Автор: Щербакова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Творческие способности детей при применении декоративно- прикладного искусства в дополнительном образовании.
Раздел: дополнительное образование
Творческие способности детей при применении
декоративно- прикладного искусства в дополнительном образовании.
Щербакова Е.А. педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр развития творчества»
г. Губкин Белгородская обл.
Развитие творческих способностей обучающихся - важная задача для
педагогов дополнительного образования, особенно тех, кто работает в
декоративно-прикладном направлении.
Творчество начинается с желания создать что-либо своими руками. Те, кто
становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть,
не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и
совершенствует человека. Занятия в системе дополнительного образования
детей имеют явное преимущество перед уроками школьного цикла, так как
предоставляют возможность развивать детям свои творческие способности.
Чтобы пробудить у ребенка интерес к трудовой деятельности, педагогу
самому нужно «гореть». Педагог должен создать такие условия, чтобы
ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя творческой
личностью. Развитие творческих способностей детей нужно осуществлять
постепенно, в несколько уровней:
1.Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к
выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного
искусства.
2.Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта
деятельность является источником возникновения наблюдательности,
воображения, фантазии.
3.Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении
творческого задания при составление композиций у обучающихся развивается
эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.
4.Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь
подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового,
оригинального результата труда. При этом у детей развивается мелкая ручная
моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость.
5.Развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного
результата получает радость, проявляет душевность.
6.Создание продукта творческой деятельности.
Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным
искусством закладывают в детях образные художественные представления,
воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало. На занятиях
дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем.
Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного
пути. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность
мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон
универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты
требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.
Декоративно – прикладное искусство это народное творчество. А народное
творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей,
развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это
идет от души, а душа народная добра и красива.
Занятия по декоративно-прикладному искусству развивают не только
эстетический вкус, но и прививают любовь к народному творчеству,
развивают их творческие способности. Прививают интерес к красивым вещам
и манере красиво одеваться, знакомят их с произведениями народного
искусства, дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые
умения и навыки, т. е осуществляют психологическую и практическую
подготовку к труду, к выбору профессии.
При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость,
совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Так же
проводятся «творческие задания» типа: придумай другое оформление,
дополни образец деталями и т.д. Ребята определяют дизайнерское решение и
последовательность выполнения работы, Это способствует развитию у детей
наблюдательности, воображения, фантазии. Задания, связанные с
фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых
шаблонов. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои
варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор.
Большую роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-
прикладного искусства при работе с «бросовым материалом». Здесь детям
предоставляется много возможностей для развития их фантазии и
воображения. Работа с различными материалами, освоение новых приемов
приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что,
ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может
пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например:
из пластиковой бутылки – вазу или бокал, из одноразовых вилок и ложек
веера и замечательные картины, из яичной скорлупы: матрешку, рыбок,
осьминога, петушка, котика и многое другое. Перечислять можно бесконечно.
Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и сами создают
материальные и культурные ценности.
У детей должно быть много интересной творческой деятельности,
заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным
для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться
так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс
способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном
уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения
вводится много разных технологий работы с различными материалами.
Творческие
способности
детей
при
применении
декоративно-
прикладного
искусства
развиваются
в
разных
направлениях:
в
предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов
узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного
характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в
перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Необходимо,
чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его
результата. Если этого нет, и ребенок выполняет задание по любым другим
мотивам, например из послушания, из желания получить награду, из страха
наказания, то знания и умения ребенок таким путем, конечно, получит, но к
способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы
ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой
зависимости никуда не деться.