Напоминание

«Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми старшего дошкольного возраста»


Автор: Кущёва Светлана Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 1 "Оленёнок" филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Мирный Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «ВМЕСТЕ МЫ– БУДУЩЕЕ!»

развитие одаренности у детей в условиях дошкольного учреждения.

I.Обоснование актуальности проекта и его новизна.

II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.

III. Механизм внедрения технологии управления системой работы с одаренными детьми в

образовательном учреждении.

IV. Результативность Проекта.

I. Обоснование актуальности проекта и его новизна

Научный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества

подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно

решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на

основе глубокого критического анализа.

Именно поэтому работе с одаренными детьми государство и общество уделяют особое

внимание. С 2003 года в нашей стране осуществляется реализация программы

“Одаренные дети” в рамках президентской программы “Дети России”. Итогом этой

деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с

одаренными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и

поддержке.

Развитие учреждения невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки

творческой атмосферы, совершенствования организационно-управленческих основ.

Включение в реализацию целевой программы “Одаренные дети” сопровождалось поиском

новых организационных форм по выявлению детей, имеющих ярко выраженные

творческие способности, новых педагогических технологий по развитию детской

одаренности; совершенствованием системы целевого управления этой работой.

Проблемы:

- отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;

- стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с

одаренными детьми;

- недостаточный уровень подготовки педагогов и управленческой квалификации

руководящих работников, организующих функционирование системы работы по этому

направлению.

Эффективному решению перечисленных проблем, обозначенных в проекте,

способствовало внедрение новых программно-целевых подходов к управлению системой

работы с одаренными детьми

Настоящая разработка является результатом поиска технологии управления системой

работы с одаренными детьми в образовательном учреждении. Данная технология

востребована руководящими работниками, организующими функционирование этой

системы, так как это направление недостаточно освещено в педагогической литературе.

Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для

развития детской одаренности, системно-деятельностном подходе к организации и

управлению этой работой.

II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта

Цель: Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение

новой технологии управления системой работы с одаренными детьми.

Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

- Создание условий для развития и реализации творческого потенциала одаренных детей.

- Отработка и апробация новой технологии управления системой работы с одаренными

детьми.

- Совершенствование управленческой квалификации руководящих работников,

организующих функционирование системы работы с одаренными детьми.

Ожидаемые результаты от внедрения проекта:

1.

Нормативно-правовые основы работы с одаренными детьми.

2.

Создание условий для успешного функционирования системы работы с детской

одаренностью.

3.

Использование модели управления системой работы с одаренными детьми на

основе системно-деятельностного подхода.

4.

Распределение функций управления системой работы с одаренными детьми на

различных уровнях.

5.

Работа с административным персоналом по повышению управленческой

квалификации.

6.

Система стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными

детьми.

7.

Система поощрительных мер, для одаренных детей.

8. Система сбора и обработки информации об одаренных детях.

III Механизм внедрения технологии управления системой работы с одаренными

детьми в образовательном учреждении.

- Нормативно-правовые основы работы с одаренными детьми.

Работа по внедрению инновационной технологии управления системой работы с

одаренными детьми в образовательном учреждении начинается с нормативно-правовых

документов, регламентирующих эту деятельность.

Нормативно-правовую основу в работе с одаренными детьми составляют документы:

- Конвенция ООН “О правах ребенка”;

- Закон РФ “Об образовании”;

- Президентская программа “Дети России”;

- Федеральная программа “Одаренные дети”;

- Концепция модернизации российского образования

- Создание условий для успешного функционирования системы работы с детской

одаренностью.

Основное предназначение внедрения инновации в управляющую систему

образовательного учреждения заключается в ее содействии эффективности и повышению

качества образования, создании условий, в которых детская одаренность развивалась бы с

наибольшим успехом.

Алгоритм создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей:

1.

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей:

- поиск технологий, методик по выявлению одаренных детей.

2. Ресурсы:

- психологическая служба;

- профессиональная компетентность педагогов.

