Напоминание

"Понятие морали, нравственности, ценностей"


Автор: Трушкова Анастасия Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №9"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: конспект Игрового занятия с элементами тренинга
Тема: "Понятие морали, нравственности, ценностей"
Раздел: среднее образование





Назад




Игровое занятие с элементами тренинга.

Тема: «Понятие морали, нравственности, ценностей»

Участники: учащиеся 10-х классов.

Цель: осознание участниками группы своих морально – нравственных ценностей.

1. Ритуал приветствия.

Участникам

объясняется,

что

традиционное

приветствие

будет

проводиться

под

девизом «Твое будущее». Приветствуя друг друга, они должны сделать небольшой прогноз

на будущее. Например, "Здравствуй, Боря, я думаю, что через пять лет ты будешь более

добродушным и отзывчивым». Подросткам нужно подойти по очереди ко всем членам

группы и, вспомнив все, что они уже знают о партнере высказать предположение о его

будущем.

2. Упражнение «Вежливость».

Упражнение начинается с того, что ведущий предлагает участникам ответить на

следующие вопросы:

- Какие правила общения (поведения) приняты в той среде, где вы чаще всего бываете?

- Как вы обычно приветствуете, друг друга, как благодарите, какими словами или жестами

выражаете свою признательность?

-

А

как

вы

выражаете

свое

недовольство

или

несогласие?

А

чувство

гнева

или

раздражения?

Хотелось

бы

все

это

услышать

и,

по

возможности,

увидеть.

Только,

естественно, оставаясь в рамках приличия.

- Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании

подростков не принято говорить «спасибо» и «пожалуйста», «благодарю тебя» или «я

прошу тебя...»?

Затем

ведущий

предлагает

во

время

упражнений

попробовать

новый

стиль

отношений, который называется «вежливость». Вместе с участниками разрабатывается

свод правил вежливого общения, под названием «Вежливость», который будет действовать

на протяжении всего тренинга.

В течение 5 минут каждый из участников составляет свои конкретные предложения

для

общего

свода

правил.

Затем

правила

обсуждаются,

и

проводится

все

общее

голосование за окончательный список.

А для того чтобы эти правила вежливости действовали в группе, ведущий вместе с

участниками разрабатывает и вводит систему штрафов. Участникам дается еще 5 минут на

то,

чтобы

продумать

конкретные

наказания

тем,

кто

будет

эти

правила

нарушать.

Например, за грубое слово, сказанное партнеру, нарушитель рассказывает всей группе

историю или притчу, где говорится о том, что грубость — это человеческий порок, или

находит высказывание или поговорку, в которой говорится о том, что человек делает

большую ошибку, грубо общаясь с окружающими.

В качестве примера можно привести

слова Эзопа: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой».

Данное упражнение дисциплинирует подростков, заставляет контролировать свое

поведение и обучает вежливому общению не только с взрослыми, но и среди сверстников.

3. Упражнение «Тимуровцы».

Ведущий начинает данное упражнение с предложения:

- Давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни.

Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это

был

совсем

незнакомый

вам

человек?

Итак,

вы

вспомнили

этих

людей.

А

теперь

подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о

помощи или это была ваша инициатива?

Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной

помощи людям?

Во время рассказа остальные участники слушают говорящего, обращая внимание на

его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т.д. Участники при этом должны не

забывать внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он

оказал, при каких обстоятельствах это было.

Данное упражнение призывает подростков к совершению положительных поступков,

например, к взаимопомощи, развивает умение выслушать другого.

4. Упражнение «Доброта».

В начале этого упражнения ведущий утверждает, что в каждом из нас в той или иной

степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Затем предлагает говорить

добрые

слова

о

других

людях.

Дает

подумать

5

минут,

подготовиться

к

рассказу,

самостоятельно выбрать тех людей, о которых будет рассказ. Рассказ должен быть очень

кратким и по существу, при этом рассказчику нужно подчеркнуть, что именно он ценит в

каждом из тех, о ком рассказывает.

Участники начинают рассказывать после вопроса ведущего:

- Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, родных и знакомых?

