Автор: Патрикеева Анастасия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад общеразвивающего вида № 58"Нижнекамского муниципального района РТ
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала:
Тема: Конспект занятия "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по
познавательному развитию на тему « Насекомые » для детей
старшей разновозрастной группы.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в
активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Продолжать упражнять в составлении предложений разных
конструкций
с
использованием
союза
потому
что.
Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии
картин.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать
доброе отношение к маленьким соседям по
планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Развивать связную речь.
Развивать образность речи.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение
устанавливать
причинно-следственные
связи,
рассуждать,
делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с
обоснованием своего ответа.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою
отгадку.
Развивать общую моторику, координацию.
Продолжать учить группировать предметы по основным
признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела,
кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок,
дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра
«Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные
картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку).
Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на
котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела,
божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
1.
Эмоциональный настрой на занятие
« Перекрестные
шаги»
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям
лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором
одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то,
что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети
узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно,
если выполним все задания паука.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного
насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает
письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал
нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3.Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы
помочь? Ребенок читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился
муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже
превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который
поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит
слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами
превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную
полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание
от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и
выставляют на проектор.
1 слайд
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти
отгадку?
2 слайд
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
3 слайд
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
4 слайд
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
5 слайд
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. ( Божья коровка).
Вспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на
картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6
лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза,
кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за
другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят
пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы
опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу
семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы,
гусеница – ест листья растений, комар.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу,
но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
( дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
( дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
( трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
( дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле
проектора. На фланелеграфе расположены
картинки.
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом
«потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка
здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные
насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные
насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся
к хищным.
Воспитатель:
- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей).
Продолжим наше путешествие.
7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
- Посмотрите,
какие к нам красивые прилетели бабочки.
Предлагаю разложить их по группам. Ксюша, разложи бабочек.
Воспитатель:
- Ксюша, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок
объясняет:
-Я разложила бабочек по форме.
Воспитатель:
- А сейчас Ирина разложит бабочек на группы, но по – другому.
Ирина, а ты по какому признаку разложила бабочек?
Ребенок:
- Я разложила бабочек по цвету.
- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы
молодцы! (Появляются кузнечик и жук).
Воспитатель:
- Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в
бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в
бабочку. Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
- Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель:
- Кто появляется из яйца? Ответы детей:
- Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель:
- Что делает гусеница? Ответы детей:
- Она питается листьями и растет.
Воспитатель:
- В кого она превращается? Ответы детей:
- Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель:
- Кто выходит из куколки? Ответы детей:
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка
сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка
начинает летать.
Воспитатель:
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку
сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
9.Физкультминутка – координация речи с движением
«Гусеница».
Этот странный дом без окон
(медленно поворачиваются
вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом,
(вращают руками)
Дремлет гусеница в нём.
(ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму.
(ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она!
(бегут по кругу, машут руками, как
крыльями)
10. Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья.
Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут,
бабочка начинает летать.
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие
вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех
благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной
полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле
цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле
муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают
бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда
остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский
сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Учитель
берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и
повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в
насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!