Автор: Тетерденко Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы формирования экологического сознания младших школьников
Раздел: начальное образование
Человечество
прошло
долгий
путь
в
развитии
своих
отношений
с
природой и на каждом этапе складывалось особое экологическое сознание.
Пересмотр и обновление содержания образования в начальной школе не
могли не затронуть и педагогических технологий экологического образования,
отвечающих
на
вопросы:
Как
учить?
Как
воспитывать
нравственные
и
эстетические отношения к окружающей действительности? Как формировать
умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими
закономерностями и нормами общечеловеческой морали? Однозначных ответов
на эти вопросы нет. Однако современные технологии образования позволяют
назвать
наиболее
эффективные
формы
и
методы
этого
процесса.
В.А.
Сухомлинский,
с
большой
чуткостью
относящийся
к
специфике
детского
познания
и
воспитания,
говорил:
«Ребёнок
по
своей
природе
–
пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир
в живых красках, ярких и трепетных звуках…»
Перечень направлений развития современных педагогических технологий
–
комплексные
экскурсии
и
экспедиции,
этические
беседы,
экологические
сказки,
проекты
и
модели,
дидактические
и
ролевые
игры,
творческая
и
практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной
деятельности учащихся – свидетельствуют о том, что эти формы обучения и
воспитания достаточно традиционны в практике начальной школы.
Немаловажную роль в формировании экологического сознания играет
педагогическая среда, как фактор формирования развивающейся личности. Это
подчёркивали выдающиеся педагоги прошлого: Я. Корчак, А. С. Макаренко,
В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. А. С. Макаренко даже в условиях
сурового быта придавал большое значение введению в интерьер декоративных
растений. «…Первым долгом всегда строил оранжерею с расчётом на гектар
цветов, как бы дорого это ни стоило… И я, и мои ребята кохались в этих цветах
до предела… Это очень важно».
Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе
оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие.
Также
потенциалом
формирования
экологического
сознания
личности
обладает ряд школьных предметов, как цикла гуманитарных дисциплин, так и
естественных.
В
рамках
каждого
учебного
предмета
рассматривается
та
экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета
и его специфики.
Русская
литература
традиционно
близко
связана
с
миром
природы.
Описания природы в ней имеют разнообразное смысловое значение. Пейзаж
творит духовный мир лирического героя, созвучен его умонастроению; имеет
иносказательный
смысл;
является
художественным
символом;
описание
природы даётся по контрасту с человеческой жизнью. Например, Л. Н. Толстой,
свой педагогический и писательский опыт вложил в серию кратких очерков о
законах
природы,
об
их
воздействии
на
жизнь
человека.
Эти
очерки
(«Сырость», «Отчего в морозы деревья трещат», «Старый тополь» и др.) были
написаны для детей. Основная их идея – человек часть природы и через труд
приходит и её понимание.
Картины русской природы, освящённые высоким печально-щемящим и в
то же время светлым чувством любви к своему отечеству, написаны Н. А.
Некрасовым, А. Блоком, Н. Рубцовым, доведены до высшего эмоционального
накала С. Есениным. В творчестве М. Пришвина гармонически сочетается и
любовь к родной природе, и знания о ней, и понимание её тонкой красоты.
Особое экологическое направление в литературе составляют писатели-
натуралисты и учёные: Э. Сетон-Томпсон, В. Бианки, Дж. Дарелл, К. Лоренц.
Книги этих писателей посвящены миру природы и человеку в этом мире.
На
уроках истории
практически
не
уделяется
внимания
проблемам
экологического
образования,
хотя
содержание
этой
школьной
дисциплины
позволяет оказывать педагогическое влияние на формирование экологического
сознания
школьников.
Важно
подчёркивать
взаимосвязь
общественного
развития
народов
и
природных
условий
их
территорий.
Учащимся
можно
предложить оценить экологические последствия тех или иных технических
изобретений.
На
историческом
материале
может
быть
раскрыто,
как
совершались
величайшие экологические преступления: уничтожение большой нелетающей
птицы дронта, американского странствующего голубя, а с другой стороны, как в
разные
эпохи
осуществлялась
охрана
природы
(законы,
заповедные
территории).
Роль изобразительного искусства не ограничивается только рисунками
на
экологическую
тему,
так
как
дети
всегда
с
удовольствием
рисуют
мир
природы. На этих уроках целесообразно учить рисовать школьников не только
пейзажи
различных
ландшафтов,
но
и
обучать
технике
натуралистических
зарисовок
(следы
животных,
плоды,
листья,
насекомые).
Особую
радость
доставит задание нарисовать своих домашних питомцев.
