Напоминание

Повышение качества образования через инновационную деятельность


Авторы: Камчатная Татьяна Владимировна, Иванюженко Лариса Петровна
Должность: Учитель математики, директор
Учебное заведение: МБОУ Лицей №15
Населённый пункт: г.Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение качества образования через инновационную деятельность
Раздел: дополнительное образование





Назад




Повышение качества образования через инновационную

деятельность

Автор:

Иванюженко Лариса Петровна, директор лицея №15

Камчатная Татьяна Владимировна,

заместитель директора и учитель математики,

Лицея №15

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни,

новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к

необходимости модернизации системы образования. Одно поколение

образовательных стандартов сменяется новым.

Одним

из

важнейших

путей

достижения

современного

образовательного

результата

являются

инновации, т.е.

управляемые

процессы

создания, восприятия, оценки, освоения

и

применения

педагогических новшеств. В процессе профессионального развития учителя

особую

роль

играет

инновационная

деятельность.

Инновационной

деятельность становится тогда, когда педагоги осуществляют поиск нового

знания, имеют видение организации такой работы. Поэтому проблема

внедрения инновационных стратегий в Лицее № 15 города Берёзовского

стала приоритетной.

В основе развития инновационных процессов находятся факторы:

объективные

факторы - создание условий, стимулирующих

развитие инновационной

деятельности

и

обеспечивающих

принятие её результатов

субъективные факторы связаны с субъектом инновационной

деятельности и с

его

готовностью

к

инновационной

деятельности.

Необходимость перехода к инновационной практике не вызывает

сомнений, проблема в том какие условия надо создать, какие средства

будут более эффективны и кто будет создавать эти условия.

1

Инновационный процесс

тоже

подлежит

управлению. Поэтому

целью работы является создание модели управления инновационным

процессом.

Основные

задачи:

определить

основные

направления

инновационной

деятельности

в

образовательном

учреждении,

спроектировать модель управления инновационными процессами.

Под управлением инновационным процессом следует понимать

взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на

повышение результата образования путём введения нового в цели,

содержание и организацию работы. Объектом в проведённом исследовании

является инновационный процесс, предметом – механизм управления

процессом.

Важнейшим аспектом управления является организация работы

субъектов инновационного процесса.

Каждый субъект системы управления уметь должен осуществлять

весь

функциональный

цикл

самоуправления: анализ, целеполагание,

планирование, проектирование, конструирование, организация, контроль,

корректирование.

По мнению П.И. Пидкасистого «Инновационный процесс – это

мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию,

освоению, использованию

и

распространению

современных

идей,

адаптированных для данных условий и соответствующих определённым

критериям».

«Слово инновация происходит от латинского in – в и novus – новое

и в переводе «обновление, новинка, изменения.

Инновация – это содержание и организация нового, тогда как

нововведение – это только организация нового. Новшество – явление,

несущее в себе сущность способа, методики, технологии, организации и

содержания

нового. Инновационный

процесс

отражает

в

себе

формирование и развитие содержания и организации нового».

Новация – инновационное предложение.

2

Инновационная

деятельность

создание

новой

или

усовершенствованной

продукции, нового

или

усовершенствованного

технологического процесса.

Инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие

превратилось в изобретение, изобретение в проект, проект в технологию

реальной действительности, результаты которой выступают в качестве

новации.

Инновационное образование – образование, которое способствует

развитию всех своих участников.

Инновационное

развитие

осуществляется

под

воздействием

внешних

условий

и

внутренних

тенденций

саморазвития. Общее

образование может рассматриваться как социальный институт и как

социальная система. Образование как социальный институт выполняет

определённые функции: передача знаний и культурных ценностей,

воспитание и социализация, социальная интеграция членов общества (т.е.

осознание своей принадлежности к обществу). Образование как система

может не только функционировать, но и развиваться. В общем смысле

развитие – это «… необратимое, направленное, закономерное изменение

материальных и идеальных объектов».

Обратимость

изменений

характеризует

процессы

функционирования, при отсутствии направленности изменения не могут

накапливаться, процесс

лишается

внутренних

связей. В

результате

развития

возникает новое

качественное

состояние

объекта, которое

выступает как изменение его состава или структуры.

Развитие системы реализуется через инновационную деятельность.