Это упражнение развивает доброе отношение к окружающим людям, умение ценить

положительные качества других людей.

5. Упражнение «Поведение и культура».

Это упражнение проходит в форме монолога. Ведущий рассказывает участникам о

таких понятиях как культура, правила, манеры. Рассказывает о минусах малокультурного,

невоспитанного человека и о преимуществах поведения культурного человека.

Монолог

ведущего:

«Поведение

культурного

человека

должно

соответствовать

общепризнанным

нормам

и

правилам.

Тебе

следует

следить

за

своими

манерами,

правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со

старшими, уметь держать себя непринужденно, но с достоинством, как в знакомом, так и

малознакомом обществе; понимать, что будет приличным, а что неприличным в данной

обстановке. Например, неприлично кричать, громко переговариваться, перебивать другого,

навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. «О

друзьях, — шутил А. Моруа, — у которых вы только что отобедали, не стоит говорить

гадости в радиусе ста метров от их дома». Общая культура предполагает определенную

начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю

опрятность,

доброжелательность,

эмоциональную

сдержанность

и,

главное,

высокую

порядочность. Японский писатель Сей-Сенагон замечает: «Завидовать другим, жаловаться

на свою участь, приставать с расспросами по любому пустяку, а если человек не пойдет на

откровенность, из злобы очернить его; краем уха услышать любопытную новость и потом

рассказывать направо и налево с таким видом, будто посвящен во все подробности, — как

это мерзко!» Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры

ведут к нарушениям отношений между людьми. Ты из своего опыта, наверное, знаешь, как

бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не

извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что ты устал, и начнет приставать с

расспросами, или не поймет твоего состояния и будет шутить, когда тебе совсем не до

шуток. Этот «кто-то» — малокультурный, невоспитанный человек. Сколько огорчений,

неприятностей и обид доставляют такие люди — и в школе, и дома, и в магазинах, и даже

в больницах, и в других местах.

6. Упражнение «Друг для друга».

Основная задача этого упражнения подумать над тем, где и чем может быть полезен

каждый член группы. Ведущий говорит о том, что люди рождены друг для друга, что это

сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств.

Участникам

нужно

проанализировать

список

всех

членов

группы.

Например,

написали тренинговое имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать

бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» написали: «С

ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и,

конечно,

о

кулинарных

рецептах».

А

затем

все

объединяются

в

большой

круг

и

выслушивают друг друга. Всем участникам будет интересно узнать ответ на вопрос: «На

что же я сгожусь?»

7. Упражнение «Улыбка».

Ведущий предлагает сделать улыбку традицией. То есть первым знаком приветствия,

обращения должна быть, благожелательная улыбка, так как, к сожалению, сегодня редко

можно встретить человека, который просто улыбается проходящим мимо людям и все уже

привыкли видеть хмурые лица вокруг, а самое страшное, сами перестали улыбаться.

Ведущий объясняет, что с какими бы словами мы ни подходили, друг к другу начинаем

наше общение с улыбки. И не только в группе, а вообще пусть это станет новой хорошей

привычкой

при

общении

с

другими

людьми.

Для

того

чтобы

улыбка

стала

доброй

традицией,

ведущий

говорит

о

том,

что

необходимо

специально

обращать

на

это

внимание, т. е. при контакте с любым членом группы, если кто-то увидит, что человек не

улыбнулся, (он мог просто забыть или до сих пор еще не может преодолеть некоторый

внутренний барьер), вы очень тактично будете напоминать ему, что в группе есть традиция

начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой.

Затем ведущий предлагает подойти друг к другу и улыбнуться. Сказать несколько

приятных слов. Обратить особое внимание на свои ощущения.

Поводя итог данному упражнению, участников можно спросить:

- Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?

- Трудно ли улыбаться всем членам группы?

- Возникает ли чувство неловкости, напрягаются ли мышцы лица?

- А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или

возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

8. Ритуал прощания.

Участники берутся за руки и с улыбкой на лице хором, дружно поют песню «От

улыбки станет всем светлей!»



В раздел образования