Автор: Филимонова Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Консультация
Тема: "Если ребенок боится"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Если ребенок боится»
В
условиях
дошкольного
учреждения
консультации
для
родителей
можно
проводить по заранее составленному графику, что позволяет родителям самостоятельно
планировать
своё
время
и
посещать
мероприятия,
которые
они
считают
наиболее
интересными.
Психологический
смысл
консультаций
состоит
в
том,
чтобы
помочь
родителям осознать возможные проблемы, понять, что трудности могут возникнуть не
только с их детьми, почувствовать в себе силы, чтобы помочь ребенку справиться со
сложной ситуацией.
Страх заражает так же, как насморк,
и всякий раз делает из единственного числа
множественное.
Гёте
Страх
–
первое
базовое
чувство,
возникающее у человека. Это одна
из
первых
эмоций,
испытываемых
новорожденным младенцем.
Страхи как явление должны
остаться в детстве, и по достижении
р е б е н к о м
д в е н а д ц а т и
л е т
большинство страхов уходит из его
жизни.
Если
этого
не
происходит
м о ж н о
п о р а з м ы ш л я т ь
о
психологических
проблемах
в
эмоциональном плане.
Страх - очень неприятная и
сильная эмоция. Каждый взрослый
знает это по себе. Поэтому многие
родители
боятся
страхов
своих
детей
(особенно
если
они
не
являют ся
быстропроходящими) и стараются избавить любимого ребёнка от таких переживаний.
Правы ли они? Трудно ответить однозначно на этот вопрос. Чтобы мы смогли выработать
то или иное отношение к страхам своего ребенка, сначала рассмотрим функции страха, его
виды и причины возникновения.
Страх - эмоция, которую периодически испытывают все живые существа. Так
неужели это злая шутка природы, наделившей нас этой способностью? Конечно, нет. Ведь
страх
имеет
защитный
характер,
он
является
прямым
следствием
инстинкта
самосохранения. Представьте себе на минуту, что вашему ребенку совершенно неведом
страх: он смело взбирается на крышу, сует пальцы в розетку, перебегает дорогу на
оживленном шоссе и т. д.). Поэтому страх играет важную роль в жизни каждого человека,
так
как
предотвращает
слишком
опасные
для
жизни
безрассудные
и
импульсивные
действия.
Кроме этого необходимо знать о возрастной динамике страхов. Тогда им станет
понятно, что страхи, как и другие психические проявления, могут отражать достижение
ребенком определенного уровня развития. Так, например, если ребенок в семь месяцев
опасается оставаться без мамы, а в восемь месяцев боится незнакомых людей, то не
бороться с этим надо, а радоваться, потому что это свидетельствует о его эмоциональной
привязанности к матери и способности отличать ее от чужих людей. Так что родителям,
напротив,
стоит
беспокоиться,
если
они
не
наблюдают
у
своего
малыша
подобного
беспокойства. Однако если такие страхи ребенок не "перерос" и в полтора года, то это
может
свидетельствовать
о
нарушениях
его
отношений
с
мамой
или
отклонениях
в
развитии.
Рассмотрим страхи, типичные для развития детей разных возрастных категорий (то
есть те страхи, которые возникают у большинства ребят в данном возрасте и являются
нормальными, хотя если вы чувствуете их тенденцию повторяться, то стоит их сразу
проработать).
От одного года до трех лет у ребенка может возникать страх неожиданных резких
звуков (обусловлен инстинктом), одиночества, потери эмоционального контакта с матерью
(особенно при посещении яслей), боли, уколов и медработников. В этот период детям
начинают иногда сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому
могут появиться страхи перед засыпанием.
В возрасте от трех до пяти лет возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого
пространства. Сказочные персонажи, пугавшие раньше ребенка только во сне, теперь
могут заставлять его опасаться и днем.
От пяти до семи лет вы можете наблюдать возникновение страха перед чертями или
другими представителями потустороннего мира. Как и многие другие страхи, он является
разновидностью самого главного, ведущего страха, появляющегося в этом возрасте, -
страха смерти (своей и родителей).
В младшем школьном возрасте (от семи до одиннадцати лет) ведущим становится
страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и
ценят
родители,
учителя,
сверстники.
Из
этого
глобального
страха
вытекают
уже
множество маленьких страхов: боязнь сделать ошибку, боязнь опоздать на урок и т. п.
Кроме этого детям указанного возраста свойственно магическое мышление, поэтому они
начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий. Это возраст детских
страшилок, леденящих душу рассказов, которыми ребята с удовольствием пугают друг
друга.
