Автор: Зинькина Ирина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Руза, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Реализация успешной адаптации обучающихся в учреждении дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование
И.И. Зинькина
(г. Руза, Московская обл.)
«Реализация успешной адаптации обучающихся в учреждении
дополнительного образования»
Проблему охраны психического здоровья детей, которая становится все
более актуальной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и
функциональных
расстройств
нельзя
решить
без
практического
использования методико-психологических и социально-психологических
знаний в системе образования. Преступая к какой-либо деятельности
человек, адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В
этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и
обогащается.
В
зависимости
от
того,
как
дети
приспосабливаются,
привыкают к новым условиям во многом зависит их эмоциональное
состояние, работоспособность, состояние здоровья, что не может не влиять
на дальнейшее развитие личности ребенка, его творческих способностей.
Адаптация (от лат. Приспособляю) – приспособление организма к
условиям среды. Организм человека приспосабливается к новой социальной
ситуации не только физиологически, но и психологически.
Учреждения дополнительного образования всегда были помощниками
в
развитии
творческих
способностей,
коммуникативных
навыков,
социализации детей. Неформальное общение, работа в малых группах,
занятие любимым делом дают ребенку возможность реализовать себя,
попробовать в новой роли, отличной от школьной. Часто дети, не успешные
и не адаптированные в классе, успешны в дополнительном образовании,
занимают в малом коллективе более высокий статус. Это повышает
самооценку ребенка, снимает повышенную тревожность.
Как
и
в
любом
коллективе,
в
учреждении
дополнительного
образования ребенок переживает адаптацию к новому окружению, к группе.
В это время эмоциональное состояние детей неустойчиво, в зависимости от
возраста, дети по-разному ведут себя на занятиях. Первоклассникам трудно
сосредоточиться и долго находиться в статичном положении. Младшие
школьники быстро утомляются, эмоционально воспринимают неудачи.
Подростки в стадии адаптации характеризуются сменой настроения, иногда
замкнутостью или наоборот, демонстративным поведением.
Эффективность социально-психологической адаптации на занятиях в
творческих объединениях зависит:
- от интеллектуального развития самого обучающегося;
- знаний, умений, навыков;
- мотивации прихода в кружок;
- любознательности как основы познавательной активности;
- от сформированности творческого воображения;
- самооценки;
- социальной компетентности ребенка (принятия норм и ценностей
новой социальной среды);
- коммуникативных способностей (умение общаться со сверстникам,
взрослыми);
- от условий психологического климата в кружке.
Сроки
адаптации
могут
быть
различными.
Оптимальный
адаптационный период составляет один – полтора месяца. В это время
участникам психолого-педагогического сопрововждения позаботиться о
создании
благоприятных
условий
адаптации
ребенка
к
творческому
объединению, обратить внимание на то, чтобы это процесс не сопровождался
разочарованиями и конфликтами, в противном случае ребенок перестанет
посещать занятия.
Условия эффективной социально-психологической адаптации:
- оказание поддержки, использование моральных стимулов (одобрение,
похвалу);
- создание ситуации успеха;
- способствование снижению уровня тревожности, напряжения;
-
формирование
адекватной
самооценки
ребенка,
развитие
самоуважения;
- не допущение авторитарного стиля отношений;
- профилактика утомляемости;
- учёт возрастных особенностей детей и их уровень подготовленности;
- способствование развитию коммуникабельности;
- установка в группе атмосферы доброжелательных межличностных
отношений.
Создание
развивающей
среды
является
источником
успешной
адаптации
ребенка,
так
как
каждый
ее
компонент
способствует
формированию у него опыта освоения средств и способов взаимодействия с
окружающим
миром,
опыта
возникновения
мотивов
новых
видов
деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
Организация
педагогического
сопровождения
включает
в
себя
следующие этапы:
− диагностический (сбор информации); поисковый (анализ полученной
информации развития ребенка, его социальной ситуации развития);
− консультативно-проективный (совместная выработка рекомендаций
для ребенка, родителей и специалистов);
− деятельностный (реализация индивидуального образовательного
маршрута и проведение программы);
− рефлексивный (анализ реализации задач сопровождения).
Исходя из концепции гуманистической педагогики, необходимым
условием
адаптации
детей
к
кружку,
является
установление
правильных взаимоотношений между детьми и педагогом, построенных на
сотрудничестве, партнерстве, гуманном отношении и уважении к личности
каждого ребенка. Задача педагога не только чему-то научить ребенка, но и
насытить его эмоциональный мир более положительными, яркими красками.
Взаимодействие
специалистов
–
совместная
деятельность,
направленная на включение ребенка в среду организаций дополнительного
образования. Субъекты образования, осуществляющие данный процесс:
педагоги
дополнительного
образования,
учитель-дефектолог,
педагог-
психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатели, родители.
Таким образом, для успешной адаптации ребенка в среде организаций
дополнительного образования необходимо создать педагогические условия,
реализация которых будет способствовать овладению детьми личностными
качествами,
элементарными
представлениями,
общеучебными,
коммуникативными, социально-бытовыми навыками.
Список литературы
1.Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании.
Академия. - М., 2001. - 192 с.
2. Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. Эксмо. М., 2008. -
128 с.
3. Ахмадеев А.А., Ширяева А.А. Социальная адаптация в контексте семьи.
Социально-философский анализ. Уфа: БГУ, 2001. - 102 с.
4. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.-
М.: Академия, 2007. - 256 с.
5.
Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адаптированности
личности: Дис. канд. психол. наук: (22.00.08) И.К. Кряжева; М., 1980. 159 с.
6.
Социальная психология личности Отв. ред.: Боблева М.И., Шорохова Е.В.
М Наука, 1979.-344 с.