Напоминание

"Важнейшие аспекты работы с учащимися в классе фортепиано в условиях современности"


Автор: Тюрина Алёна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1"
Населённый пункт: пгт Никель, Печенгский р-н, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Важнейшие аспекты работы с учащимися в классе фортепиано в условиях современности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Тюрина Алёна Сергеевна, преподаватель

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 имени А.А.Келаревой»

Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт Никель

О педагогических принципах.

Вглядываясь в своих учеников, каждый педагог может сказать, что все они до

единого абсолютно разные. С разным социальным статусом, разных национальностей,

с разными физическими и музыкальными данными, с разным восприятием этого мира.

Но у них у всех есть общее: это вы сами. И самый первый, важнейший принцип, о

котором хочется сказать, обращаясь к молодым педагогам, не относится ни к музыке,

ни к методике, ни к психологии, и даже не к пианизму. Важнейшей составляющей

педагогического успеха и успеха ученика является абсолютная любовь к ученику.

Любовь к ученику означает принятие его, его семьи (и окружения) со всеми его

особенностями,

«умениями

и

не

умениями»,

природными

«способностями

и

не

способностями».

Второй важный принцип, от которого необходимо отталкиваться в процессе

обучения, заключается в создании благоприятной обстановки на занятии. С самого

начала необходимо настроить свой эмоциональный фон, расположить ученика к себе,

и быть готовым к совместному обучению.

Осознание того, что вы тоже сейчас будете учиться преподавать, подводит нас к

третьему

принципу,

заключающемуся

в

поиске.

Это

и

поиск

психологического

контакта, поиск методики для данного ученика. Поиск наилучшего подхода, поиск

нужных слов, средств, идей… Важно также понять, что вы обладаете достаточным

количеством знаний и умений, и именно этот ребенок поможет вам свои знания

приумножить.

Находясь

в

поиске

лучшего

для

каждого

своего

неповторимого

ученика, педагог мобилизует все свои ресурсы.

Четвертым принципом обучения является вера в ученика – один из главных

ключевых моментов в совместном обучении педагога и учащегося. Без веры педагога

2

не состоится ни один ученик, даже самый талантливый и одаренный. Представление и

мечты педагога в совокупности с любовью к ученику приводят творческий тандем

«учитель – ученик» к быстрым результатам. Визуализация, «проекция», представление

ближайшего

будущего

и

видение

ученика

«в

перспективе»

двигают

ученика

и

педагога к намеченным целям. Это могут быть краткосрочные планы (например, от

урока

к

уроку

или

на

неделю-две)

или

долгосрочные,

когда

мы

визуализируем,

представляем ученика через год-два и более, через несколько лет, делая тем самым

«проекцию»

на

будущее.

Услышать

игру

ученика,

его

программы

«в

будущем»,

возможно, не сразу удастся молодому педагогу.

Пятый принцип, из которого необходимо исходить, – это поддержка триединой

системы: учитель-ребенок-родители. Доверительные отношения, согласие, поддержка,

взаимопомощь, взаимоуважение – это основа для хорошей плодотворной работы.

Любые

отрицательные

мысли,

высказывания

родителей

по

отношению

к

делу,

которым занимается ребенок, расшатывает сложившийся треугольник.

Шестым

принципом

в

обучении

является

правильно

подобранный

педагогический репертуар. Безусловно, широта знаний репертуара помогают педагогу

сориентироваться в пространстве

«детской музыки». Бездумно и нецелесообразно

выбранный

репертуар

не

принесет

не

только

никакой

пользы,

более

того,

даже

навредит

ученику.

На

взгляд

автора,

деление

репертуара

на

классы

обучения

(например, в школьных программах или в хрестоматиях) является весьма условным.

Это объясняется индивидуальным ростом и способностями учащегося.

О моделях обучения.

Чаще всего модели обучения в ДМШ и ДШИ базируются на постулате, где

педагог является человеком, который передает знания обучающемуся. Понимание и

осознание

совместного

совершенствования

и

обучения,

совместной

«значимости»

друг для друга дает нам повод поговорить о диалоге ученика и учителя.

Очень часто педагог, преследуя какую-либо определенную цель, сразу дает

ученику задание или «рецепт», как что-либо выучить или что именно выучить, не

давая

таким

образом

возможности

задуматься

об

этом

самому

обучающемуся.

