Напоминание

"Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии"


Автор: Румянцева Ульяна Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Мюрюнская СОШ№1 им.Г.В.Егорова"
Населённый пункт: с. Борогонцы, Усть-Алданский район Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии

учитель биологии Румянцева Ульяна Николаевна

МБОУ «Мюрюнская СОШ№1 им.Г.В.Егорова»

Усть-Алданский район

Республика Саха(Якутия)

Активные методы обучения- это обучение деятельностью. Познавательная

активность- это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению

задачи(проблемы), желание самостоятельно получить знания. Активность школьников

пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия. Активные методы обучения

при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные

задачи:

1. подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;

2. обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных школьников, так и

не подготовленных;

3. установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала

Для реализации этих задач я придерживаюсь следующие этапы учебного процесса:

1 этап. Первичное овладение знаниями.

2 этап. Контроль знаний.

3 этап. Формирование умений и навыков.

Для

каждого

этапа

подбираются

тщательно

продуманные

методы

и

приемы

индивидуализации

с

учетом

возрастных

особенностей

обучающихся.

В

своей

работе

большое внимание уделяю на привитие навыков работы детей с содержанием текста темы,

на

ее

усвоение.

За

годы

работы

разработала

и

систематизировала

свои

общедидактические приемы и методы обучения. Принципы которые помогают мне создать

развивающую среду в процессе обучения приведены в таблице1.

Таблица1.

Для повышения познавательной активности школьников, учителю предлагается множество

различных

разработанных

методов,

которые

он

может

использовать

в

своей

учительской

деятельности.

Например,

такой

метод

как

коллективная

мыслительная

деятельность,

дает

большие возможности проявления творческих способностей для самого учителя в организации

занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением -

это могут быть , КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. Для эффективной реализации

методов обучения, необходимы сопутствующие педагогические приемы.

Таблица2.

Педагогические приемы

Регуляторы

Сотрудничество

Самооценка

Дополнительные

и

штрафные

баллы

«Помощники»

Анализ результатов

Устные оценки

«Парадоксы»

Фиксирование

результатов

в

учебной тетради

Интонация

«Внимание»

«Консультанты»

Мимика

«Диверсанты»

«Ассистенты»

Дозирование времени

«Палочки-выручалочки»

«Лидер урока»

Инновационные методы

Методы

Краткое описание

Ожидаемый результат

«Невод»- карта понятий.

Карточки состоят от 15-120 шт.,

э т о

з а в и с и т

о т

ф о р м ы

ко н т р ол я :

т е м а т и ч е с к и й ,

итоговой,

текущий.

Ученик

должен

составит

схему

с

помощью

карточек.

Метод

используется для закрепления,

обобщения, контроля знаний.

П р а в и л ь н о е

с о с т а в л е н и е

к а р т о ч е к

п о з в о л я е т

систематизировать

понятий,

и с к л ю ч а е т

б е з д у м н о е

механическое

заучивание

материала. Дает информацию

учителю

о

качестве

усвоения

учебной

темы

учеником,

а

ученик

делает

самоанализ

о

уровня усвоения программы.

« Р а з м и н ка » -

ко н т р ол ь

и

закрепление

знаний

на

каждом уроке

Каждый

урок

начинается

с

« Р а з м и н к и » .

Те м п

э т а п а

быстрый.

Слово

«Разминка»

снимает

стресс

учащихся

от

п о н я т и я

« к о н т р о л ь н а я

работа»,

оно

длится

10-12

минут.

Вопросы

составляются

у ч и тел ем

и л и

« Л и де р о м

урока».

Вопросы

и

ответы

должны

быть

короткими.

В о п р о с ы

з а ч и т ы в а ю т с я

учителем, а ответы сразу пишут

в специальной

тетради.

По

о к о н ч а н и ю

в ы п о л н е н и я

работы,

организуется

метод

ВПР парами (взаимопроверка).

Д а е т с я

к л ю ч

о т в е т а .

П о

н а б р а н н о м у

б а л л у

выставляются оценки.

Обеспечивает

готовность

к

уроку.

Развивает

п а м ят ь ,

мыслительную деятельность.

Схема-конспект

Самостоятельная разработка

темы в виде схемы-конспекта.

Схема должна показать

главные понятия, связь их с

косвенными понятиями.

У м е н и е

а н а л и з и р о в а т ь

синтезировать

и

обобщать

знания.

Составление вопросов-ответов

П о

а б з а ц н а я

р а б о т а .

Составляют на каждом абзаце

вопросы и находят ответ им.

Умение находить главное.

Для обратной связи с учеником на первых страницах учебной тетради заполняются две таблицы. С

помощью которого ребенок контролирует качество усвоенного материала, темы, раздела, курса.

Первая таблица, это деловое соглашение ученика с учителем, т.к. ученик берет на себя

обязательство на освоения курса на год. Уровень освоения фиксируется на второй таблице. С

помощью, которого ученик ведет самостоятельно мониторинг достижения своего плана.

Правильно организованная учебно-познавательная деятельность на уроках, подбор

эффективных

методов

обучения,

системность

общедидактических

принципов

позволяют

повышать качество знаний обучающихся.



В раздел образования