Напоминание

Стратегия развития лидерских качеств кадет в условиях реализации ФГОС СОО


Автор: Коршунова Елена Викторовна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБНОУ
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Стратегия развития лидерских качеств кадет в условиях реализации ФГОС СОО
Раздел: полное образование





Назад




Стратегия развития лидерских качеств кадет

в условиях реализации ФГОС СОО

Современному российскому обществу в условиях выхода России на

проведение суверенной

политики во всех

сферах,

нужны

граждане,

способные по-новому взглянуть на насущные проблемы,

принимать

решения, брать ответственность на себя и вести за собой. Для успешности в

социуме человеку необходимы знания и умения, с помощью которых он

сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно

реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Лидерские качества

становятся особенно актуальными для любого человека в современной

политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране.

Лидер - яркая человеческая индивидуальность, способная проявить

инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности.

Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы

школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо

сделать их инициативными уже в школе.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

образования по-новому определяют требования к итогам получения общего

образования, выделяя в них личностные, метапредметные и предметные

результаты обучения.

В Федеральных государственных образоваельных стандартах среднего

общего образования (ФГОС СОО) отмечено: «Личностные результаты

освоения основной образовательной программы обучающимися должны

отражать

готовность

и

способность

обучающихся

руководствоваться

сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных

ориентаций,

позитивных

внутренних

убеждений,

соответствующих

традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного

опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений

воспитательной

деятельности».

Иными

словами,

на

первый

план

выдвигаются те качества личности, которые необходимы школьнику для

успешной организации и осуществления различных видов деятельности в

коллективной и групповой работе, то есть лидерские качества личности.

В соответствии с комплексным рассмотрением лидерства в группе

личностных результатов, указанных во ФГОС, можно выделить такие

лидерские

качества

обучающихся,

как

самостоятельность

и

личная

ответственность, способность к сотрудичеству со взрослыми и сверстниками,

способность

находить

выходы

из

спорных

ситуаций,

уважительное

отношение к иному мнению, умение сотрудничать, работать творчески и на

результат. Их наличие позволит обучающимуся, сплачивая вокруг себя

команду, проявляя инициативу и принимая ответственность, решать в

групповой работе проблемы, которые оказались не по силам другим, а самое

главное, эти умения пригодятся ему во всей последующей жизни, что и

указывает на огромную стратегическую роль формирования и развитие

лидерских качеств.

Изучение

лидерства

имеет

непосредственную

прагматическую

направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов

эффективного руководства, а также отбора лидеров.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных

объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся,

прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения

отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и

функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через

вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые

связи) распределение функций и ролей, и, прежде всего, через выделение

управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей

эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации.

Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как

лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности,

составляющей

систему,

ее

взаимоотношений

с

окружающей

действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой

степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных

элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности

системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и

осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в

лидере и спецификация его функций повышаются.

Для начала нужно избежать спора о терминах: что же называть

стратегией? Кто-то называет стратегией план действий, кто-то «военную

хитрость», кто-то тип проектов, которым нужно заняться, кто-то достижение

каких-то собственных характеристик. Оказалось, что всё это неважно. Если

общество предъявляет какие-то важные требования к себе (чем оно хочет

заниматься, чего хочет достичь, каким способом хочет действовать), то всё

это будет стратегией. Так и для человека: для кого важен план, для кого-то

важны планируемые личные свойства, для кого-то это использование

хитрости.

Но если

речь

идёт

о чём-то

важном,

чего

затем

будет

придерживаться человек в жизни, то это и есть стратегия. Хотите стать

космонавтом —

это

ваша

текущая

стратегия.

Не получилось,

или

передумали — начали придерживаться другой стратегии, например, решили

открыть зоопарк. Стратегия ничего не гарантирует, но без неё нельзя

То, что стратегия на всю жизнь невозможна — это должно быть уже

понятно.

По факту

стратегия —

это

постановка

цели,

принятие

решения

об участии в каком-то проекте (или занятии каким-то видом деятельности,

то есть участия в ряде проектов в какой-то роли). В бесконечном развитии

первое что делаем — это стратегируем, ставим потенциально дающую

выгоду и достижимую цель на будущего. И потом пытаемся научиться такую

цель достигать, учимся какой-то новой для себя деятельности, нарабатываем

новое

мастерство. Развиваемся — это

разрабатываем

стратегию

и реализуем её, и так много раз. Стратегий за жизнь будет много, в каждом

шаге развития будет разработка стратегии, а потом её реализация — и так

бесконечно.

Современному динамичному миру и экономике знаний нужны идеи,

точнее конвейер инновационных и предпринимательских идей, способных

конкурировать с устаревающими традиционными подходами к решению

разнообразных проблем человечества.

Потребность

в

продуктивных

идеях

это

потребность

в

стратегическом лидерстве. Именно стратегическое лидерство обеспечивает

производство идей, их принятие людьми, перевод идей в цели и программы

деятельности отдельного человека и компаний, формирование позитивного

отношения окружения к идее и действиям по ее воплощению в жизнь. При

этом не обязательно, чтобы все эти функции выполнил гениальный провидец.

Эта работа осуществляется лидером и его последователями в соответствии с

принятым между ними разделением ролей.