3. Управленческие решения:

- социальная поддержка одаренных детей;

- стимулирование педагогов;

- стимулирование и поощрение одаренных детей.

4. Пути реализации:

- реализация развивающих программ;

- выбор технологий по развитию детской одаренности;

- планирование траектории развития одаренных детей.

5. Ожидаемые результаты:

- положительная динамика развития одаренных детей;

- рост успехов и достижений одаренных детей;

- профессиональное определение одаренных детей.

Результативность Проекта.

В результате эффективной реализации проекта:

1.Создана предметно-обогащающей среда, способствующая потребностям одаренных

детей, отвечающая особым познавательным потребностям и возможностям одаренных

детей, особенностям их личности.

2.Разработана система методического сопровождения педагогической деятельности в

данном направлении. Основным аспектом в подготовке педагогов к работе с одаренными

детьми мы выделили компетентностный подход, так как он является доминантным и

наиболее ценностным в профессиональной деятельности. Главным ориентиром для нас

послужила динамичная схема-модель педагога, работающего с одаренными детьми

нашего дошкольного учреждения.

3.Принципиально важными, очевидными стали задачи организации взаимодействия с

родителями одаренных детей. Конечно, мы не ставим задач перевоспитания или привития

других стратегий взаимодействия в семье – понимая невозможность этого, но задача

просвещения, расширения представлений об эффективности условий для развития

ребенка – это то, что лежит в рамках нашей работы.

Взаимодействия с родителями одаренных детей проходит в нескольких направлениях:

Психолого- педагогическое просвещение

Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности

Организация взаимодействия родителей одаренных детей друг с другом

4.Данный Проект позволил комплексно решать задачи развития детей с признаками

одаренности:

87 % детей демонстрируют развитие познавательной активности и исследовательских

навыков

Уменьшилось количество дезадаптационных проявлений у детей с признаками

одаренности, наблюдается расширение поведенческих стратегий и более гибкое их

использование

Ежегодно дети принимают участие и становятся призерами международных,

региональных, городских фестивалей, конкурсов, смотров

Участие в конкурсах обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их

индивидуальных способностей, развивает коммуникативные умения и социальные

навыки, поддерживает в детях уважение к себе, чувство собственного достоинства и

признание окружающих.

-Механизм управления системой работы с одаренными детьми.

Механизм управления системой работы с одаренными детьми можно рассматривать с

позиции моделирования.

План реализации управленческих функций по развитию детской одаренности.

Таким образом, все содержание работы с детьми и родителями является результатом

кропотливого творческого осмысления и развития собственного педагогического опыта,

который значительно обогатился, стал наиболее целенаправленным, системным,

наукоемким, личностно- ориентированным.

Проект позволяет решать комплексно задачи развития детей с признаками одаренности,

способствует развитию индивидуальности ребенка.

Информационная карта проекта

«Вместе мы - будущее» развитие одаренности у детей в условиях

дошкольного учреждения

1. Полное название

инновационного проекта

«Вместе мы - будущее» развитие одаренности у детей в условиях

дошкольного учреждения

2. Цели и задачи

инновационного проекта

Цель проекта:

• Создание развивающей среды для проявления и развития

индивидуальных способностей дошкольников, в том числе

творческих

• Создание системы повышения профессиональной

компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми.

Задачи:

- Разработать систему работы с одаренными детьми.

- Разработать мониторинг эффективного отслеживания

развития одаренных детей

- Обеспечить вариативность, комплексность, развивающую

направленность оборудования

учебно- методических и игровых материалов.

- Оптимизировать работу с родителями одаренных детей.

- Обобщить полученные результаты.

3.Сроки реализации

инновационного

проекта

1 сентября 2020 года - 31 августа 2021

года

4. Участники проекта

Групповой - педагоги

воспитанники

родители воспитанников

5.Основные мероприятия

инновационного проекта

Создание материальной базы для реализации проекта.

