Автор: Татьяна Сергеевна Антонова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР Детский сад №205
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Итоговое занятие по познавательному развитию в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Итоговое занятие по познавательному развитию
для детей старшего возраста
по теме «Дикие животные родного края осенью»
Цель:
Формировать основы экологического сознания, показать взаимосвязь живой
и неживой природы родного края.
Задачи:
Область «Познавательное развитие»:
- Развивать логическое мышление, воображение, память, познавательный
интерес к природе родного края.
Область «Речевое развитие»:
- Совершенствовать навыки речевого общения, обогащать словарный запас
детей по данной теме.
Область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, умение общаться со сверстниками
в процессе игровой деятельности. Формировать доброе отношение к природе.
Область «Физическое развитие»:
- Способствовать развитию умения передавать в движениях и жестах повадки
животных. Развивать интерес к самостоятельному массажу ладошек и
пальчиков шишками.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о диких животных родного края;
- Чтение произведений Е. И. Чарушина, Г. А. Скребицкого, В.И. Морозова,
загадывание загадок о животных;
-Выполнение творческих работ по изобразительной деятельности: рисование
«Лесное ателье», обрывная аппликация «Тёплое жилище на зиму», лепка
«Заботливый ёжик»
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: карточки «Ошибки художника» ; план –
схема путешествия, ёлочка, плоскостные или мягкие игрушки (сова, тетерев,
дятел «старичок лесовичок», кормушка), изображение природы летом и
зимой.
Раздаточный материал: игрушки животных ( лось, заяц, бобр, медведь,
лиса, волк), карточки птиц (усложнение для более подготовленных детей –
карточки не раскрашены), жетоны за правильный ответ, шишки для массажа
ладошек.
Методы, приемы: игровой, наглядный, сюрпризный.
Ход занятия:
-Ребята, мы много говорили о том, как меняется природа осенью, говорили о
приметах осени. Животные – это тоже часть природы, значит, с ними тоже
происходят перемены. Сегодня я предлагаю набраться всем храбрости и
отправиться в путешествие под названием «Там, на неведомых дорожках»
по лесу, чтобы ещё больше узнать секретов о животных нашего края.
-Скажите, пожалуйста, что значит «неведомые»? (варианты детей)
Неведомые дорожки – это загадочные пути или тропы, которые ведут в
неизвестные места или к невиданным вещам. В этом путешествии нас ждут
новые знакомства и выполнение интересных заданий.
-Посмотрите на наш план и, определите, где начнётся наше путешествие?
(дети говорят, что отправляться надо с полянки «дружбы».)
-Ребята, на нашей полянке «дружбы» произошли изменения. Дети замечают,
что появилась ёлочка. Полянка «дружбы» превратилась в лесную полянку.
-Чтобы мы справились со всеми заданиями, предлагаю встать в круг, взяться
за руки и сказать наше доброе приветствие
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
-В лесу тропинки узкие, как будем ходить? (Ответы детей)
Дети встают друг за другом и путешествие начинается. По плану переходят
от одного героя к другому, выполняя задания.
! Старичок лесовичок
Задание № 1 «Маленькая викторина»
а) - Самый опасный хищник? (волк)
- Кто из животных зимой закрывает хвостом вход в своё жилище? (белка)
- Кто из животных носит «корону»? (лось)
- Кто зимой во сне лижет подушечки лап? (медведь)
- Про кого говорят «Его ноги кормят»? (волк)
- У каких животных бывает линька? (белка, заяц)
- Что готовят осенью животные, чтобы зимой не умереть с голоду? (запасы)
- Кого называют плутовкой? (лиса)
- Чей дом называется хаткой? логово? нора? (бобёр, волк, лиса, мышка…)
б) Вопросы по карточкам
! Сова
Задание №2 «Найди ошибку» Задача: определить какую ошибку допустил
художник ? (насекомые зимой не летают, ёжик зимой спит, лиса на зиму не
засыпает).
! Тетерев
Задание № 3 «Третий лишний» Задача: кто из животных лишний и почему?
- Ребята, что-то стало прохладно?
Предлагаю поиграть и немножко согреться.
Физкультминутка «Звериная зарядка» (движения по тексту)
Раз – присядка,
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну, и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинает всё снача
! Кормушка
Задание №4 «Травоядные и хищники» Задача: расставить игрушки –
медведь, заяц, лиса, лось, волк, бобёр по принадлежности к отряду хищников
или травоядных.
! Дятел
Задание №5 «С кем я буду зимовать?» Задача: разложить зимующих и
перелетных птиц на соответствующие сезону картинки.
-Ну вот, ребята, мы выполнили задания на всех остановках нашего лесного
путешествия. Пора возвращаться обратно в детский сад. Посмотрите, нам
дятел приготовил волшебные шишки, они помогут быстро вернуться в
детский сад. Возьмите по шишечке и все вместе скажите:
«Шишку в руки дружно взяли
И в ладошках
Покрутили, повертели
В детский сад мы захотели!»
Дети, выполнив упражнение, складывают шишечки в корзинку и
возвращаются на полянку «дружбы» (ёлочка убрана).
Рефлексия.
Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, что делали и о ком говорили?
Посчитайте жетончики и мы узнаем к кому можно из ребят обращаться с
вопросами о природе родного края. Поставьте свой флажок в стаканчик
«настроение», какое вы испытываете после нашего путешествия по лесным
дорожкам.