Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе"


Автор: Чепурина Виктория Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 35 Пушкинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников через приобщение к

художественной литературе»

2023

ГБДОУ №35 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Ч

е

п

у

р

и

н

а

В

.

В

.

Федеральный проект

«Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации»

национального проекта «Образование»

(далее – федеральный проект, проект

«Патриотическое воспитание)

реализуется в период

с 2021 по 2024 годы.

Федеральный проект направлен на

укрепление воспитательной

составляющей системы образования,

будет способствовать всестороннему

духовному, нравственному и

интеллектуальному развитию детей и

расширит их участие в принятии

решений, которые затрагивают их права

и интересы

1

2

Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской

Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на

соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.

Создание единого ядра содержания дошкольного образования,

ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным

ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и

уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

«Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих

функций дошкольного уровня образования:

Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей

играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не

только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний

мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство детей с художественной литературой надо начинать в раннем возрасте с народного творчества: потешек,

песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.

К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся

популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного

вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают

основы нравственности.

Особым жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем

дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания.

Для чтения детям надо подбирать художественные произведения разных жанров, объёма, стилей и форм, разных авторов.

Но, обязательно знакомить детей с творчеством лучших русских писателей, поэтов:

А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого

После

прочтения

художественного

произведения

необходимо

провести

с

детьми

беседу,

дети

должны

поделиться своими впечатлениями от услышанного.

В

этом

возрасте

у

дошкольников

сохраняется

наглядно-образное

мышление,

поэтому,

чтобы

у

детей

сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы,

военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, надо использовать наглядные пособия,

репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.

В старшем дошкольном возрасте книга становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.

Для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей необходимо тщательно подбирать

произведения на определенные темы.

Рассказы и стихотворения о природе

Проза и стихи о Великой Отечественной Войне

Рассказы о родном городе (столице России)

Рассказы о различных профессиях

Повести и рассказы из жизни сверстников

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и

общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств

личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание

эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Воспитательная сила художественной литературы направлена на развитие у детей

нравственных качеств, формирование образа героя, защитника своего государства,

воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности

защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок

родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.

Примеры героических поступков главных героев литературных произведений

способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки

совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства

ответственности перед ними.

.

Список произведений художественной литературы нравственной

направленности для чтения детям 5 – 7 лет:

- Агебаев А. «День Победы»;

- Александров З. «Дозор»;

-

Алексеев

С.

«Рассказы

о

Великой

Отечественной

Войне»,

«Небывалое

бывает»

(рассказ

о

Суворове и русских солдатах);

- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;

- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За

Родину»;

- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;

- Бойко Р «Наша Армия родная»;

- Благинина Е. «Шинель»;

- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;

- Бутмин И. «Трус»;

- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша

Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович»,

«Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;

- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;

- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;

- Дриз О. «Добрые слова»;

(Весь список в приложении)

Спасибо за внимание!



В раздел образования