Автор: Щербакова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей и молодежи в дополнительном образовании.
Раздел: дополнительное образование
Социализация детей и молодежи в дополнительном
образовании.
Щербакова Е.А. педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр развития творчества»
г. Губкин Белгородская обл
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов
поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,
знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В
отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено
биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе
социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в
семье, а уже потом вне её. Социализация – это усвоение, накопление и
воспроизведение социального и индивидуального опыта. Первичная
социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой
личности. В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям
приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой
обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к
большой. В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной
выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую
социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием
данного процесса и является социализация личности, которая позволяет
каждому человеку стать полноценным членом общества. Процесс
социализации личности протекает на протяжении всего существования
человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном
движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более
комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность
претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть
постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий
непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой
социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в
общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным,
поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и
определенных ролей.
Не малую роль в процессах образования и социализации в современном мире
стали играть творческие способности человека. Для современной педагогики
они уже не кажутся чем-то редким и необычным. Современные подходы в
педагогике предполагают, что каждый человек – творческая личность. В
современном мире одним из важнейших факторов социализации подростков
становится дополнительное образование. Дополнительное образование
детей — составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее
приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально
реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими
исследователями дополнительное образование детей понимается как
целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации
дополнительных образовательных программ. Дополнительным образованием
называют сферу получения знаний и навыков за пределами обязательного
государственного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные
интересы ребенка. В задачи дополнительного образования детей
дошкольного возраста и школьного входит гармоничное соединение общего
образовательного стандарта с созданием необходимых условий для
формирования творческой личности. Основной упор при этом делается на
защиту права ребенка на самоопределение и
саморазвитие. Цель дополнительного образования
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностно
му и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни
в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. В дополнительном
образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать,
планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую
действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству
и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия,
творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности.
Дополнительное образование - механизм поддержки индивидуализации и
самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся
потребностей детей и семей. Многие дети не могут проявить себя в общем
образовании, в классе. Они чувствуют себя скованно, зажато, стесняются
отвечать при одноклассниках, боясь ошибиться. Но у этих же детей много
увлечений и талантов, не касающихся основных предметов. Кто-то очень
хорошо рисует, кто-то сочиняет стихи, а кто-то очень спортивный. И такие
дети проявляют себя в дополнительном образовании, участвуя в различных
конкурсах и соревнованиях. При этом у ребенка повышается самооценка, а
вследствие этого у некоторых детей повышается авторитет в классе. Ребенок
становится более уверенным в себе, у него появляется опыт, который
поможет в дальнейшем приспособиться в нашем изменяющемся обществе.
Таким образом, при помощи дополнительного образования у подростков
развивается мотивация, самореализация и социализация.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы
развития: учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. — М.: Владос, 2010-240с.
2.
Астраханцева
С.В.
Методические
основы
преподавания
декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. —
Ростов н/Д: Феникс, 2006-160с.
3.
Возвращение
к
истокам:
Народное
искусство
и
детское
творчество. /Под ред. Шпикаловой Т.Я. и Поровской Г.А.. – М.: Гум.-
изд.центр “ВЛАДОС”., 2000- 120с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М.,
1990-245с.
5.Р.М.Шалимов. Социализация личности в изменяющемся мире. Психология
образования в XXI веке: теория и практика.
6.М.Д.Емелева. Проблемы социализации личности.
7.Википедия.