В качестве основного инновационного процесса рассматривается

процесс обновления качества образования, представленный на рис.1.1.

3

Рис.1.1 Структура обновления качества образования.

Изменённые социально- экономические условия выступают в роли

потребности и в то же время ограничивают процесс обновления.

Существующее

качество

образования

в

процессе

инновационной

деятельности преобразуется в обновленное качество образования.

Внешние

факторы

государственные

инициативы

и

образовательный заказ, внутренние факторы – инициатива администрации

по отношению к педагогу направлены на управление процессом. Задачей

управления в системе является комплексное обеспечение инновационных

процессов.

Несомненно, что инновационные процессы в образовании требуют

новых

форм

взаимодействия

теории

и

практики. Классификация

инноваций согласно П.И. Пидкасистому:

Технологические инновации - это новые способы изготовления

продуктов, новые технологии производства. В образовании - технические

средства и оборудование, компьютерные технологии .

Методические инновации - это инновации в области методики

обучения и воспитания, преподавания и учения, организации ВОП.

4

Внешнее

управление

Изменяющиеся социально-

экономические условия

Существующее

качество

образования

Процессы

инновационного

изменения

Обновлённое качество

образования

Обратная связь

Организационные нововведения - касаются новых форм и методов

организации труда, а также инновации в структурных подразделениях.

Это комплектование классов и групп , способов работы .

Управленческие

нововведения

-

совершенствования

управления

системой образования.

Экономические инновации

- изменение планирование, мотивации,

оплаты труда ( дополнительные платные услуги )

Социальные нововведения - усовершенствование кадровой политики,

улучшение

условий

безопасности

и

гигиены

труда, культурная

деятельность.

Юридические инновации - новая нормативно-правовая база.

Теоретические инновации:

Концепции, закономерности в обучении и воспитании,

методике преподавания, полученные в результате научно-

практической работы.

Практические инновации:

Новые методики, правила, алгоритмы, программы в области

дидактики,

теории

воспитания,

технические

средства.

Нововведение – процесс применения идеи.

Уровень конкуренции:

Содержанием этого типа новизны является

усовершенствование,

рационализация,

видоизменения,

модернизация того, что имеет аналог. К модификации

относится и перенос известной методики на другой

предмет.

Уровень дополнения:

Новшество не меняет картину, а дополняет её (методика

оптимизации обучения 6 – 7 летних детей письму Е.Н.

Потаповой).

Уровень преобразования:

5

Опыт учителей новаторов, новые идеи, подходы, которых не

было.

Общий положительный эффект достигается за счёт различных групп

инноваций, учитывающих запросы общества и решающих перспективные

задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения.

Классификацию

инновационных

процессов

в

образовательных

учреждениях можно представить в виде схемы, представленной на

рис.1.2.

Рис.1.2. Инновации в общеобразовательном учреждении

6

Инновации

Статусные изменения:

экспериментальная

площадка, школа-лаборатория

Модернизация структуры

внутришкольного управления

Изменение содержания

образования

(профильное обучение,

новые государственные

образовательные

стандарты)

Изменение методов

обучения: наблюдается

технологизация

процесса

Изменение форм, организации образовательного

процесса: внедрение проектной, информационной,

модульной технологии, индивидуальных учебных планов

и других форм

Из схемы видно, что инновационные процессы имеют сложную

структуру, касаются изменения содержания, методов, форм обучения, форм

организации образовательного процесса, управления, изменения статуса.

И самым проблемным оказалось то, что часть коллектива оказалась

не готова к осуществлению инновационных процессов. В структуре

управления

сегодня

более

развитой

оказалась

функция

контроля,

практически неразвитой планово – прогностическая функция, направленная

на

определение

целей

и

разработку

оптимальных программ

их

достижения.

Считаем, что для решения проблемы необходимо не замыкать

управления на руководителе, так как при решении нестандартных задач

необходима совместная работа разной направленности, а использовать

матричные элементы.

Структура

матричного

типа

возникает

при

одновременной

реализации

многих

проектов. Один

и

тот же

сотрудник

может

одновременно входить в разные группы, что позволяет повысить гибкость

управления.

Рассмотрим какие инновации реализуются в нашем лицее:

1.

