Автор: Трушкова Анастасия Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №9"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: конспект Игрового занятия с элементами тренинга
Тема: "Понятие морали, нравственности, ценностей"
Раздел: среднее образование
Игровое занятие с элементами тренинга.
Тема: «Понятие морали, нравственности, ценностей»
Участники: учащиеся 10-х классов.
Цель: осознание участниками группы своих морально – нравственных ценностей.
1. Ритуал приветствия.
Участникам
объясняется,
что
традиционное
приветствие
будет
проводиться
под
девизом «Твое будущее». Приветствуя друг друга, они должны сделать небольшой прогноз
на будущее. Например, "Здравствуй, Боря, я думаю, что через пять лет ты будешь более
добродушным и отзывчивым». Подросткам нужно подойти по очереди ко всем членам
группы и, вспомнив все, что они уже знают о партнере высказать предположение о его
будущем.
2. Упражнение «Вежливость».
Упражнение начинается с того, что ведущий предлагает участникам ответить на
следующие вопросы:
- Какие правила общения (поведения) приняты в той среде, где вы чаще всего бываете?
- Как вы обычно приветствуете, друг друга, как благодарите, какими словами или жестами
выражаете свою признательность?
-
А
как
вы
выражаете
свое
недовольство
или
несогласие?
А
чувство
гнева
или
раздражения?
Хотелось
бы
все
это
услышать
и,
по
возможности,
увидеть.
Только,
естественно, оставаясь в рамках приличия.
- Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании
подростков не принято говорить «спасибо» и «пожалуйста», «благодарю тебя» или «я
прошу тебя...»?
Затем
ведущий
предлагает
во
время
упражнений
попробовать
новый
стиль
отношений, который называется «вежливость». Вместе с участниками разрабатывается
свод правил вежливого общения, под названием «Вежливость», который будет действовать
на протяжении всего тренинга.
В течение 5 минут каждый из участников составляет свои конкретные предложения
для
общего
свода
правил.
Затем
правила
обсуждаются,
и
проводится
все
общее
голосование за окончательный список.
А для того чтобы эти правила вежливости действовали в группе, ведущий вместе с
участниками разрабатывает и вводит систему штрафов. Участникам дается еще 5 минут на
то,
чтобы
продумать
конкретные
наказания
тем,
кто
будет
эти
правила
нарушать.
Например, за грубое слово, сказанное партнеру, нарушитель рассказывает всей группе
историю или притчу, где говорится о том, что грубость — это человеческий порок, или
находит высказывание или поговорку, в которой говорится о том, что человек делает
большую ошибку, грубо общаясь с окружающими.
В качестве примера можно привести
слова Эзопа: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой».
Данное упражнение дисциплинирует подростков, заставляет контролировать свое
поведение и обучает вежливому общению не только с взрослыми, но и среди сверстников.
3. Упражнение «Тимуровцы».
Ведущий начинает данное упражнение с предложения:
- Давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни.
Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это
был
совсем
незнакомый
вам
человек?
Итак,
вы
вспомнили
этих
людей.
А
теперь
подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о
помощи или это была ваша инициатива?
Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной
помощи людям?
Во время рассказа остальные участники слушают говорящего, обращая внимание на
его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т.д. Участники при этом должны не
забывать внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он
оказал, при каких обстоятельствах это было.
Данное упражнение призывает подростков к совершению положительных поступков,
например, к взаимопомощи, развивает умение выслушать другого.
4. Упражнение «Доброта».
В начале этого упражнения ведущий утверждает, что в каждом из нас в той или иной
степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Затем предлагает говорить
добрые
слова
о
других
людях.
Дает
подумать
5
минут,
подготовиться
к
рассказу,
самостоятельно выбрать тех людей, о которых будет рассказ. Рассказ должен быть очень
кратким и по существу, при этом рассказчику нужно подчеркнуть, что именно он ценит в
каждом из тех, о ком рассказывает.
Участники начинают рассказывать после вопроса ведущего:
- Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, родных и знакомых?
