Напоминание

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»


Автор: Моисеев Святослав Павлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №93, с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Кемеровская область, Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Раздел: полное образование





Назад




«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ»

С.П. Моисеев – учитель физической культуры

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №93, с углубленным изучением отдельных

предметов» г. Кемерово

Высшая квалификационная категория

Приоритетным направлением работы современной школы является повышение

качества образования через использование современных образовательных технологий на

уроках и во внеурочной деятельности. Актуальность современных технологий на уроках

физической

культуры

определяется

особой

ролью

здорового

образа

жизни

на

современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в

частности. Учитель физической культуры, используя современные технологии, может

совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий

потенциал обучающихся.

1.СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ.

На уроках физической культуры можно

использовать различные педагогические

технологии,

обеспечивающие

активизацию

творческих

способностей

учащихся.

Остановимся более подробно на некоторых из них:

1.Здоровьесберегающие технологии - цель которых, обеспечить школьнику возможность

сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые

знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные

знания в повседневной жизни. Данная технология основана на возрастных особенностях

познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических

нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных

форм предоставления информации. Создание здорового психологического климата на

уроках

-

одно

из

главных

направлений

здоровьесбережения.

Ситуация

успеха

способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом,

тем

самым

снижая

эмоциональную

напряженность,

улучшая

комфортность

взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

2.Игровые технологии.

Игровая технология позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.

Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Ценность

игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую

природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые

навыки социального поведения, ориентацию на групповые и индивидуальные действия,

дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет

усвоить

большее

количество

информации,

основанной

на

примерах

конкретной

деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться

принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

3.Соревновательные технологии.

Цель данной технологии - стимулировать максимальное проявление двигательных

способностей.

На

каждом

уроке

физической

культуры

применяются

элементы

соревновательной технологии: -на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно

применяется соревновательный метод в процессе учебной игры. Этот метод ведет к 3

повышению эмоциональной направленности урока, увеличению интереса к игре,

повышению мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию

физических качеств. Соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников

к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – дети охотно

участвуют в соревнованиях между классами, активно болеют за команды одноклассников,

что способствует более ответственному отношению к предмету «физическая культура».

4.Технология личностно-ориентированного обучения. Личностно- ориентированный и

дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими

результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных

качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической

культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным на

среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную

группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп

(категорий): - совершенно здоровые дети, но не желающие трудиться; - дети, временно

перешедшие в подготовительную группу из-за болезни; - плохо физически развитые дети,

которые боятся насмешек, замыкаются; - хорошо физически развитые дети, которые могут

потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения

программного

материала,

и

оценки

достижений.

Содержание

личностно-

ориентированного

обучения

-

это

совокупность

педагогических

технологий

дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств,

формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным

процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

4. Метод проектов. Метод проектов позволяет решать сразу несколько задач: -развитие

личностных компетентностей обучающихся; - интегрированность процесса обучения; -

экономия времени на самом уроке. Проектная технология на уроке физической культуры

позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность

обучаемого, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из

объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание

собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что уроки

физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проекты на

уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека,

по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных

праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения сделает учебный процесс

более увлекательным для учащихся: самостоятельный сбор обучающимися материала по

теме, теоретическое обоснование необходимости выполнения того или иного комплекса

физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и

навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. В каждой

образовательной организации есть обучающиеся, имеющие ограничения в двигательной

активности, для которых такой вид деятельности дает возможность проявить себя.

5.Технология уровневой дифференциации.

Необходимость дифференцированного подхода ученикам при обучении- мысль не новая,

но, к сожалению, не реализуемая на практике в должной мере. В классах часто

подбираются

ребята

с

разным

уровнем

физической

подготовленности

и

психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков

физической культуры при условии использования единообразных требований и методов

работы со всеми обучающимися.

Элементы технологии уровневой дифференциации:

- на уроке давать задания с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и

познавательного интереса к предмету;

- при оценивании учитывать не только достигнутый результат, но и динамику изменений

физической подготовленности ученика;

- распределять обучающихся на медицинские группы с учетом состояния здоровья и

учитывать это в организации занятия;

- для учеников специальной медицинской группы дается отдельное задание;

- для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и

утверждены темы рефератов;

- ученики среднего уровня привлекаются на дополнительные занятия различными видами

спорта (волейбол, футбол, настольный теннис) и внутришкольные соревнования;

- одаренные ученики успешно участвуют в соревнованиях муниципального и областного

уровней. При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный

результат, так и прирост результата. Индивидуальные достижения имеют приоритетное

значение.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

Задача учителя на уроке, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому

ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и

познавательную

деятельность

учащегося.

Использование

новых

информационных

технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в

решении многих задач и на уроках физкультуры. Информационно- коммуникативные

технологии позволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования,

контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния

здоровья

и

уровня

физической

подготовленности

занимающихся.

Использование

презентаций

на

уроках

позволяет

более

подробно

и

наглядно

предоставлять

теоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным. С

помощью презентации также можно доступно объяснить правила спортивных игр,

тактические действия игроков, красочно преподнести исторические события, биографии

спортсменов. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.

Создание

флеш-презентаций

и

видеороликов

с

комплексами

общеразвивающих

упражнений (ОРУ) могут стать помощниками учителю. Такой материал может быть

использован также учителями – предметниками при проведении утренней зарядки. Одним

из видов домашнего задания может быть создание презентации по темам «Здоровый образ

жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные привычки» «Гимнастика» и т.д. Ребята

могут выполнять такие задания как самостоятельно, так и в группах, что позволяет

переходить им к выполнению проектов. На уроках также возможно проведение

тестирования с целью проверки и закреплении знаний учащихся. Во внеурочной работе

также можно использовать ИКТ: представление команд, оформление соревнований,

описание конкурсов и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование современных технологий в физическом воспитании - это в первую

очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к

занятиям физической культурой и спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в

связи с задачей повышения уровня процесса обучения для сохранения здоровья.

Литература:

1.Ахутина

Т.В.

Здоровьесберегающие

технологии

обучения:

индивидуально-

ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

2.Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования //

Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск,1997 г.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.:

Народное образование, 1998г.

4.Лукьяненко В.П. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:

Просвещение, 1999.

5.Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.

6.Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004г.



В раздел образования