6.Планируемые результаты

реализации инновационного

проекта

1. Увеличение количества детей, принимающих участие в

олимпиадах, конкурсах.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей,

повышение познавательной мотивации

Тип проекта: практико-ориентированный (учитывает интересы детей, четко

ориентируется на результат).

Считаем, что данный проект, объединяющий все направления работы с одаренными

детьми, может стать наиболее эффективным способом решения поставленных задач.

Таким

образом,

абсолютное

большинство

детей

являются

потенциально

интеллектуально одаренными, и от того, как будет организована работа по

сопровождению этих детей, во многом зависит их будущее.

Подобный контингент детей ставит перед педагогическим коллективом детского сада

совершенно

определенные

задачи,

так

как

полное

раскрытие

способностей

талантливых детей важно не только для них самих, но и для общества в целом.

Решение этих задач требует нового подхода к построению содержания и способов

образования, организации образовательной среды.

Была разработана и реализуется комплексная развивающая программа «Программа

работы с одарёнными и талантливыми детьми старшего дошкольного возраста».

Принципы организации работы с одаренными детьми:

1.Целенаправленное невоздействие или безоценочное принятие одаренного ребенка.

2.Эвристичность, т.е. обучение технике интеллектуального труда.

3.Сотрудничество, т.е. переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам».

Ожидаемые результаты

Предполагаемый результат на первом этапе реализации проекта;

Разработка педагогического продукта.

Востребованность данного вида деятельности детского сада

Отдаленные результаты:

1.

Увеличение количества детей, принимающих участие в олимпиадах,

конкурсах, конференциях различного уровня.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, повышение познавательной

мотивации.

Деятельность в рамках проекта

Этапы реализации проекта.

1.

Подготовительный

Цель этапа: погружение в проблематику проекта.

2.Поисково-исследовательский этап

Цель этапа:

Разработка программы исследования эффективности проекта.

3. Практический

Цель: апробация поставленных целей, коррекция содержания, технологии

образовательного процесса.

4. Рефлексивный

Направления проекта

Разработка необходимого содержания (разработка программ и методов).

Психологическая и педагогическая подготовка педагогов к работе с одаренными детьми.

Создание материальной базы для реализации проекта.

Показатели:

В центре разработан мониторинг динамики развития детей, где основное внимание

уделяется индивидуальным характеристикам ребенка. Мониторинг предоставляет

возможность оценивать эффективность внедрения любого инновационного проекта.

Кроме того, важными показателями эффективности будет динамики повышения

профессиональной компетентности педагогов, участвующих в проекте. Так как

основными заказчики данной работы являются родители, предполагается отслеживать

степень удовлетворенности и этой категории.

Приложения

Методические советы по созданию творческой атмосферы в педагогическом

коллективе, мотивирующей руководящих работников на внедрение инноваций

1. Ставьте цели и задачи четко, доступно и ясно, чтобы они воспринимались

педагогическими работниками как реально достижимые при внедрении инноваций.

2. Продолжайте поиск новых моделей управления процессом совершенствования

системы работы с одаренными детьми.

3. Чтобы избежать несогласованности действий руководящих работников всех

уровней управления, конфликтных ситуаций помните:

современный руководитель – это творческая личность, способная находить

нетрадиционные пути решения задач, создавать и использовать инновационные

управленческие технологии;

он уважает личные достоинства педагогических работников;

вникает в духовный мир и стремления творческих педагогов;

создает в педагогическом коллективе обстановку приподнятости, здорового

микроклимата;

справедливо использует моральные и материальные стимулы;

определяет для каждого педагогического работника его индивидуальные цели и

обеспечивает условия для их достижения;

способствует педагогическим успехам;

помогает каждому члену педагогического коллектива в творческой деятельности,

вселяет в каждого работника профессиональную уверенность.

4. В качестве повышения мотивации руководящих работников к внедрению инноваций

в процесс управления развитием одаренных детей целесообразно использовать систему

стимулирования.



В раздел образования