Напоминание

Творческие способности детей при применении декоративно- прикладного искусства в дополнительном образовании.


Автор: Щербакова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Творческие способности детей при применении декоративно- прикладного искусства в дополнительном образовании.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Творческие способности детей при применении

декоративно- прикладного искусства в дополнительном образовании.

Щербакова Е.А. педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр развития творчества»

г. Губкин Белгородская обл.

Развитие творческих способностей обучающихся - важная задача для

педагогов дополнительного образования, особенно тех, кто работает в

декоративно-прикладном направлении.

Творчество начинается с желания создать что-либо своими руками. Те, кто

становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть,

не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и

совершенствует человека. Занятия в системе дополнительного образования

детей имеют явное преимущество перед уроками школьного цикла, так как

предоставляют возможность развивать детям свои творческие способности.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к трудовой деятельности, педагогу

самому нужно «гореть». Педагог должен создать такие условия, чтобы

ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя творческой

личностью. Развитие творческих способностей детей нужно осуществлять

постепенно, в несколько уровней:

1.Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к

выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного

искусства.

2.Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта

деятельность является источником возникновения наблюдательности,

воображения, фантазии.

3.Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении

творческого задания при составление композиций у обучающихся развивается

эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.

4.Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь

подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового,

оригинального результата труда. При этом у детей развивается мелкая ручная

моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость.

5.Развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного

результата получает радость, проявляет душевность.

6.Создание продукта творческой деятельности.

Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным

искусством закладывают в детях образные художественные представления,

воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало. На занятиях

дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем.

Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного

пути. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность

мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон

универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты

требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.

Декоративно – прикладное искусство это народное творчество. А народное

творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей,

развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это

идет от души, а душа народная добра и красива.

Занятия по декоративно-прикладному искусству развивают не только

эстетический вкус, но и прививают любовь к народному творчеству,

развивают их творческие способности. Прививают интерес к красивым вещам

и манере красиво одеваться, знакомят их с произведениями народного

искусства, дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые

умения и навыки, т. е осуществляют психологическую и практическую

подготовку к труду, к выбору профессии.

При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость,

совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Так же

проводятся «творческие задания» типа: придумай другое оформление,

дополни образец деталями и т.д. Ребята определяют дизайнерское решение и

последовательность выполнения работы, Это способствует развитию у детей

наблюдательности, воображения, фантазии. Задания, связанные с

фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых

шаблонов. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои

варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор.

Большую роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-

прикладного искусства при работе с «бросовым материалом». Здесь детям

предоставляется много возможностей для развития их фантазии и

воображения. Работа с различными материалами, освоение новых приемов

приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что,

ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может

пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например:

из пластиковой бутылки – вазу или бокал, из одноразовых вилок и ложек

веера и замечательные картины, из яичной скорлупы: матрешку, рыбок,

осьминога, петушка, котика и многое другое. Перечислять можно бесконечно.

Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и сами создают

материальные и культурные ценности.

У детей должно быть много интересной творческой деятельности,

заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным

для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться

так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс

способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном

уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения

вводится много разных технологий работы с различными материалами.

Творческие

способности

детей

при

применении

декоративно-

прикладного

искусства

развиваются

в

разных

направлениях:

в

предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов

узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного

характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в

перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Необходимо,

чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его

результата. Если этого нет, и ребенок выполняет задание по любым другим

мотивам, например из послушания, из желания получить награду, из страха

наказания, то знания и умения ребенок таким путем, конечно, получит, но к

способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы

ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой

зависимости никуда не деться.



В раздел образования