изменяющемся обществе.

Таким образом, при помощи дополнительного образования у подростков

развивается мотивация, самореализация и социализация.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы

развития: учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. — М.: Владос, 2010-240с.

2.

Астраханцева

С.В.

Методические

основы

преподавания

декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. —

Ростов н/Д: Феникс, 2006-160с.

3.

Возвращение

к

истокам:

Народное

искусство

и

детское

творчество. /Под ред. Шпикаловой Т.Я. и Поровской Г.А.. – М.: Гум.-

изд.центр “ВЛАДОС”., 2000- 120с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М.,

1990-245с.

5.Р.М.Шалимов. Социализация личности в изменяющемся мире. Психология

образования в XXI веке: теория и практика.

6.М.Д.Емелева. Проблемы социализации личности.

7.Википедия.



В раздел образования