Обновление содержания образования

Апробация новых учебников

Разработка и апробация программ элективных курсов

Создание УМК по профильным и непрофильным предметам,

совершенствование методического обеспечения

2.

Расширение связей с социальной средой

Воспитательная система «Новая среда»

Взаимодействие с вузами, колледжами, училищами

Развитие системы социального партнёрства

3.

Внедрение современных образовательных технологий

Технология системы эффективных уроков

7

Технология формирования универсальных учебных действий

Здоровьесберегающие технологии

Проектные технологии

Лекционно-зачётная система

Коммуникативные технологии

4.

Профильное обучение

Организация предпрофильной и профильной подготовки

Программно – методическое обеспечение профильного обучения

Особенности преподавания предметов естественно – математического

цикла в гуманитарных классах

5.

Исследовательская и проектная деятельность

Проекты учащихся

Исследовательские работы учащихся

6.

Управление

Управление качеством образования

Управленческие аспекты в деятельности учителя

Качество инновационной деятельности определяется по критериям :

критерий качества преобразований (соответствие полученного

результата поставленным целям качества обучения и воспитания)

критерий эффективности (отношение полученных результатов и

затрат)

критерий мотивации (самочувствие учителей, учеников, родителей).

Инновационная деятельность способствовала повышению качества

образования в лицее. По второму критерию более трудоёмкими,

требующими больших затрат времени, видов работ, различных форм и

методов оказались инновации, связанные с профильным обучением.

Поэтому была составлена программа эксперимента по отработке модели

профильного обучения, которая была реализована в 2012-2019г. Была

разработана модель организации профильного обучения, программы

8

курсов, набор психолого-педагогических диагностик, УМК по профильным

предметам.

Результативность инновационной деятельности лицея достаточна

высока.

Лицей

победитель

Всероссийского

конкурса

общеобразовательных

учреждений,

внедряющих

инновационные

программы, включён

в

Национальный

реестр

лучших

учреждений

России. 24 учителя из 45 победители конкурсов национального проекта

«Образование» различного уровня. 50% учителей победители областных

конкурсов «Учитель-исследователь», «Педагогические таланты Кузбасса»,

«Самый

классный

классный», 50%

педагогов

ежегодно

являются

дипломантами и победителями Всероссийского конкурса «Педагогические

инновации». 7 человек

награждены

медалями

Януша

Корчака. У

талантливых учителей – талантливые ученики, 9 учеников победители

областного конкурса «Лучший обучающийся года», учащиеся являются

победителями и призёрами областных олимпиад по математике, физике,

химии, английскому

языку.

При

сдаче

ЕГЭ

балл, полученный

обучающимися лицея по сравнению с минимумом баллов в 1,5 – 3 раза

выше, по

всем

предметам

балл

выше

городского, областного,

Всероссийского.

Но при высокой результативности часть коллектива – 35% пассивна

по отношению к реализуемым инновациям, менее активно занимается

самообразованием. Поэтому в лицее существуют противоречия между

реальной практикой и требованиями развития. Рассмотрим на примере

лицея формирование проблемного инновационного поля. Противоречия:

1.

Несоответствие

требований

рынка

труда

социально-

образовательным потребностям учащихся

2.

Несоответствие форм и методов работы государственным

инициативам в области образования

3.

Отсутствие

эффективных

механизмов

трансляции

инновационного опыта и его востребованность

9

4.

Пассивность некоторой части педагогов в инновационной

деятельности

Выявление противоречий позволило выделить проблемы, определить

возможные пути их решения.

Рассмотрев

пути

решения

проблем,

классифицировали

инновационные процессы, результат представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

.

Планирование инновационной деятельности в лицее

Обновление

содержания

образования

Расширение

связей

с социумом

Внедрение

современных

образовательных

технологий

Профильно

е.

обучение

Исследоват

ельская

и

проектная

деятельност

ьсть

Эксперимент

Управлени

е

подготовка

к

ведению

стандартов

нового

поколения

совер

шен-

ствование

системы

непрерыв-

ного

образова-

ния

технология

подготовки к ЕГЭ

проектная

технология

ин

диви-

дуальные

учебные

планы

проектная

и

исследова

тельская

деятельно

сть как

основа

социализа

-ции

личности

развитие

терминоло-

гического

потенциала

педагогов

овладение

технологией

подготовки

к ЕГЭ

системный

подход

к

управлению

инновацион

ными

процессами

модерни-

зация

внутрен-

ней

и

внешней

оценки

результа-

тов

разработ-

ка

форм

сетевого

взаимодей

ствия

и

оптимиза

ция

информац

ионного

обеспече-

ния

сетевого

взаимод.