Важное
значение
имеет
и
ознакомление
школьников
с
различными
изображениями природы на картинах великих художников. Особое место в этом
плане занимают мастера русского пейзажа Ф.А. Васильев, В. М. Васнецов, А.Г.
Венецианов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, А. А. Рылов, А. К. Саврасов и др.
На
уроках технологии младшие школьники знакомятся с практической
значимостью
природных
материалов
в
жизни
человека,
учатся
бережному
отношению, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из
них.
А
на
занятиях
по математике вопросы
взаимодействия
человека
с
окружающей средой находят отражение в текстовых задачах, используемых для
раскрытия вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального
природопользования, восстановления и приумножения природных богатств.
На
уроках
ознакомления
с окружающим
миром у
школьников
формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем
компоненте природы, взаимодействующим на неё с учётом познанных законов
и
закономерностей.
Экологическая
направленность
позволяет
формировать
ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению и
готовность к активным действиям по его охране и обогащению.
Многоаспектность
проблем
комплексной
экологии
вызывает
необходимость построения заданий с учётом принципов межпредметности и
интеграции. Принцип межпредметности позволяет согласовывать различные
аспекты взаимоотношений с окружающей средой через художественное слово,
малые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки), рисунки,
творческую деятельность самих учащихся; принцип интеграции отражает в
заданиях идею согласования и объединения различных сторон взаимодействий
в единое целое.
Существует
большое
количество
методик,
диагностирующих
и
развивающих
экологическое
сознание
детей
младшего
школьного
возраста.
Например, «Калейдоскоп проектов» включает в себя проекты кратковременные,
простые, которые можно выполнять каждый день.
В. Кильпатрик вошёл в историю педагогики как родоначальник метода
проектов.
В
отечественной
педагогике
«взрастили»
метод
проектов
Б.
В.
Игнатьев, Е.Г.Кагаров, Н. К. Крупская, В. Н. Шульгин.
Специфика
метода
проектов
заключается
в
том,
что
педагогический
процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим
миром,
освоения
ребёнком
окружающей
среды
(природной
и
социальной),
педагогическое
воздействие
осуществляется
в
совместной
с
ребёнком
деятельности,
опирается
на
свойственный
опыт
ребёнка.
Метод
проектов
стимулирует
потребность
ребёнка
в
самореализации,
самовыражении,
реализует
принцип
сотрудничества
детей
и
взрослых,
позволяет
сочетать
коллективное и индивидуальное, является технологией, обеспечивающий рост
личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням
роста – от проекта к проекту.
Обобщив
исторический
опыт
разработки
метода
проектов,
можно
выделить основные его этапы:
1.
Целеполагание.
Педагог
помогает
ребёнку
определить
наиболее
актуальную и посильную для него задачу на более-менее продолжительный
отрезок времени (или работает с коллективом в случае коллективного проекта).
2. Разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной
цели. Детям предстоит определить основные шаги достижению намеченной
цели,
подумать,
к
кому
придётся
обратиться
за
помощью,
советом,
какие
предметы,
принадлежности,
«снаряжение»
пригодятся
при
выполнении
проекта.
3 . Выполнение
проекта
- конкретное,
практическое
дело,
либо
ряд
практических шагов к намеченной цели.
4. Подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых
проектов.
В
современной
педагогике
существует
некоторая
классификация
проектов:
- по составу участников:
1. групповые (коллективные);
2.
малые
–
проекты
небольшого
коллектива,
которые
могут
являться
одновременно частью большого проекта;
3. индивидуальные проекты – проекты каждого из участников малого и
большого проектов.
- по целевой установке:
1. созидательные;
2. познавательные;
3. индивидуальные проекты собственного роста (самовоспитания);
4. общественно-полезные;
5. развлекательно-игрательные;
6. творческие и др.
Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления.
Этому способствуют разные формы обучения.
Экологическая
экскурсия представляет
собой
своеобразный
урок
в
условиях непосредственного общения с природой. Главные заповеди экскурсии
– тишина, терпеливость и внимательность.
Этические беседы по экологии. Экологические связи не всегда видимы.
Младшему школьнику трудно осознать многие из них, а ещё труднее на их
основе прогнозировать своё собственное поведение в природной среде. И здесь
беседа даёт богатые возможности для анализа подобных связей в различных
ситуациях.
Учебная
экологическая
тропа –
это
специально
оборудованная
природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы
заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном
окружении.
Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура.
Она
рассматривается
как
главный
системообразующий
ф а кто р ,
способствующий образованию в человеке подлинной интеллектуальности и
цивилизованности.