Это упражнение развивает доброе отношение к окружающим людям, умение ценить
положительные качества других людей.
5. Упражнение «Поведение и культура».
Это упражнение проходит в форме монолога. Ведущий рассказывает участникам о
таких понятиях как культура, правила, манеры. Рассказывает о минусах малокультурного,
невоспитанного человека и о преимуществах поведения культурного человека.
Монолог
ведущего:
«Поведение
культурного
человека
должно
соответствовать
общепризнанным
нормам
и
правилам.
Тебе
следует
следить
за
своими
манерами,
правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со
старшими, уметь держать себя непринужденно, но с достоинством, как в знакомом, так и
малознакомом обществе; понимать, что будет приличным, а что неприличным в данной
обстановке. Например, неприлично кричать, громко переговариваться, перебивать другого,
навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. «О
друзьях, — шутил А. Моруа, — у которых вы только что отобедали, не стоит говорить
гадости в радиусе ста метров от их дома». Общая культура предполагает определенную
начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю
опрятность,
доброжелательность,
эмоциональную
сдержанность
и,
главное,
высокую
порядочность. Японский писатель Сей-Сенагон замечает: «Завидовать другим, жаловаться
на свою участь, приставать с расспросами по любому пустяку, а если человек не пойдет на
откровенность, из злобы очернить его; краем уха услышать любопытную новость и потом
рассказывать направо и налево с таким видом, будто посвящен во все подробности, — как
это мерзко!» Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры
ведут к нарушениям отношений между людьми. Ты из своего опыта, наверное, знаешь, как
бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не
извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что ты устал, и начнет приставать с
расспросами, или не поймет твоего состояния и будет шутить, когда тебе совсем не до
шуток. Этот «кто-то» — малокультурный, невоспитанный человек. Сколько огорчений,
неприятностей и обид доставляют такие люди — и в школе, и дома, и в магазинах, и даже
в больницах, и в других местах.
6. Упражнение «Друг для друга».
Основная задача этого упражнения подумать над тем, где и чем может быть полезен
каждый член группы. Ведущий говорит о том, что люди рождены друг для друга, что это
сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств.
Участникам
нужно
проанализировать
список
всех
членов
группы.
Например,
написали тренинговое имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать
бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» написали: «С
ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и,
конечно,
о
кулинарных
рецептах».
А
затем
все
объединяются
в
большой
круг
и
выслушивают друг друга. Всем участникам будет интересно узнать ответ на вопрос: «На
что же я сгожусь?»
7. Упражнение «Улыбка».
Ведущий предлагает сделать улыбку традицией. То есть первым знаком приветствия,
обращения должна быть, благожелательная улыбка, так как, к сожалению, сегодня редко
можно встретить человека, который просто улыбается проходящим мимо людям и все уже
привыкли видеть хмурые лица вокруг, а самое страшное, сами перестали улыбаться.
Ведущий объясняет, что с какими бы словами мы ни подходили, друг к другу начинаем
наше общение с улыбки. И не только в группе, а вообще пусть это станет новой хорошей
привычкой
при
общении
с
другими
людьми.
Для
того
чтобы
улыбка
стала
доброй
традицией,
ведущий
говорит
о
том,
что
необходимо
специально
обращать
на
это
внимание, т. е. при контакте с любым членом группы, если кто-то увидит, что человек не
улыбнулся, (он мог просто забыть или до сих пор еще не может преодолеть некоторый
внутренний барьер), вы очень тактично будете напоминать ему, что в группе есть традиция
начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой.
Затем ведущий предлагает подойти друг к другу и улыбнуться. Сказать несколько
приятных слов. Обратить особое внимание на свои ощущения.
Поводя итог данному упражнению, участников можно спросить:
- Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?
- Трудно ли улыбаться всем членам группы?
- Возникает ли чувство неловкости, напрягаются ли мышцы лица?
- А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или
возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?
8. Ритуал прощания.
Участники берутся за руки и с улыбкой на лице хором, дружно поют песню «От
улыбки станет всем светлей!»