С одиннадцати до шестнадцати лет, то есть в подростковом возрасте, страхи у детей
меняются, как и задачи развития. Подростки боятся физических изменений, происходящих
с ними, боятся быть не собой, опасаются стать обезличенными, боятся потерять власть над
своими чувствами. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со
стороны сверстников, не справиться со взятыми на себя обязательствами. Природные
страхи
(основанные
на
инстинкте
самосохранения)
тоже
никуда
не
деваются.
Они
преобразуются
в
страх
войны,
пожара,
стихии,
боязнь
заболеть.
Добавьте
к
этому
внушительному списку еще и ранее приобретенные и не изжитые до конца страхи, и вы
почувствуете, что подростковый возраст является проблемным не только для родителей,
но и для самих детей.
Родителям же важнее учитывать факторы, способствующие появлению страхов.
Во-первых, чрезмерная опека. Если родители стараются оберегать ребенка от всех
неприятностей, предвосхищать все трудности, беспокоятся за него, то соответственно и
ребенок начинает воспринимать мир как непонятный, чужой и грозящий опасностями.
Во-вторых, разговоры взрослых о болезнях и несчастьях. Если взрослые в семье
склонны к пессимизму и сами видят в жизни, прежде всего неприятности и трудности (что
выражается в частых разговорах о несчастьях и болезнях, как своих, так и чужих), то,
естественно,
они
не
научат
своего
ребенка
жизнерадостности.
Ведь
маленькие
дети
воспринимают большой мир через призму взглядов своих родителей, а в данном случае
получаемое изображение не сулит ничего хорошего.
В-третьих, чрезмерная напряженность и непонимание в семье. Если в семье часто
возникают конфликты или чувствуется напряженность и непонимание между членами
семьи, то это непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, в том
числе на силу и количество возникающих страхов. Тоже касается и ситуации развода
родителей.
В-четвертых, неуверенность родителей в своих воспитательных действиях. Если
родители ведут себя излишне мягко, все время сомневаясь в правильности своих действий
по отношению к сыну или дочери, то это тоже неблагоприятно сказывается на его (ее)
развитии. Для психологического благополучия детей нужно, чтобы родители являлись
некой крепостью, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в то же время надежно
защищает. В противном случае у ребенка возникают внутренние "ограничители" в виде
страхов.
В-пятых, отсутствие общения со сверстниками. У детей, имеющих возможность
играть со сверстниками, страхи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это
объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к
теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и
одновременно получают групповую поддержку.
Для снятия тревожности у детей существуют целые комплексы приёмов, упражнений
и рекомендаций.
Упражнение «Нарисуй свой страх» (для детей с 4 лет)
Предложить
ребёнку
нарисовать
свои
страхи:
«Представь,
что
у
тебя
есть
волшебная палочка, которая поможет придать страхам какую-либо форму, цвет, объем,
вид. А как только они становятся заметными, мы можем взаимодействовать с ними».
Варианты взаимодействия с нарисованным страхом.
Посмотри на свой страх – так ли он страшен и ужасен? Дорисуй его, сделай
его смешным. Можно дорисовать ему смешную шляпку, клоунский башмак
или башмаки и др.
Ты можешь посадить его в клетку или замуровать в башню.
Рисунок твоего страха ты можешь разорвать на множество кусочков, а затем
развеять их по ветру или выбросить в мусорное ведро.
Игра «Лужайка Страха»
(Эта игра поможет создать условия для эмоциональной разрядки ребенка; поможет
обратить внимание ребенка на то, что страх – полезная эмоция, просто надо быть ей
хозяином).
«Страх хочет с нами поиграть и приглашает на лужайку Страха.
На лужайку приходят разные звери. И все они здесь дрожат, боятся от души, но по
правилам.
На лужайку прискакали испуганные зайцы! Сели на лужайке, посмотрели друг на
друга, сжались в комочек и дрожат, трясутся! Вот так! (взрослый показывает).
Устали
дрожать!
Расправили
плечи,
расслабили
лапы,
зажмурились
от
удовольствия.
Вдруг вспомнили про волка. Опять задрожали.
Устали
дрожать!
Расправили
плечи,
расслабили
лапы,
зажмурились
от
удовольствия.
А белочки-хитрюли решили свои страхи в дупле деревьев спрятать вот в этом
сундуке.
Если большой страх, шепчут его на шишку и кладут в дупло в сундук на лужайке
Страха. Если маленький страх, шепчут его на желудь и кладут в дупло в сундук на
лужайке Страха. И им становится легче. Расслабили плечи, зажмурились от удовольствия,
лицо солнышку подставили!
Иногда на лужайку Страха приходят дети. Зачем, как ты думаешь?
Бывает так, что дети устали от страха, не могут с ним справиться, только учатся
быть хозяином своего страха.
Взрослый обматывает ребенка веревкой.
