Напоминание

«Реализация успешной адаптации обучающихся в учреждении дополнительного образования»


Автор: Зинькина Ирина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Руза, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Реализация успешной адаптации обучающихся в учреждении дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование





Назад




И.И. Зинькина

(г. Руза, Московская обл.)

«Реализация успешной адаптации обучающихся в учреждении

дополнительного образования»

Проблему охраны психического здоровья детей, которая становится все

более актуальной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и

функциональных

расстройств

нельзя

решить

без

практического

использования методико-психологических и социально-психологических

знаний в системе образования. Преступая к какой-либо деятельности

человек, адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В

этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и

обогащается.

В

зависимости

от

того,

как

дети

приспосабливаются,

привыкают к новым условиям во многом зависит их эмоциональное

состояние, работоспособность, состояние здоровья, что не может не влиять

на дальнейшее развитие личности ребенка, его творческих способностей.

Адаптация (от лат. Приспособляю) – приспособление организма к

условиям среды. Организм человека приспосабливается к новой социальной

ситуации не только физиологически, но и психологически.

Учреждения дополнительного образования всегда были помощниками

в

развитии

творческих

способностей,

коммуникативных

навыков,

социализации детей. Неформальное общение, работа в малых группах,

занятие любимым делом дают ребенку возможность реализовать себя,

попробовать в новой роли, отличной от школьной. Часто дети, не успешные

и не адаптированные в классе, успешны в дополнительном образовании,

занимают в малом коллективе более высокий статус. Это повышает

самооценку ребенка, снимает повышенную тревожность.

Как

и

в

любом

коллективе,

в

учреждении

дополнительного

образования ребенок переживает адаптацию к новому окружению, к группе.

В это время эмоциональное состояние детей неустойчиво, в зависимости от

возраста, дети по-разному ведут себя на занятиях. Первоклассникам трудно

сосредоточиться и долго находиться в статичном положении. Младшие

школьники быстро утомляются, эмоционально воспринимают неудачи.

Подростки в стадии адаптации характеризуются сменой настроения, иногда

замкнутостью или наоборот, демонстративным поведением.

Эффективность социально-психологической адаптации на занятиях в

творческих объединениях зависит:

- от интеллектуального развития самого обучающегося;

- знаний, умений, навыков;

- мотивации прихода в кружок;

- любознательности как основы познавательной активности;

- от сформированности творческого воображения;

- самооценки;

- социальной компетентности ребенка (принятия норм и ценностей

новой социальной среды);

- коммуникативных способностей (умение общаться со сверстникам,

взрослыми);

- от условий психологического климата в кружке.

Сроки

адаптации

могут

быть

различными.

Оптимальный

адаптационный период составляет один – полтора месяца. В это время

участникам психолого-педагогического сопрововждения позаботиться о

создании

благоприятных

условий

адаптации

ребенка

к

творческому

объединению, обратить внимание на то, чтобы это процесс не сопровождался

разочарованиями и конфликтами, в противном случае ребенок перестанет

посещать занятия.

Условия эффективной социально-психологической адаптации:

- оказание поддержки, использование моральных стимулов (одобрение,

похвалу);

- создание ситуации успеха;

- способствование снижению уровня тревожности, напряжения;

-

формирование

адекватной

самооценки

ребенка,

развитие

самоуважения;

- не допущение авторитарного стиля отношений;

- профилактика утомляемости;

- учёт возрастных особенностей детей и их уровень подготовленности;

- способствование развитию коммуникабельности;

- установка в группе атмосферы доброжелательных межличностных

отношений.

Создание

развивающей

среды

является

источником

успешной

адаптации

ребенка,

так

как

каждый

ее

компонент

способствует

формированию у него опыта освоения средств и способов взаимодействия с

окружающим

миром,

опыта

возникновения

мотивов

новых

видов

деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.

Организация

педагогического

сопровождения

включает

в

себя

следующие этапы:

− диагностический (сбор информации); поисковый (анализ полученной

информации развития ребенка, его социальной ситуации развития);

− консультативно-проективный (совместная выработка рекомендаций

для ребенка, родителей и специалистов);

− деятельностный (реализация индивидуального образовательного

маршрута и проведение программы);

− рефлексивный (анализ реализации задач сопровождения).

Исходя из концепции гуманистической педагогики, необходимым

условием

адаптации

детей

к

кружку,

является

установление

правильных взаимоотношений между детьми и педагогом, построенных на

сотрудничестве, партнерстве, гуманном отношении и уважении к личности

каждого ребенка. Задача педагога не только чему-то научить ребенка, но и

насытить его эмоциональный мир более положительными, яркими красками.

Взаимодействие

специалистов

совместная

деятельность,

направленная на включение ребенка в среду организаций дополнительного

образования. Субъекты образования, осуществляющие данный процесс:

педагоги

дополнительного

образования,

учитель-дефектолог,

педагог-

психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатели, родители.

Таким образом, для успешной адаптации ребенка в среде организаций

дополнительного образования необходимо создать педагогические условия,

реализация которых будет способствовать овладению детьми личностными

качествами,

элементарными

представлениями,

общеучебными,

коммуникативными, социально-бытовыми навыками.

Список литературы

1.Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании.

Академия. - М., 2001. - 192 с.

2. Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. Эксмо. М., 2008. -

128 с.

3. Ахмадеев А.А., Ширяева А.А. Социальная адаптация в контексте семьи.

Социально-философский анализ. Уфа: БГУ, 2001. - 102 с.

4. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.-

М.: Академия, 2007. - 256 с.

5.

Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адаптированности

личности: Дис. канд. психол. наук: (22.00.08) И.К. Кряжева; М., 1980. 159 с.

6.

Социальная психология личности Отв. ред.: Боблева М.И., Шорохова Е.В.

М Наука, 1979.-344 с.



В раздел образования