Автор: Сапрыкина Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 38 "Родник"
Населённый пункт: Георгиевск
Наименование материала: конспект по ФЭМП
Тема: "Транспорт"
Раздел: дошкольное образование
Разработка конспекта занятия по развитию элементарных
математических представлений для детей 6- 7 лет
на тему «Транспорт»
Цель занятия: Способствовать развитию ориентировки на листе бумаги, по
плану.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знание цифр от 0 до 9 и навыки сложения и вычитания
чисел в пределах 10
Закреплять понятия «больше», «меньше» и «равно» между числами
первого десятка
Развивающие:
Развивать зрительную память и внимание
Развивать логическое мышление; решение логических задач
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за свою работу; понимание того,
что от личных усилий каждого зависит общий результат
Тип занятия:Закрепления ранее приобретенных знаний
Форма занятия: Групповая
Продолжительность: 30 минут
Участники: Дети, воспитатель
Возраст обучающихся: 6 лет
Оборудование и материалы: разрезные карточки с изображением
различных видов наземного транспорта; таблицы(3 столбца на 6 строк)
«Гараж» с изображением автомобилей и карточки для них – по количеству
детей; планы микрорайона на каждую группу и демонстрационный на
магнитной доске; наборы «считай сам» или цифры, знаки арифметических
действий «+», «-», «=», а также знаки сравнения «<»и«>» для каждого
ребенка; цветные шнурки; аудиозаписи; магнитофон.
Предварительная подготовка: демонстрационный материал «Транспорт»,
изготовление карточек с изображением наземного транспорта, с
изображением микрорайона, карточки «гараж», чтение художественной
литературы С.Михалков «Моя улица», загадки о транспортном средстве, игра
«Веселый паровоз».
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные: знакомство с планом маршрута по иллюстрациям
Практические: действия с наборами «Считай сам», с игрушечной
машинкой, физкультминутка(физическая активность).
Словесные: вопросы,решение задачи
Содержание НОД:
На столе разложены разрезанные карточки разного цвета с изображением
наземного транспортного средства.
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый карточку того цвета, который вам
нравится.
Дети выбирают.
Воспитатель: Все дети, у которых в руках карточки с голубой «рубашкой»,
складывают складывают свою картинку на «голубом» столе; у кого с красной
«рубашкой» - на «красном» столе; у кого с желтой – на желтом столе.
Дети складывают картинки.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что общего у
предметов , изображенных на картинках?
Дети высказывают свои предположения и делают вывод, что это
наземные транспортные средства.
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы будем путешествовать по
улицам города на наземном городском транспорте, а точнее, на автомобиле.
Я предлагаю вам выбрать по одной маленькой игрушечной машинке.
Дети выбирают, садятся на свои места.
Воспитатель каждому ребенку раздает план микрорайона.
Воспитатель: Вы прекрасно знаете, что сесть за руль автомобиля и управлять
им может не каждый человек. Как вы думаете, что нужно знать и уметь
водителю, чтобы избежать разных дорожных происшествий и аварий?
Дети дают ответы, воспитатель резюмирует.
Воспитатель: Ребята, наш город большой, в нем много улиц, переулков,
площадей. Чтобы добраться до необходимого места, нужно не запутаться в
переплетении улиц, переулков, проспектов. Итак, одно из умений,
необходимых водителю – умение правильно проложить маршрут. Сейчас я
предлагаю вам прослушать мою инструкцию и провести ваш автомобиль к
нужному месту на карте нашего района.
Воспитатель дает детям инструкцию
- Поставьте ваши автомобили около детского сада. От детского сада мы
проедем мимо сквера, затем у магазина «Одежда» повернем налево, на
перекрестке у высотного дома надо повернуть налево, проехать по улице
прямо, мимо стадиона, мимо стоящего дома и вновь повернуть налево.
Проехать вперед до конца улицы. Где вы оказались?
Дети выполняют действия по инструкции, отвечают на вопрос.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам продиктовать мне инструкцию. Мне
нужно проехать от кинотеатра «Ракета» к школе. Каждая команда по очереди
будет указывать мне путь, а я проведу свой автомобиль, ориентируясь только
по вашим словам.
Подгруппы детей по очереди диктуют маршрут, воспитатель исполняет
задание. Затем дети дают инструкцию друг другу – один диктует, другой
выполняет, дети меняются ролями инструктора и водителя.
Воспитатель: Вы очень устали, сидя за рулем. Поэтому я предлагаю вам
немного отдохнуть, путешествуя на автобусе в роли пассажиров. Фрагменты
картинок будут для вас билетами, потому что на наших автобусах (шнурках)
не номера, а цветные метки. Прошу занять свои места согласно вашим
билетам.
Дети строятся на свои места, включается запись веселой музыки.
Воспитатель: Автобус отправляется в путь. Мы поедем на экскурсию по
городу. Первая остановка. Экскурсовод приглашает нас выйти, чтобы
осмотреть достопримечательности и немного поразмяться.
Дети встают свободно двигаются в группе. В это время воспитатель
меняет цветные метки.
Воспитатель: Водитель дал гудок – рассаживаемся в автобусы.
Дети занимают места в соответствии с цветными метками, воспитатель
следит за правильностью исполнения. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: А теперь мы вернемся к нашим машинам.
Дети садятся за столы.
- За время путешествия по нашему району в машинах закончился бензин.
Надо их заправить, потому что завтра предстоит долгая поездка. Сначала мы
поедем на Красную площадь, а потом в театр кукол им. Образцова. Давайте
подумаем, сколько же залить литров бензина.Чтобы доехать из Митино до
Красной площади, понадобиться 5 литров. Чтобы добраться от нее до театра
кукол, нужно еще 3 литра. Сколько всего бензина нужно залить в бак
машины? Выкладывайте решение задачи на ваших столах.
Дети берут наборы «Считай сам» и выполняют задание.
- А теперь послушайте продолжение задачи. Чтобы доехать от нашего района
до Красной площади, понадобится 5 литров бензина, а чтобы доехать то
Красной площади до цирка, нужно еще 4 литра. Сколько литров бензина
нужно залить в бак?
Дети выкладывают решение задачи на столе, воспитатель подводит
итоги.
Воспитатель раздает каждому таблицы «Гараж».
Воспитатель: Перед вами таблички с изображением многоэтажного гаража.
Сколько у него этажей?
Дети дают ответ.
- На каждом этаже есть отдельные боксы для машин.Сколько боксов на
каждом этаже?
Дети дают ответ.
-А на маленьких карточках изображены машины – красные, синие, желтые.
Нужно расставить машины в боксах, но при этом вы должны выполнить два
условия:
- на каждом этаже нужно разместить по одной машине желтого, красного и
синего цвета
- порядок размещения машин на каждом этаже свой, не такой, как на других
этажах.
Воспитатель демонстрирует принцип работы на магнитной доске,
заполняя два верхних этажа.
Воспитатель: А вот дальше понадобится, ребята, ваша помощь.
Принимайтесь за работу.
Дети выполняют задание по подгруппам, помогая и сверяя действия друг
друга.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас давайте
подведем итоги и вспомним, о чем мы говорили на занятие.
Дети перечисляют основные моменты, подводят итоги.
Литература
Борисова М.М. «малоподвижные игры и игровые упражнения»
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией
Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Подвижные тематические игры для дошкольников
Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста»
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. «Здоровьесберегающие
технологии»