Авторы: Шкурихина Ирина Григорьевна, Ирина Григорьевна Шкурихина
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №79
Населённый пункт: г.Новороссийск
Наименование материала: статья
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательного развития дошкольников посредством проектной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии проектной деятельности в работе педагога дошкольного
учреждения как средство повышения его профессиональной компетентности в условиях
введения ФГОС ДО.
Изменения, происходящие в современном мире, неизбежно затрагивают и систему образования.
Быстро меняющийся темп жизни, технический прогресс требуют непрерывного образования
обучающих взрослых, в первую очередь, педагогов. Педагогам необходимо постоянно повышать
квалификацию
и
профессионализм,
то
есть
профессиональную
компетентность.
Основой
педагогической
компетентности
является
готовность
педагога
к
непрерывному
обучению,
профессиональному саморазвитию. Педагог, остановившийся в своем профессиональном развитии,
никогда
не
воспитает
в
ребенке
личность,
способную
продолжать
саморазвиваться
и
самосовершенствоваться
всю
жизнь.
Поэтому
именно
повышение
компетентности
и
профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического
процесса, так и качества дошкольного образования в целом. Проектная деятельность – это
целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения
поисковых,
исследовательских,
практических
задач
по
любому
направлению
содержания
образования
.
Используя
технологию
проектной
деятельности,
мы
реализуем
личностно-
ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Изучение
какой-либо новой педагогической технологии уже есть повышение компетентности. Освоение
технологии проектной деятельности – это преобразование педагогической компетентности педагога.
Процесс применения технологии проектной деятельности предполагает следующую модель: от
создания проблемной ситуации через сотрудничество (с дошкольниками, родителями) к достигнутому
результату и презентация собственного успеха. Применение технологии проектной деятельности
развивает детскую познавательную инициативу и творческую активность, помогает получить ребенку
ранний
социальный
позитивный
опыт
реализации
собственных
замыслов,
требует
поиска
нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде
культурно-значимого продукта, обучение предполагает партнерскую деятельность взрослых и детей. В
результате создания проблемных ситуаций для самостоятельной деятельности детей, дошкольники
смогут научиться устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Применение данной
технологии решает и такой важный вопрос, как сотрудничество с семьей. Выбирая совместную
образовательную деятельность в рамках реализации проекта, педагог ориентируется на интересы и
предпочтения воспитанников детского сада, на заинтересованность и включенность родителей в
совместную деятельность. Педагог учится выстраивать отношения с родителями по-новому, вовлекая
их в совместную образовательную деятельность, при этом воспитатель и сам повышает
педагогическую компетентность, и, безусловно, повышает уровень знаний о развитии дошкольников у
родителей. Родители же, видя конкретную работу педагога, более того, сами активно принимающие в
ней участие, меняют свое отношение к работе педагога в лучшую сторону, в результате повышается
кредит доверия к дошкольному учреждению в целом. Изучая и применяя на практике технологию
проектной деятельности, воспитатель изучает и применяет информационно-коммуникационные
технологии. Показ мультимедийных презентаций, презентация реализованного проекта – важная
составляющая технологии проектной деятельности. Умение пользоваться технологией проектной
деятельности – показатель высокой квалификации педагога.
Основные принципы дошкольного образования:
полноценное проживание дошкольного детства, ампфликация детского развития;
индивидуализация дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых;
поддержка инициативы детей;
сотрудничество с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
познавательное развитие ребенка;
возрастная адекватность дошкольного образования;
учет этнокультурной ситуации развития детей
Перечисленные принципы заложены в технологию проектной деятельности. Обобщая вышесказанное,
можно сделать вывод: применяя технологию проектной деятельности, педагог повышает собственную
профессиональную компетентность, соблюдая при этом принципы дошкольного образования в
соответствии с ФГОС ДО.Основная цель современного образования – подготовка разносторонней
личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой
деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Постоянно обучающийся, повышающий
профессиональную компетентность педагог является гарантом достижения поставленных целей.