Автор: Румянцева Ульяна Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Мюрюнская СОШ№1 им.Г.В.Егорова"
Населённый пункт: с. Борогонцы, Усть-Алданский район Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии
учитель биологии Румянцева Ульяна Николаевна
МБОУ «Мюрюнская СОШ№1 им.Г.В.Егорова»
Усть-Алданский район
Республика Саха(Якутия)
Активные методы обучения- это обучение деятельностью. Познавательная
активность- это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению
задачи(проблемы), желание самостоятельно получить знания. Активность школьников
пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия. Активные методы обучения
при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные
задачи:
1. подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;
2. обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных школьников, так и
не подготовленных;
3. установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала
Для реализации этих задач я придерживаюсь следующие этапы учебного процесса:
1 этап. Первичное овладение знаниями.
2 этап. Контроль знаний.
3 этап. Формирование умений и навыков.
Для
каждого
этапа
подбираются
тщательно
продуманные
методы
и
приемы
индивидуализации
с
учетом
возрастных
особенностей
обучающихся.
В
своей
работе
большое внимание уделяю на привитие навыков работы детей с содержанием текста темы,
на
ее
усвоение.
За
годы
работы
разработала
и
систематизировала
свои
общедидактические приемы и методы обучения. Принципы которые помогают мне создать
развивающую среду в процессе обучения приведены в таблице1.
Таблица1.
Для повышения познавательной активности школьников, учителю предлагается множество
различных
разработанных
методов,
которые
он
может
использовать
в
своей
учительской
деятельности.
Например,
такой
метод
как
коллективная
мыслительная
деятельность,
дает
большие возможности проявления творческих способностей для самого учителя в организации
занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением -
это могут быть , КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. Для эффективной реализации
методов обучения, необходимы сопутствующие педагогические приемы.
Таблица2.
Педагогические приемы
Регуляторы
Сотрудничество
Самооценка
Дополнительные
и
штрафные
баллы
«Помощники»
Анализ результатов
Устные оценки
«Парадоксы»
Фиксирование
результатов
в
учебной тетради
Интонация
«Внимание»
«Консультанты»
Мимика
«Диверсанты»
«Ассистенты»
Дозирование времени
«Палочки-выручалочки»
«Лидер урока»
Инновационные методы
Методы
Краткое описание
Ожидаемый результат
«Невод»- карта понятий.
Карточки состоят от 15-120 шт.,
э т о
з а в и с и т
о т
ф о р м ы
ко н т р ол я :
т е м а т и ч е с к и й ,
итоговой,
текущий.
Ученик
должен
составит
схему
с
помощью
карточек.
Метод
используется для закрепления,
обобщения, контроля знаний.
П р а в и л ь н о е
с о с т а в л е н и е
к а р т о ч е к
п о з в о л я е т
систематизировать
понятий,
и с к л ю ч а е т
б е з д у м н о е
механическое
заучивание
материала. Дает информацию
учителю
о
качестве
усвоения
учебной
темы
учеником,
а
ученик
делает
самоанализ
о
уровня усвоения программы.
« Р а з м и н ка » -
ко н т р ол ь
и
закрепление
знаний
на
каждом уроке
Каждый
урок
начинается
с
« Р а з м и н к и » .
Те м п
э т а п а
быстрый.
Слово
«Разминка»
снимает
стресс
учащихся
от
п о н я т и я
« к о н т р о л ь н а я
работа»,
оно
длится
10-12
минут.
Вопросы
составляются
у ч и тел ем
и л и
« Л и де р о м
урока».
Вопросы
и
ответы
должны
быть
короткими.
В о п р о с ы
з а ч и т ы в а ю т с я
учителем, а ответы сразу пишут
в специальной
тетради.
По
о к о н ч а н и ю
в ы п о л н е н и я
работы,
организуется
метод
ВПР парами (взаимопроверка).
Д а е т с я
к л ю ч
о т в е т а .
П о
н а б р а н н о м у
б а л л у
выставляются оценки.
Обеспечивает
готовность
к
уроку.
Развивает
п а м ят ь ,
мыслительную деятельность.
Схема-конспект
Самостоятельная разработка
темы в виде схемы-конспекта.
Схема должна показать
главные понятия, связь их с
косвенными понятиями.
У м е н и е
а н а л и з и р о в а т ь
синтезировать
и
обобщать
знания.
Составление вопросов-ответов
П о
а б з а ц н а я
р а б о т а .
Составляют на каждом абзаце
вопросы и находят ответ им.
Умение находить главное.
Для обратной связи с учеником на первых страницах учебной тетради заполняются две таблицы. С
помощью которого ребенок контролирует качество усвоенного материала, темы, раздела, курса.
Первая таблица, это деловое соглашение ученика с учителем, т.к. ученик берет на себя
обязательство на освоения курса на год. Уровень освоения фиксируется на второй таблице. С
помощью, которого ученик ведет самостоятельно мониторинг достижения своего плана.
Правильно организованная учебно-познавательная деятельность на уроках, подбор
эффективных
методов
обучения,
системность
общедидактических
принципов
позволяют
повышать качество знаний обучающихся.