Автор: Хлыстова Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР -д/с №139"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
Наименование материала: конспект
Тема: "Буква и звуки С, Сь"
Раздел: дошкольное образование
Звук и буква С.
Программное содержание:
- учить детей отвечать на вопросы полным ответом;
- закрепить навыки чёткого различения и произношения звуков [с], [с
,
]в слогах, словах, фразах;
- дать характеристику звуку [с], [с
,
];
- звуковой анализ слов: сом, сок, оса, сито;
- знакомство с буквой Сс;
- печатание буквы Сс;
- чтение слогов: са, су, со, ас, ус и т.д.;
- чтение слов: сам, сама, сом, сма и т.д.;
- чтение предложений: о-са, ма-ма. Ма-ма о-са;
- образовывать прилагательные от существительных;
- выделение [с], [с
,
] в начале, середине, конце слова;
- подбор слов на звук [с], [с
,
].
Оборудование: символы звуков, букварь Жуковой, прописи, простые карандаши, мяч.
Ход занятия
1.
Организационный момент
Сядет тот, кто назовёт слово со звуком [с] (самолёт, санки, свинка, собака, слон, сок, сон, солнышко).
2.
Объявление темы:
На какой звук назвали слова? (Мы назвали слова на звук [с]). Сегодня мы познакомимся с этим
звуком.
3.
Характеристика звука:
Какие есть предложения, какой звук [с]? (звук [с] – согласный).
Почему? (потому что его нельзя петь, трудно тянуть, есть преграда – это зубы и язык).
Глухой или звонкий? (звук [с] - глухой, потому что горлышко спит).
Какая есть звонкая сестрёнка? (звук [з] ).
Звук [с] твёрдый или мягкий? (звук [с] - твёрдый).
А мягкий может быть? (да. звук [сь] ).
4.
Игра «Разведчики».
Разделимся на две команды. Одна команда называет слова со звуком[с], а другая со звуком [сь].
[с]
[сь]
Свинка
Сок
Часы
Стрекоза
Слон
Свекла
Соль
Сито
Серёжки
Синий
Семена
Сироп
Седая
Сидит
Выиграла команда, которая назвала слова со звуком [с], потому что им задание досталось легче.
Сейчас, взяли символы и выложили слово сом, сок, оса, сито.
Сколько слогов в лове сито? (В слове сито два слога, потому что две гласные).
5.
Игра «Словообразование»:
Апельсин – апельсиновый Лес - лесной
Свекла – свекольный Фасоль - фасолевый
Осина – осиновый Весна - весенний
Брусника - брусничный Слива - сливовый
Синева - синий Ананас - ананасовый
6.
Чтение букваря:
Открыли букварь на странице 8. Поставили пальчик в верхний левый угол. Что вы видите в
верхнем левом углу? (Заглавную и строчную букву С.) Когда вы пишите заглавную букву? (В начале
предложения, в именах, название городов, рек). Вспомните имена со звуком[с], [сь] (Света, Стёпа,
Саша, Соня, Слава, Серёжа, Семён).
Посмотрите и назовите слова, чтобы звук [с] был в конце (лес). Назовите слова, чтобы звук [с] был в
начале (самолёт, сосна, санки). А теперь назовите, чтобы звук [с] был в середине (лиса, сосна).
Приготовились читать в строчку: с м с о с у с а а
1 столбик с а у у с м о м с
Открыли страницу 10. Читаем первую строчку: а у о м с
ау уа ао уа ау
уа ау оа ау уа
7.
Работа в тетради:
Положили тетрадь наискосок. Где должна быть левая рука? (на тетради).
Заглавную букву мы пишем по высоте сколько клеток? (2). А в ширину? (1).
Пристрелили глазиком две точки и повели вверх, вниз, срезали уголок, ещё раз срезали уголок.
А маленькую клеточку разделяю на три части:
Покажите как взяли карандаш (2
пальца). Сначала обводим, потом
пишем.
8. Итог занятия.
- С какой буквой познакомились? (Мы познакомились с буквой С).
- С какими звуками познакомились? (Мы познакомились со звуком [с], [сь]).
- Назовите слова со звуком [с], [сь].