Напоминание

Конспект занятия "Насекомые"


Автор: Патрикеева Анастасия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад общеразвивающего вида № 58"Нижнекамского муниципального района РТ
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала:
Тема: Конспект занятия "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по

познавательному развитию на тему « Насекомые » для детей

старшей разновозрастной группы.

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в

активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Продолжать упражнять в составлении предложений разных

конструкций

с

использованием

союза

потому

что.

Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии

картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать

доброе отношение к маленьким соседям по

планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать зрительную и слуховую память.

Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

Развивать связную речь.

Развивать образность речи.

Развивать словесно-логическое мышление детей, умение

устанавливать

причинно-следственные

связи,

рассуждать,

делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с

обоснованием своего ответа.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою

отгадку.

Развивать общую моторику, координацию.

Продолжать учить группировать предметы по основным

признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела,

кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок,

дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра

«Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные

картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку).

Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на

котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела,

божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1.

Эмоциональный настрой на занятие

« Перекрестные

шаги»

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям

лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором

одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то,

что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети

узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно,

если выполним все задания паука.

Воспитатель:

- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного

насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает

письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал

нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Воспитатель:

- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы

помочь? Ребенок читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился

муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже

превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который

поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит

слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами

превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную

полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание

от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

4.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и

выставляют на проектор.

1 слайд

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти

отгадку?

2 слайд

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

3 слайд

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

4 слайд

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

5 слайд

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Вспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на

картинках?

- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6

лапок.)

- А паук – это насекомое?

- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза,

кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за

другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят

пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы

опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу

семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы,

гусеница – ест листья растений, комар.)

- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу,

но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

( дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

( дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

( трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

( дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Дети садятся возле

проектора. На фланелеграфе расположены

картинки.

6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом

«потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка

здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные

насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные

насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся

к хищным.

Воспитатель:

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей).

Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

- Посмотрите,

какие к нам красивые прилетели бабочки.

Предлагаю разложить их по группам. Ксюша, разложи бабочек.

Воспитатель:

- Ксюша, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок

объясняет:

-Я разложила бабочек по форме.

Воспитатель:

- А сейчас Ирина разложит бабочек на группы, но по – другому.

Ирина, а ты по какому признаку разложила бабочек?

Ребенок:

- Я разложила бабочек по цвету.

- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы

молодцы! (Появляются кузнечик и жук).

Воспитатель:

- Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в

бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в

бабочку. Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

- Бабочка откладывает яйца.

Воспитатель:

- Кто появляется из яйца? Ответы детей:

- Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель:

- Что делает гусеница? Ответы детей:

- Она питается листьями и растет.

Воспитатель:

- В кого она превращается? Ответы детей:

- Гусеница превращается в куколку.

Воспитатель:

- Кто выходит из куколки? Ответы детей:

- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка

сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка

начинает летать.

Воспитатель:

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку

сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

9.Физкультминутка – координация речи с движением

«Гусеница».

Этот странный дом без окон

(медленно поворачиваются

вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,

(вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.

(ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.

(ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она!

(бегут по кругу, машут руками, как

крыльями)

10. Рассказы детей по цепочке:

Бабочка отложила яички на цветке.

Потом появилась гусеница.

Гусеница питалась листьями и росла.

Потом гусеница превратилась в куколку.

Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья.

Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут,

бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие

вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех

благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной

полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле

цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле

муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают

бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда

остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский

сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Учитель

берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и

повторяйте за мной:

- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в

насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!



В раздел образования