Автор: Чепурина Виктория Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 35 Пушкинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников через приобщение к
художественной литературе»
2023
ГБДОУ №35 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Ч
е
п
у
р
и
н
а
В
.
В
.
Федеральный проект
«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации»
национального проекта «Образование»
(далее – федеральный проект, проект
«Патриотическое воспитание)
реализуется в период
с 2021 по 2024 годы.
Федеральный проект направлен на
укрепление воспитательной
составляющей системы образования,
будет способствовать всестороннему
духовному, нравственному и
интеллектуальному развитию детей и
расширит их участие в принятии
решений, которые затрагивают их права
и интересы
1
2
Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
Создание единого ядра содержания дошкольного образования,
ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
«Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих
функций дошкольного уровня образования:
Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей
играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не
только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний
мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Знакомство детей с художественной литературой надо начинать в раннем возрасте с народного творчества: потешек,
песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.
К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся
популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного
вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают
основы нравственности.
Особым жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем
дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания.
Для чтения детям надо подбирать художественные произведения разных жанров, объёма, стилей и форм, разных авторов.
Но, обязательно знакомить детей с творчеством лучших русских писателей, поэтов:
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого
После
прочтения
художественного
произведения
необходимо
провести
с
детьми
беседу,
дети
должны
поделиться своими впечатлениями от услышанного.
В
этом
возрасте
у
дошкольников
сохраняется
наглядно-образное
мышление,
поэтому,
чтобы
у
детей
сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы,
военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, надо использовать наглядные пособия,
репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.
В старшем дошкольном возрасте книга становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.
Для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей необходимо тщательно подбирать
произведения на определенные темы.
Рассказы и стихотворения о природе
Проза и стихи о Великой Отечественной Войне
Рассказы о родном городе (столице России)
Рассказы о различных профессиях
Повести и рассказы из жизни сверстников
Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и
общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств
личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание
эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Воспитательная сила художественной литературы направлена на развитие у детей
нравственных качеств, формирование образа героя, защитника своего государства,
воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности
защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок
родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.
Примеры героических поступков главных героев литературных произведений
способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки
совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства
ответственности перед ними.
.
Список произведений художественной литературы нравственной
направленности для чтения детям 5 – 7 лет:
- Агебаев А. «День Победы»;
- Александров З. «Дозор»;
-
Алексеев
С.
«Рассказы
о
Великой
Отечественной
Войне»,
«Небывалое
бывает»
(рассказ
о
Суворове и русских солдатах);
- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;
- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За
Родину»;
- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;
- Бойко Р «Наша Армия родная»;
- Благинина Е. «Шинель»;
- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;
- Бутмин И. «Трус»;
- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша
Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович»,
«Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;
- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;
- Дриз О. «Добрые слова»;
(Весь список в приложении)
Спасибо за внимание!