оптими-

зация

инноваци

онной

деятельно

сти

обновление

содержания

образовани

я

оптимиза-

ция

воспитате-

льной

работы

деятельно

стный подход в

образовании

про

фи-льное

обучение

и

здоровье

обучаю-

щихся

10

Считаем, что такой подход позволит не допустить снижение

результатов.

Каждое учреждение имеет соответственное видение этой работы,

разрабатывает

свои

модели, получает

результаты

и

создаёт

индивидуальный имидж.

Чтобы конкретизировать управленческие функции, конкретизируем

и объект управления, тогда структуру функций можно представить

следующим образом. Рис.2.1.

Управление

Планирование

Организация

Руководство

Контроль

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1 2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Обновление

содержания

образования

Расширение

связей с

социумом

Внедрение

современных

образователь

ных

технологий

Профильн

ое

обучение

Исследо-

вательская

и

проектная

деятельно-

сть

Эксперимент

Управление

Инновационные процессы

Рис.2.1. Инновационный процесс - объект управления развитием ОУ.

1. - Создание

2 – Освоение

3. – Исполнение

4. – Распространение

Все

функции

управления

проходят

через

все

этапы

инновационного процесса.

Функция

управления - это

то, что

должен

делать

субъект

управления по отношению к объекту управления.

11

Развитие ОУ

В результате реализации функций управления вырабатываются

решения, направленные на качественные изменения в образовательном

процессе и его обеспечении.

«Всякий

процесс

представляет

собой

сложное

нестатическое

образование

систему,

поэтому

сам

инновационный

процесс

многообразен».

В

развивающейся

школе

множество

реально

существующих

структур

инновационного

процесса.

Например,

комплексный

инновационный процесс, состоящий из микроинновационных процессов.

Широко

известна

организационная

структура, включающая

этапы:

диагностика,

прогнозирование,

организация,

практика,

обобщение,

внедрение.

Управленческую структура, включает управленческие действия:

планирование, организация, руководство и контроль. В широком смысле

инновационный процесс планируется в программе развития школы,

каждое звено самостоятельно, но связано по вертикали и горизонтали с

остальными звеньями процесса.

Составляющие инновационной деятельности в лицее:

Изменение подхода к понятию «качество образования»

Использование психолого – педагогической диагностики

Освоение и внедрение активных форм, методов деятельности,

современных образовательных технологий

Обновление содержания образования

Повышение

исследовательской, информационной

культуры

учителя

Изменение

подходов

к

контролю

за

результатом

образовательного процесса.

Считаем, что результативность обеспечивается слаженной работой

всех звеньев модели. Если проанализировать результативность технологий,

12

форм,

методов,

то

можно

выделить

проектную,

групповую,

информационную технологию, технологию полного усвоения материала,

технологию критического мышления, приёмы и методы азбуки Лизинского

В.М., приёмы педагогической техники Анатолия Гина, конструктор уроков

по теме.

В подготовке к ЕГЭ особо выделяется технология полного усвоения

материала. Учитель нетрадиционно управляет : не от условий к результату, а

от результата к условиям, что позволяет отработать базовые знания , умения

и навыки.

Представленные

подходы

к

управлению

инновационными

процессами обеспечивают взаимную согласованность инновационных

составляющих, интеграцию

знаний

по

предметам. Использование

психологии,

педагогики,

дидактики,

методологии

способствуют

повышению качества образования. Позволяют уменьшить разрыв между

наукой управления и практикой работы. Обозначенные проблемы, пути

их решения будут основой стратегического планирования деятельности.,

позволят

каждому

учителю

и

ученику

стать

компетентными

и

имеющими социальный опыт. Древняя китайская мудрость гласит

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому-

- и я научусь!

Эти слова должны стать правилом для каждого субъекта в управленческой

деятельности, способствующей повышению качества образования.

13



В раздел образования