Автор: Светлана Михайловна Лупишина
Должность: педагог, заместитель директора по ВР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 11"
Населённый пункт: г. Коркино, п. Роза
Наименование материала: статья
Тема: Использование КТД в воспитательном процессе
Раздел: среднее образование
Использование КТД в воспитательном процессе
При проведении воспитательной работы, необходимо, прежде всего, учитывать
цель современного воспитания: формирование гармонично-развитой личности в
соответствии с ее интересами и возможностями. Эта цель осуществляется педагогом
путем использования личностно ориентированного подхода. Таким образом, задача
учителя увидеть потенциал каждого ученика и развить его.
Первый шаг к решению этой задачи - проведение диагностики. С точки зрения О.Г.
Кутеевой личность характеризуется следующими потенциалами:
познавательный;
ценностный;
творческий;
коммуникативный [1].
Эти потенциалы и выступают критериями результативности воспитательного
процесса.
Сфера познавательных интересов учащихся раскрывается на стадии выбора дела
(сами находим). Творческий и коммуникативный потенциалы проявляют себя на стадиях
подготовки и проведения дела. Ценностный потенциал необходимо отслеживать на
протяжении всех стадий, но ярче всего он покажет себя при анализе проведенной работы.
Для удобства проведения диагностики подобного рода О.Г. Кутеева рекомендует
составление таблицы.
Таблица
Диагностика проведения КТД
Ф
ИО
учащи
хся
ПОТЕНЦИАЛ
позн
авательный
цен
ностный
т
ворческ
ий
ком
муникатив
-ный
Инте
ресы в
сфере
истории и
прикладног
о искусства
Сл
ожившаяс
я система
ценностей
Х
орошо
рисует
Уме
ет
самостоя-
тельно
строить
отношения
в группе
Если эта таблица применяется педагогом при анализе участия детей в КТД, нам
представляется целесообразным добавить в нее еще один критерий: деятельностный
потенциал. Многие дети могут подать идею, но не обладают в достаточном объеме
организаторскими способностями для ее реализации.
После заполнения этой таблицы педагог делает вывод и формулирует
воспитательные задачи, для решения которых могут использоваться различные виды и
типы КТД во всем их многообразии.
Проблема выбора необходимого метода возникала перед педагогами всегда. Но в
новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовывать
процесс воспитания. Дети сегодня другие, и роль воспитателя должна быть иной. Как
активировать ребёнка, стимулируя его природную любознательность, мотивировать
интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Нужны деятельные,
групповые, ролевые, рефлексивные и прочие актуальные сегодняшнему дню формы
воспитания.
В данном случае очень значимыми могут быть проектная и исследовательская
технологии. КТД - это форма воспитательной работы, ориентированная на развитие
фантазии и творческих способностей детей, которая предполагает участие детей не только
в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов.
В основе этой формы три основные идеи:
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей);
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой
деятельности детей и взрослых);
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел
являются:
• единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни)
и воспитательной направленности. Каждое дело – это форма творческого содружества
воспитателей и воспитанников, их общей творческой гражданской заботы – практической,
организаторской, воспитательной;
• творческий характер каждого КТД («каждое дело – творчески, иначе – зачем?»):
осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех
стадиях организации;
• ценностная интерпретация задач каждого дела;
• единство стадий организации каждого дела, объединенных общей идеей, ценностью.
При планировании КТД необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто? (Участники, зрители, жюри)
2. Почему? (Определение актуальности, необходимости)
3. Когда? (Определение временных рамок - сроки, продолжительность)
4.Где? (Определение возможного места проведения мероприятия - помещение, свежий
воздух)
5. Зачем? (Определение целей и задач)
6. Что? (План мероприятия, его краткое описание)
7. Как? (Подробное описание мероприятия)
Для успешного проведения КТД необходимо соблюдать несколько условий:
1. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого
КТД.
2. Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая определена взрослому.
3. Необходимо опираться на прошлый опыт, на опыт и знания ребят.
4. Главное, что КТД - это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели,
общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и
сотворчества.
Начиная работать над КТД необходимо следовать следующей схеме. Принято
выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия
каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые
разнообразные приемы: коллективное общение, "продажа идей", "мозговой штурм"
(атака), когда предлагается много невероятных идей.
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к
осуществлению.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех
участников и гостей.
Все приемы на этапе направлены на создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела
(индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное
определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные
предложения и идеи.
