Автор: Руденко Светлана Павловна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 г.Заринска
Населённый пункт: г.Заринск, Алтайский край
Наименование материала: разработка технологической карты урока
Тема: Великая сила добра ( по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Раздел: среднее образование
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните
представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые
результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Руденко Светлана Павловна
Место работы
МБОУ СОШ №7 г.Заринска
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
7
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
III четверть, 47 урок
Тема урока
Великая сила добра ( по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Уровень изучения
(укажите один или оба уровня изучения
(базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
базовый
Тип урока (укажите тип урока):
☐
урок освоения новых знаний и умений
☐
урок-закрепление
☐
урок-повторение
☐
урок систематизации знаний и умений
☐
урок развивающего контроля
☐
комбинированный урок
☐
другой (впишите)
Планируемые результаты(по ПРП):
1
Личностные:
ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её
мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные:
ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными
художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.
Предметные
воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): доброта, любовь, сочувствие, сострадание,
милосердие, блаженный, терпимость и т.д.
Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
Мультимедийный проектор, доска.
ПК.
Презентации на флеш-носителях.
Учебник.:Литература 7 класс ( в двух частях) под.ред. В.Я.Коровиной,В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, Москва « Просвещение» 2020
Художественные тексты.
Карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тетрадь
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание,
интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
Здравствуйте, ребята. Фёдор Петрович Гааз, русский врач, учёный, однажды произнёс такую фразу: «Спешите делать добро, пока не стало
поздно!»
Как вы понимаете эту фразу?
2
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения
нового
Учитель: Давайте откроем страницу 100 и прочитаем, как Андрей Платонович Платонов назвал своё произведение?
Предположите, о чём будет это произведение. (Высказывания детей).
Учитель: Кто такой Юшка? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
В рассказе пойдёт речь о человеке, который ,несмотря на негатив и оскорбления, сумел сохранить любовь к людям и окружающей его
действительности.
3
4
Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Что такое добота?
Ответы учащихся
Я очень рада, что столько много у Вас различных вариантов толкования, каждое из них дополняет другое. Но чтобы уточнить значение этого
слова, давайте обратимся к толкованию слова «доброта», предложенному в Толковом словаре русского языка Ожегова (презентация)
А сейчас попытайтесь подобрать как можно больше синонимов (помним, что это такое?) к слову «доброта».Запишите в тетрадь
Прочтите
Презентация
Ребята, скажите, исходя из того, что мы с вами успели обсудить в начале урока, какой будет тема нашего занятия? (формулировки
обучающихся).
Запишем тему занятия в тетрадь. Великая сила добра( по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Какой будет цель нашего урока? Соотнесите тему урока и Ваши размышления о рассказе, его сюжете, содержании.
5
6
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем
новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными
материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания
материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации,
презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению
гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
Займёмся чтением и анализом рассказа
Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то же время прекрасный, добрый. Очень трудно понять этот мир, найти себя в нем, понять
смысл человеческой жизни.
Автор нас знакомит с Юшкой. Зачитайте портретную характеристику героя.
-Что необычного в его внешности? (Глаза- зеркало души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В глазах слезы. Душа плачет)
-Отчего же больно ему?
Составление кластера
Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке»
-Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, что они донимают его криками и
ударами, что ими движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это радость для них, Юшка понимает, что дети не виноваты в том. Что в них нет
добра и радостно откликается на «радость» детей.
«Они меня любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, что дети не знают. Что делать для любви.
Анализ: «Отношение взрослых к Юшке»
Используя цитаты, ответьте на вопросы:
-Почему взрослые обижают юшку? Чем он им отвечает?
-Почему же и дети и взрослые так относились к нему?
-«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?»
(Они не могут простить уму непохожести, молчаливой крепости. Они отвечали обидой на обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе.
Сердце в людях бывает слепое. Как вы это понимаете?
Анализ встречи Юшки с веселым прохожим
Какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? Почему Юшка осерчал , может быть,
первый раз в жизни? Впервые Юшка возражает прохожему
Почему Юшку после смерти называли Ефимом Дмитриевичем?(Люди узнали, что у него есть приемная сирота, о которой он заботился
бескорыстно. Юшка обладал сочувствием, состраданием, как потом выяснилось, он оказался единственным человеком, который окружал
девочку –сироту заботой и любовью. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по
крайней мере, побудить его к действию.
7
Жил ли Юшка по правде? Можно его назвать праведником? Кто такой праведник? (Жить праведной жизнью – это значит жить по законам
человечности, значит жить по правде, по совести, по –доброму. Праведники лишены злопамятства, мстительности ,и злобы. Они не
отвечают злом на зло,.не утрачивают веры в людей, подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить людей) жизнью –
это значит жить по законам человечности, значит жить по правде, по совести, по –доброму.
