Автор: Змитрович Татьяна Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 138 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия "Деревья - наши друзья"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
занятия по познавательному развитию детей средней
группы на тему: «Деревья – наши друзья».
Цель:
- воспитание бережного отношения к природе, закрепление знаний детей о том, что дерево
- живой организм.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления о строении деревьев:
имеет корень, ствол, ветки и листья
;
- уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет);
- закрепить названия хвойных и лиственных деревьев;
- закрепить знания о пользе деревьев для человека и природы;
- учить детей различать деревья по внешнему виду;
- Закрепить правила поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать внимание, воображение, мышление, память, любознательность детей.
-Развивать связную и доказательную речь детей; умение образовывать прилагательные от
существительных
,
активизировать словарь (дерево: дышит, питается, растет, крона,
хвойное, лиственное…),
Воспитательные:
- воспитывать экологическое мировоззрение: учить бережному и доброму отношению к
природе, понимать ценность каждого дерева.
- воспитывать эстетическое восприятие мира природы.
Методы и приемы:
- словесные: беседа, вопросы, художественное слово;
- наглядные: рассматривание иллюстративного и демонстрационного материала, показ,
рассматривание схем;
- практические: игровые упражнения, дидактические игры, моделирование, выполнение
практических заданий.
Оборудование:
- плакат «Деревья»;
- карточки с изображением частей дерева;
- игрушка - мышонок Пик;
- «чудесный мешочек» с плодами и семенами деревьев;
- карточки – схемы «Польза деревьев»;
- мольберт с наборным полотном;
- аудиозапись - танец – игра: «Ку – ку»;
- мяч;
- указка.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно
– эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- Экскурсии на участок детского сада, сбор и рассматривание листьев, семян и плодов
деревьев, с последующим созданием гербария;
- рассматривание иллюстраций, плакатов на тему: «Деревья»;
- беседы о деревьях: их строении и пользе;
- проведение дидактических игр: «1, 2, 3, к названному дереву беги», «С чьей ветки эти
детки?», «Найди то дерево, которое опишу», «Чудесный мешочек» (определи
плоды/семена на ощупь), Лото: «Что откуда?», «Сложи картинку», «Четвертый лишний».
- просмотр презентаций, видео и фотоматериалов о плодах и деревьях.
- раскраски: деревья, ветки с семенами и листьями.
- чтение рассказов и сказок о деревьях; разучивание стихотворений, пальчиковых игр по
теме.
- пластилинография: «Осеннее дерево».
- аппликация: «Гроздь рябины».
- рисование: «Листопад».
Работа с родителями:
- консультация для родителей на тему «Деревья»;
- посещение Шуваловского парка, наблюдение за деревьями;
- выставка поделок из семян и плодов деревьев: «Осенняя фантазия».
Ход занятия:
Организационный момент – дети стоят в кругу.
Воспитатель: Придумано кем-то и просто, и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро»
- Здравствуйте! – скажем, и солнцу, и птицам,
- Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.
(слышится тихий писк)
Воспитатель: Ребята, кто это пищит? (Ответы детей). По – моему, звуки доносятся из
цветочного уголка, идет и достает оттуда игрушку мышонка. Да, это же наш мышонок
Пик, здравствуй, ты, как здесь оказался?
Пик: Я прибежал из леса, там поселилась Осень. Она все заколдовала и мне не найти свою
норку. Раньше все было вокруг зеленое, а сейчас – разноцветное почему – то, везде лежат
листья, они закрыли и спрятали мою норку.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем и расскажем Пику, почему лес стал разноцветным.
(Наступила золотая осень).
Воспитатель: сколько периодов осени мы знаем? Назовите их. (Три: ранняя, золотая,
поздняя). Выставляются 3 картинки с периодами осени.
Воспитатель: А, почему листья сменили окраску и опадают? (стало холодно, солнце мало
светит, чтобы дереву не погибнуть, оно начинает сбрасывать листья).
-Из каких частей состоят деревья? Для чего они нужны? (Корень - он как якорь
удерживает дерево, чтобы оно не упало, всасывает воду и питательные вещества; ствол –
он доставляет воду, и питательные вещества до самой макушки дерева, а еще, как вешалка
держит на себе ветки, листья и плоды; ветки держат на себе почки, листья, плоды/семена;
из плодов и семян вырастают новые растения).
Пик: Я люблю есть семена деревьев, только не знаю, как они называются.
Воспитатель: А, наши ребята не только знают названия деревьев, но могут на ощупь
определить их плоды.
Игра «Чудесный мешочек».
- Что – то наш гость загрустил, давайте его развеселим.
Физминутка. Танец – игра «Ку – ку».
Дети садятся на стулья.
Пик: Мне интересно было узнать про деревья, ведь я живу в лесу, а вам они тоже нужны?
Воспитатель- Ребята, давайте расскажем, какую пользу приносят деревья. (Дети дают
ответы на вопрос и выставляют на наборное полотно карточки – схемы). А, на какие два
вида делятся деревья, посмотрите на плакат? (Хвойные и лиственные).
Пик – Я в лесу люблю играть в «Листочки», поднимаю с земли листик, беру его зубками и
несу к тому дереву, с которого он упал. А вы так играете?
Воспитатель- Нет, Пик, мы играем немного по – другому. Ребята, давайте встанем в круг и
покажем нашу игру с мячом: «Чей лист?».
Пик – Я вспомнил, где моя норка, она под деревом с белым стволом с черными
черточками. Как называется это дерево, я забыл? (Береза).
Воспитатель: Березу легко найти, они всегда хороводы водят, то есть, растут рощицами, а
осенью листья на них желтеют. (показ указкой на плакат с березовой рощей).
Пик: Ура, я вспомнил, где моя норка, она под корнями второй березки, теперь я легко
буду находить ее. Спасибо, ребята, вы меня многому научили, мне пора в лес. До
свидания, ребята.
Рефлексивно - оценочный
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что нового вы узнали?
Что вам больше всего понравилось на занятии?