В этой связи государство ощущает усиливающуюся потребность в

людях, наделенных качествами стратегического лидера, такими как

— стратегическое мышление;

— широкий временной горизонт, нацеленный на будущее;

— ясное и перспективное видение будущего в своей сфере

деятельности, возможностей и проблем;

—способность трансформировать свое видение в конкретные цели и

программы действий;

— способность мобилизовать людей на совместную деятельность по

достижению долгосрочных целей;

— умение четко определять приоритеты и подчинять им текущие

планы;

— способность выстраивать долгосрочные конструктивные отношения

с людьми, от которых зависит достижение стратегических целей.

В

настоящее

время

большой

интерес

представляет

вопрос

об

эффективности педагогического руководства, поддержки и сопровождения

детского стратегического лидерства, разрабатываются конкретные ситуации

и педагогические технологии, способствующие процессу воспитания лидера.

Важной составляющей стратегического лидерства является и так

называемый дух лидерства, то есть способность формировать возможности и

вести людей за собой в ситуациях серьёзных изменений, при наличии рисков,

неопределённости.

Из чего исходит дух лидерства? Из уникальных компетенций лидера!

Если пошагово рассматривать формирование духа лидерства, то можно

представить следующий алгоритм:

• определить свою уникальную компетенцию;

• преобразовать компетентность в ценность для окружающих;

• определить базовые составляющие для деятельности как лидера

(цели, ценности, ресурсы, возможности, помехи и т.д.);

• определить объект для гордости в своём направлении деятельности;

создать

формат

«заботливого

лидерства»

как

перспективное

направление в стратегическом лидерстве;

• определить и использовать импульс идеи;

• научиться вести за собой!

Стратегических лидеров отличает наличие видения и устремления к

большой цели, колоссальная активность, верность своим и командным

ценностям, умение интуитивно находить решения как прозрение будущего.

Джон Уитмор в своей книге «Внутренняя сила лидера» определяет, что

«лидерам будущего понадобятся ценности и ясность зрения, они должны

быть верны себе и подвижны, быть в курсе и стремиться к цели». Б. Карлоф и

С. Седерберг в книге «Вызов лидеров» обозначают несколько значимых

характеристик видения стратегического лидера:

1) Видение должно вдохновлять и рисовать картину того, к чему

действительно стоит стремиться.

2) Видение должно содержать вызов.

3) Видение должно быть простым, как изображение или воспоминание

(о будущем).

4) Видение должно быть искренним. Люди легко чувствуют фальшь и

отсутствие заинтересованности.

5) Видение должно быть хоть в небольшой степени реалистичным и

заслуживающим доверия. Важно указать путь его достижения.

6) Люди должны без усилий найти своё место в видении. Чем чётче они

представляют свой вклад в видение, тем больших достижений от них можно

ожидать.

7) Видение должно давать ориентиры, которые служат основой

определения уровня притязаний в процессе стратегического управления.

Итак, стратегический лидер:

• стремится к изменениям

• не боится идти на риск

• умеет видеть будущее развитие

• обладает прекрасными управленческими навыками и знаниями

стратегического управления

• обладает опытом и потенциалом запуска новых форм, направлений и

структур

• обладает даром интуитивного нахождения решений.

Большую роль при формировании стратегического лидера в любом

образовательном учреждении играют органы самоуправления.

Изучение вопроса о сущности лидерства в подростковой среде привело

к необходимости рассмотрения социальной активности как фактора развития

ребенка. Исследователями был сделан вывод, что процесс воспитания

активности

управляем,

но

при

этом

должен

строиться

на

основе

сотрудничества,

взаимного

уважения

и

доверия

взрослых

и

детей.

Основываясь на этом принципе, и необходимо разрабатывать ученическое

самоуправления,

где

и происходит формирование лидерских

качеств

подростка.

В состав органов самоуправления, как правило, входят инициативные,

творческие,

активные

ученики,

которые

участвуют

в

развитии

коллегиальных, демократических форм управления, создавая основу для

реализации организаторских способностей, развития лидерских качеств и

подготовки к будущей взрослой жизни.

В рамках деятельности органов самоуправления образовательного

учреждения с кадетами проводятся тренинговые занятия, направленные на

развитие

коммуникативных

и

лидерских

качеств

личности,

развитее

самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии и активности,

развитие креативности.

В результате кадеты приобретают опыт совместной деятельности по

реализации

возрастных

интересов

и

решению

социальных

проблем;

возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в

ходе реализации программы; находят нестандартные решения задач.

Руководство образовательного учреждения считает,

что проблема

воспитания лидеров сейчас наиболее актуальна, так как без воспитания в

детях лидерской позиции невозможно существование страны-лидера. И

поэтому при реализации ФГОС СОО педагогический состав обращается к

понятию "активная гражданская позиция" как проявлению лидерских качеств

личности.

Литература

1.

Личность,

семья,

школа.

(под

редакцией

ВешловскогоС.Г.),

-С.-

Петербург,1996.

2.

Менчинская,

М.А.

Приёмы

самоуправления

позновательной

деятельностью

и

развитие

личности.

Теоретические

проблеммы

управления

познавательной

деятельностью

человека[Текст]

/М.А.Менчинская. – М.:Просвещение, 1978.

3.

Петровский,

А.В.

Личность.

Деятельность.

Коллектив[Текст]

/А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 1982 Пивоварова, Г.Н. Влияние

разных

биологических

и

социальных

условий

на

формирование

личностных

особенностей

у

детей[Текст]

/Г.Н.Пивоварова.

М.:Просвещение, 1978.

4.

Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка

общества и государства. [Текст] /С.В.Тетерский.-М., 2003.



В раздел образования