- В тексте вам встретились непонятные слова. Назовите. Давайте узнаем, что они обозначает. Для этого поработаем с карточками ( на
партах).В них вам даны определения и их толкования. Вам нужно соединить каждое определение с нужными толкованиями стрелочками.
Работаем в парах.
Клещи -
Поддувальный
снаряд для кузниц,
органов,
устройство для
нагнетания воздуха
куда-либо
Мех -
Применяется для
разогрева металла
перед ковкой.
Горн -
Инструмент в
виде рычажных
щипцов
Наковальня -
Опорный
кузнечный
инструмент для
холодной и горячей
обработки
металлов
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите
факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)
Обратите внимание, что в тексте ярко представлены три цвета. Какие?
8
- Что символизируют данные цвета?
Как вы считаете, какие образы и символы рассказа А.П.Платонова «Юшка» можно отнести к данным цветам?
Чтобы ответить на данный вопрос обратитесь к карточкам «Что окрашено в какой цвет?» (Приложение 1). Вам нужно распределить слова в
нижней части карточки на три группы на основе цветовых ассоциаций. В чёрный круг вписать слова, которые ассоциируются, соотносятся
в вашем представлении с чёрным цветом, в красный – ассоциирующиеся с красным цветом и зелёный.
Пока вы работаете, прозвучит мелодия «BlackandWhite», написанная Гильдой Бата (звучит музыка).
Работа в парах
-Что у вас получилось?
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий,
выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и
конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и
т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу;
выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).
А теперь назовите основные элементы композиции. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Соотнесите элементы композиции с содержанием и расположите их в правильном порядке (работа в парах)
№
п/п
Элементы композиции
События
Развязка
Нелёгкая жизнь героя
Развитие действия
Традиция Юшки
Экспозиция
Гибель Юшки
Кульминация
Появление приёмной дочери
Завязка
Диалог Юшки с дочерью кузнеца
9
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
Всегда ли мы в жизни спешим делать добро? Актуальна ли эта проблема в наши дни?
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
Как вы понимаете значение слова УВАЖЕНИЕ? (дискуссия) На примере произведения А.Платонова «Юшка»
Уважение – это почтительное отношение к окружающим. Особенно в нём нуждаются пожилые люди, прожившие долгую и насыщенную
жизнь. Чаще всего именно они заботятся о молодых и искренне хотят помочь им стать достойными личностями.
Взрослые и дети насмехались над юродивым Юшкой. Ему приходилось терпеть издевательства со стороны детей и взрослых, но он не
отвечает жестокостью на жестокость. Юшка объяснял происходящее «слепым сердцем» человека и верил, что оно когда-нибудь сможет
прозреть. Юродивый при жизни так и не получил любви и ласки, однако его приёмная дочь стала по-настоящему уважаемым человеком. Не
относится ли часть этого уважения и к Юшке, который воспитал такую замечательную девушку?
Молодое поколение зачастую не замечает, как много добра делают взрослые, умудрённые жизненным опытом люди. Может быть, стоит
присмотреться к ним? Это очень важно – уметь быть благодарным и дарить частичку тепла тем, кто нас старше и о нас заботится.
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
1.Подобное отношение к человеку в современном обществе.
2.Провести диспут на тему: «Человек и общество», «Буллинг»
3.Согласно ст. 1 Всеобщей декларации прав человека ООН: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.
Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Согласны ли вы с этим?
4.Смогли бы вы спасти такого человека, как Юшка? Докажите примерами из жизни.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
Прочитав и проанализировав рассказ А.П.Платонова «Юшка», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении
сумел сказать о многом:
10
1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию;
2) Показал победу добра над злом ;
3) Превознес чистую, верную душу своего героя.
Смерть Юшки – та искупительная жертва, ценой которой спасаются люди. Именно человеческая душа становится высшей нравственной
ценностью. Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные подвиги во имя других людей.
А как автор относится к своему герою? Авторское отношение к образу Юшки выражено в некоторых деталях текста.
В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? к этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть
Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей
.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным
результатам
Возвращаемся к началу нашего урока.
Какой проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы пытались ответить на него?
Так в чем же смысл жизни человека? ( Нести добро, любовь людям, уметь прощать, жить по правде и по совести)
В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. Нужно верить в великую силу любви и помнить, что только любовь
порождает добро, а зло ничего не может породить
Дополните предложения:
Я понял (а)…
Я узнал (а)…
Я разобрался (ась)…
Я похвалил (а ) бы себя …
Было интересно …
Было трудно…
11
Этап 5.2.Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
- Домашнее задание дифференцировано. Вы можете:
1) Подготовить пересказ произведения.
2)Написать« Пирамидальное письмо».
1.О чём этот рассказ? (1 слово).
2.Характер рассказа. (2 прилагательных).
3.Место и время действия (3-4 слова).
4. Главные события в рассказе (5-6слов).
5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).
6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8-9 слов).
7.О чём этот рассказ?(1 предложение).
8. Ваше мнение (10-12слов).
12