Автор: Леонтьева Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида 8 города Ставрополя
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Методический материал
Тема: Особенности проявления агрессивных форм поведения у дошкольников и меры профилактики
Раздел: дошкольное образование
Особенности проявления агрессивных форм поведения у
дошкольников и меры профилактики.
Проблема агрессии в настоящее время актуальна в связи с возросшими
случаями детской преступности, проявления жестокости у подрастающего
поколения. Сложившаяся в настоящее время экономическая, социальная
обстановка порождает повышенную тревожность детей, влечет за собой
агрессивные проявления поведения.
Вопросом проявления агрессивных форм поведения у младших
школьников занимались такие ученые как В.И. Андреев, Г.М. Андреева, Т.И.
Артемьев, Л.И. Божович, Г.В. Бурменская, Ю.Г. Волков Ю.Г., В.И.
Добреньков, Ф.Д. Кадария, В.А. Шаповалов.
Г.В. Бурменская отмечает, что одной из особенностей агрессивного
поведения детей является те процессы и явления общественной жизни, что
влекут за собой психологически неустойчивое конфликтное явление. По ее
мнению, агрессия ребенка проявляется в том, что он становится драчливым,
несговорчивым, враждебным. Отношения со сверстниками и взрослыми
отличаются постоянным психологическим напряжением, что влечет за собой
ухудшение самочувствия ребенка в целом [5].
Г.В. Бурменская считает, что эффективными формами профилактики
агрессивного состояния детей служит комплекс психолого-педагогических
мероприятий по предотвращению излишней тревожности и конфликтности.
профилактикой вышеуказанного проявления агрессии у детей служит
комплекс
психолого-педагогических
мероприятий
по
предотвращению
тревожности.
Основными
направлениями
работы
является
методы
релаксации, «минутки уединения», индивидуальные занятия с психологом
образовательного учреждения.
Еще одной особенностью проявления агрессии у детей по мнению Л.И.
Божович, является то, что в дошкольном возрасте в связи с так называемым
кризисом семи лет агрессия становится своего рода реакцией на внутренние
и внешние изменения социального статуса.
Опыт
работы
педагогов
начальных
классов
показывает,
что
дошкольники, которые становятся жертвами агрессии зачастую уединяются
и впадают в депрессию, у них формируется низкая самооценка.
Некоторые дети агрессивны сами, но в основном, как показывает
практика, подавляющее число учащихся становятся жертвами агрессивного
поведения относительно своих сверстников. Такие дети не могут защититься,
уступают «нападающим».
По мнению Л.И. Божович, профилактика агрессивного поведения
дошкольников заключается в соблюдении следующих условий:
1)
организация
работы
с
родителями
учащихся
по
консультативному направлению;
2)
обучение ребенка снятию эмоционального напряжения, способам
устранения собственного гнева и управления им;
3)
развитие у детей позитивной самооценки, снижение тревожности
[4].
В.И. Андреев считает, что детская агрессивность имеет определённую
причину, которую важно понять и принять [1].
По его мнению, такие методы устранения агрессивного поведения у
детей,
как
игры,
художественное
слово,
рисование,
музыкальная
деятельность способствуют снятию тревожности у ребенка, предотвращению
конфликтности.
Ю.Г. Волков считает, что следует формировать умения, навыки,
установки в отношении других людей. Важно и взрослым формировать
определенные принципы общения с агрессивными детьми. Происходит
социализация агрессии [6].
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю
собственных
агрессивных
устремлений
и
выражения
их
в
формах,
приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации
многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к
требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся
проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые
принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не
научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в
конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон
отношения родителей к ребенку.
Вместе с тем, существенное значение, по мнению В.И. Андреева, имеет
результативная агрессия, достижение успеха при использовании агрессивных
действий. Сюда же относится и викарный опыт: наблюдение поощрения
агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к
побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание — модели открытой
агрессии,
регулируемые поощрением и наказанием,
которые человек
устанавливает для себя сам [1].
Таким образом, опираясь на исследования Ю.Г. Волкова, В.И.
Добренькова, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов, можно
заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных
фактора:
1. Образец отношений и поведения родителей;
2.
Характер
подкрепления
агрессивного
поведения
со
стороны
окружающих.
Хочется
отметить,
что
эта
теория
оставляет
гораздо
больше
возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию.
Тому есть две причины:
1. Согласно теории, агрессия — приобретенная модель социального
поведения. Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение
условий).
2. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми
только в определенных социальных условиях.
В настоящее время теория социального научения является наиболее
эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть
сведения об агрессоре и ситуации социального развития.
Список литературы
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
личности. Казань, 2008. – 321 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., Аспект пресс, 2006. –
118 с.
3. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 2002. – 285
с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности — М.: 2005. – 113
с.
5. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М.,
2001. – 333 с.
6. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П.,
Шаповалов В.А. Социология молодёжи / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 345 с.