5. Проведение самого дела. Здесь несколько шагов:
Торжественное начало, зачин ( постановка проблемных вопросов и задач,
произнесение вступительных слов);
Основная часть (содержание и методика определяются основным видом
деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и
подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);
Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения
или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка,
итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное
прощание).
6. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или избранно все
высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать).
После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела,
осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.
Виды КТД (направления):
Общественно – политические (военно–патриотические).
Дети - часть общества и
должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без
принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи
взрослого - получение соответствующих знаний, умений и навыков. КТД
политического толка способствуют обогащению общественно-политического
опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в
стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений.
Познавательные (интеллектуальные).
Даже пассивное участие в познавательных
делах группы влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний,
расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е.
дети получают и проверяют свои знания.
Экологические.
Природа - лучший учитель ребенка. Учить ребят "видеть Землю",
помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного
края - вот программы этой работы.
Трудовые.
Можно поручать детям настоящие, серьезные дела, в которых они
имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности,
предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на
благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.
Спортивные.
- Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная
деятельность оздоровления. Она должна быть ежедневной и разнообразной.
Художественные.
- Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского
отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего
народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают
различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские,
режиссерские и др.; помогают познать мир изобразительного, театрального,
музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора, дети получают
практические навыки.
Нравственно – эстетические
. - Все модели работы с детьми имеют нравственный
аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности,
несущие этическую направленность.
Досуговые.
- Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к
досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные.
Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая
деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые
являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они -
действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним
предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд
веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей
должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Результат КТД.
Что же является результатом качественного осуществления коллективно – творческого
дела? Прежде всего, позитивная активность участников. Причем не зрительская, а
деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного
авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»),
связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений в социальной
практике участников детских общественных объединений.
Использование КТД дают:
воспитаннику:
- помогает реализовать и развивать свои способности (дети закрепили свои умения в
техники оригами);
- расширяет знания об окружающем мире ( ребята изучили природные особенности
родного края );
- помогает приобрести навыки проектирования ( дети научились планировать свою
деятельность, выполнять всё строго по плану);
- проявляет организаторские способности ( научились организовывать свою работу в
группах);
- закрепляет коммуникативные навыки ( ребята закрепили навыки общения в группах);
- формирует способности к рефлексии (анализу) ( научились анализировать свою работу, -
выявлять недостатки и достоинства полученного результата);
педагогу:
- развивает творческий потенциал ( вместе с детьми я закрепила свои знания и умения в
техники оригами);
- совершенствуются организаторские способности ( мне удалось сделать детей своими
помощниками и направить их энергию в нужное русло);
- помогает изучить детский коллектив ( мне открылись новые способности некоторых
детей, о которых я даже и не подозревала);
- объединяет детей, педагогов;
- развивает рефлексивные возможности, которые обеспечивают самосовершенствование
педагога.
КТД помогают воспитанию. Тут нужны определенные усилия со стороны руководителей.
Дети в группе всегда разные и воспитатель должен стараться заметить чего не хватает
ребенку. Большинство детей стесняются своего творчества, другие наоборот – прячутся за
показной развязностью. Известно, что есть личности яркие и о них вспомнят не раз после
дела, а есть те, о которых всегда забывают. Воспитатель всегда должен наблюдать за
такими детьми и после дела, когда все будут делиться впечатлениями, упомянуть о них,
сказать, что понравилось в их работе. Так как работа проводится в коллективе, то ребята
учатся считаться с мнением других. Так же КТД развивают способности детей и учат
уважить творчество других.
По – моему мнению, коллективно творческие дела это очень интересный метод
воспитательной работы.
Активное использование методики КТД в воспитательной работе предполагает
оказание помощи воспитаннику в осознании себя личностью; в выявлении и раскрытии
его потенциальных возможностей; становлении его самосознания; дает возможность
оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение
личностных и общественных потребностей, и, что особенно важно, подобный подход
позволяет проектировать будущие результаты воспитания, как по отдельным учащимся,
так и по классу в целом.
Список использованной литературы
1.
Кутеева, О.Г. Планирование воспитательной работы на основе личностно
ориентированного подхода // Классный руководитель. — М., 2001. — № 1. — С.
55.
2.
Ясницкая, В.Р. Играем. Советуем. Предлагаем. — Димитровград, 1995. — № 6 (17).
3.
Иванов, И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — С. 30.