- Представь, что ты запутался в гигантской и крепкой паутине страха. Как от неё
освободиться? Сбросим паутину страха!»
А вот как предлагают поступить со страхом детские поэты:
А. Мовшович:
Чтобы страху не бывать
Ни вдали, ни рядом,
Нам его нарисовать
На бумажке надо.
Для чего нарисовать?
Чтобы после изорвать
На куски, кусочки
Мелкие, как точки.
Нету страха. Этот страх
Превратился в пыль и прах!
Г. Семенов
«Счастливая ошибка»
Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул «ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул «ха!» И мигом страх
Забился под забор…
Он струсил сам! И слово «ах!»
Я позабыл с тех пор.
Сказка «Полезная Боюська»
В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с
длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не
все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.
Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее.
Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бес
толку до самого утра.
Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую
ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил
сторожевой пес и спрашивает:
—
Ты почему плачешь?
—
Спать хочу, — отвечает мышонок.
—
Так почему не спишь? — удивился пес.
—
Не могу, у меня Боюська.
—
Какая такая Боюська? — не понял пес.
—
Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок.
—
А что она делает?
—
Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
—Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Бо-юську.
—Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе?
— Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я
— сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.
Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она
пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по
ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.
Можно последовать примеру сказкотерапевта Д. Соколова и предложить ребенку
поиграть в «магазин». Купите или обменяйте его «боюськи» на книги, игрушки или
конфеты.
Как избавиться от страха перед каким-то делом (для детей 6 – 10 лет )
Глубоко вдохни и выдохни.
Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
Если
ты
чувствуешь,
что
волнуешься
во
время
контрольной,
или
начинаешь
запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.
Заговор
На
протяжении
многих
веков
целители
подбирали
нужные
слова
и
создавали
определенные
ритуалы,
направленные
на
исцеление,
на
устранение
болезни,
на
разрешение проблемы, на достижение цели. Такой вид народного творчества получил
название «заговор». Заговор в форме внушения или самовнушения
можно составить
самостоятельно или воспользоваться готовым.
На море, на океане, на острове Буяне стоит вечный Дуб,
У того Дуба могучего ветви солнце достают,
Корни до самой середины Земли-матушки прорастают.
Дуб тот ветром не согнет, вихрем не сломит…
Охраняет Дуб сон Ульяны:
Чтобы спала спокойно до утра,
Чтобы радость в гости зашла, а беда мимо прошла,
Чтобы росла во сне здоровой, красивой и нежной.
Которые слова не договорены, которые не поняты, которые позабыты –
Пусть все мои слова будут сильны, как ветви дуба,
И крепки, как его корни.
Отныне и навеки. Да будет так.
Как помочь боязливому ребенку
1.
Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив, проявите заботу. Например,
какое-то
время
перед
сном
проведите
у
его
постели,
расспрашивая
ребенка
про
воображаемых персонажей в таком алгоритме:
•
Как они выглядят?
•
Чего они хотят?
•
В каком мире они существуют?
•
Для чего они пришли в наш мир?
•
Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?
•
Что произойдет, когда вы подружитесь?
•
Какие слова они скажут тебе перед сном?
2.
Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том, кого боялись в детстве
как справились с этим страхом.
3.
Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по телевизору перед сном,
обсуждайте прочитанное (увиденное) или предлагайте что-то менее страшное. Однако это
не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок. Сказка учит
ребенка обращаться со страхом, помогает направить (канализировать) переживание страха
вовне, проецируя страх на образ Бабы Яги, Кощея и др.
Список мультфильмов, рекомендуемых для просмотра
Мультфильмы
1.
Бегемотик, который боялся прививок.
2.
Глаша и кикимора.
3.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч.
4.
Доктор айболит.
5.
Дядюшка Ау.
6.
Илья Муромец и Соловей Разбойник.
7.
Змей на чердаке.
8.
Кеша и чудовище.
9.
Корпорация Монстров.
10. Котенок по имени Гав.
11. Лунтик (серия о страхах).
12. Ничуть не страшно.
13. Ох уж эти детки.
14. Подарок для самого слабого.
15. Про Суслика и Хому.
16. Тот, кто сидит в пруду (Крошка Енот).
17. Хозяйка привидений.
Если же вы видите, что никакими способами ребенку не удается справиться со своим
страхом,
если
появилась
бессонница,
заикание,
раздражительность
или
апатия,
обращайтесь к психологу или психоневрологу.
Литература
1.
Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны.
Программа
эмоционально-волевого
развития
детей
4-5
лет.
–
СПб.:
Речь;
М.:
Сфера, 2011.
2.
Куличковская
Е.В.,
Степанова
О.В.
Как
преодолеть
свой
страх?
Развивающие
сказки и игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
3.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
4.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., Речь, 2007.