Проанализируйте ход своего урока. Как правило, предложения, исходящие из уст

педагога, носят утвердительный характер и заканчиваются точкой. Замечали ли вы,

что дети очень ценят то, что они сделали сами или сами нашли? Более того, они даже

3

всегда гордятся этим. Ведь совместные рассуждения ученика и учителя, поиск и

нахождение нужных способов работы, деление этой работы на какие-либо части,

вопросы и ответы, анализ исполняемого возможны уже с первых уроков с ребенком.

Владея

многими

знаниями,

педагоги

каждый

день

и

каждый

урок

подвержены

соблазну

как

можно

скорее

и

больше

дать

ученику,

не

оставляя

при

этом

обучающемуся ни времени на суждение, ни давая возможности «попробовать найти

самому». И бывает, что подходя к старшим классам, учащийся, оказывается, и не

имеет своего собственного мнения о своей игре по той простой причине, что многие

годы никто его об этом и не спрашивал. Задумайтесь, как часто вы произносите

вопросительные предложения и ждете на них ответа на занятиях?

Чтобы сфокусировать внимание на этом важном аспекте работы с учеником,

приведем ряд вопросов: что тебе больше всего понравилось в твоем исполнении? Что

хотелось

бы

улучшить?

Как

ты

думаешь,

как

еще

это

можно

поучить?

Как

ты

считаешь,

это

произведение

может

быть

готово

к

декабрю?

Не

знаю,

какая

аппликатура

для

тебя

будет

удобнее,

давай

вместе

поищем

варианты?

Есть

произведения,

которые

бы

ты

мечтал

сыграть?

Какие?

Давай

вместе

выберем

подходящий репертуар?

Общение с учеником «на равных» вызывает у ученика чувство уважения, ученик

осознает свою значимость, «взрослость». Он начинает мыслить самостоятельно.

Несколько слов о «свободе выбора».

Все знают, что дети любят сами все выбирать. Дети любят чувствовать себя

взрослыми! Выбирая самостоятельно, ребенок понимает, что это его шаг, его решение.

Как правило, дети никогда не откажутся от того, что они выбрали сами. Взрослые,

обладающие

мудростью

и

опытом,

могут

всегда

предоставить

ребенку

свободу

выбора, которая им так необходима. И здесь важно педагогу просто дать ту самую

возможность выбора. О каком выборе идет сейчас речь? О любом.

Ограничение

только одно: выбираем «хорошее из хорошего».

Кроме диалоговой формы и выбора, так же важно давать ребенку фантазировать

и мечтать. Постоянная визуализация, представление и «предслышание»

итогового

варианта в нашем случае приближает саму цель, притягивает ее к себе, как магнит

притягивает к себе железные детали.

О результатах.

4

Самые важные и ценные результаты – это результаты будущего. Ориентируясь

только на

успехи и

«не

успехи» ближайшего зачета, невозможно по-настоящему

«продвигать» ученика вперед. Постоянное видение ученика «в перспективе» помогает

педагогу разглядеть и избрать нужный, кратчайший путь к очередной цели.

Словосочетание

«кратчайший

путь»

является

здесь

доминирующим,

это

обусловлено ограниченным временем. Отрезок временного пространства, в котором

встретились учитель и ученик, можно разделить на годы, месяцы, часы и минуты.

Беречь свое время и научить беречь время ученика в самостоятельных занятиях-

важная сторона педагогики. Такое возможно лишь в одном случае, если педагог и

учащийся знают точную цель и кратчайший путь к ее достижению.

Какая-либо

цель

и

задача,

поставленная

на

уроке,

имеет

бесчисленное

количество

способов

ее

достижения.

Педагог

должен

обладать

самыми

разными

методами работы со своими учащимися, моментально переключаться с одного на

другой и комбинировать их во время занятий. Приучив грамотно работать ученика

самостоятельно, мы экономим массу его и своего времени.

Автор данной статьи условно делит своих учеников на «аудиалов», «визуалов»,

«сенсориков»

(«кинестетиков»)

и

«математиков».

Безусловно,

каждый

тип

не

существует отдельно, чаще всего встречается смешанный тип. Для каждого ученика

педагог ищет индивидуальный подход, быстро находит кратчайший путь достижения

цели,

это

может

быть

беседа,

анализ,

визуализация,

показ

на

инструменте

или

прикосновение

к

ученику,

в

зависимости

от

типов

восприятия

учащегося.

Вышеизложенные соображения помогут молодым педагогам взглянуть на ежедневные

занятия

с

учениками

под

другим

углом,

увидеть

в

работе

свои

уникальные

возможности и способность к самосовершенствованию.



В раздел образования