Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы


Авторы: Карповская Светлана Викторовна, Светлана Викторовна Карповская
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 152" СП №1 ОАО РЖД
Населённый пункт: Челябинская область г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

логопедической группы

«Источник способностей и дарование детей на

кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем

сложнее

движение,

необходимое

для

этого

взаимодействие,

тем

ярче

творческой

стихии

детского разума. Чем больше мастерства в детской

руке, тем он умнее».

В. Сухомлинский

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровительную методику воздействия на

руку. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов,

посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук

находится множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на

внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития

ребенка является развитие его рук, кистей, речевых умений (мелкой пальцевой моторики).

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и

речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире

у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно

лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного

восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их

расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не

только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и

мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей

интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий

уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, достаточно развита

память, внимание, связная речь. Поэтому поставила следующие задачи:

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и

игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать тактильную чувствительность рук.

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать память, внимание, терпение и связную речь.

Развивать навыки ручной умелости.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

В своей работе использую следующие методы и приёмы: игровые упражнения,

пальчиковые игры, аппликационную лепку, ниткопись, упражнения с крупой, игры с

пуговицами, выкладывание геометрических орнаментом по опорным точкам, работу со

схемами, чтение художественных произведений лучших детских писателей А. Барто, С.

Маршака, Г. Сапгира, В. Берестова, Е.Благининой, Е. Серовой, Э. Успенского,

использование речевого материала: загадок, чистоговорок, небылиц, песенок, потешек,

стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Работа с детьми:

• игры с предметами;

• разного вида шнуровки;

• игры с бумагой;

• игры с крупой;

• игры с карандашами, пуговицами, природным материалом;

• игры с сухими бассейнами с различными наполнителями;

• выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники);

• мозаики, пазлы;

• игры с шариками – массажёрами.

Каждое занятие рассчитано на 15-20 минут и не должно быть утомительным. Если

дети устают, нужно провести небольшую физминутку, музыкальную паузу или

пальчиковую гимнастику. В начале каждого занятия целесообразно провести массаж

кистей рук( потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику.

На занятиях неплохо использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.

Педагог должен создать спокойную, радостную, творческую атмосферу. Она- помощник

детей, а не руководитель. Заинтересованность воспитателя будет стимулировать ребёнка

в создании новых необыкновенных чудесных творений. Следует всегда помнить, что

главное не только то, как красиво ребёнок выполнил свою работу, а развитие личности

ребёнка, воспитание у него уверенности в своих силах, развитие фантазии, творчества,

желания трудиться, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

Таким образом, особенную роль развитии мелкой моторики играют пальчиковые

игры- своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они

позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг

друга, тренируют точность двигательных реакций.

Пальчиковые

игры отображают реальность

окружающего

мира:

предметы,

животных, людей, явления природы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития

мелкой моторики, умеет логически рассуждать, достаточно развита память, внимание,

связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы для овладения

письмом, создать условие для накопления ребенком двигательного и практического

опыта, развитие навыков ручной умелости. К 6 – 7 годам заканчивается созревание

соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышцей кисти.

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная,

охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов

проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку

общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с

ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные

упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их

силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Этапы реализации:

IПодготовительный этап

:

•изучение научно-методической литературы по данной теме: М. М. Кольцовой, Б. И.

Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики

пальцев рук; дошкольного возраста;

• Составление картотеки игр для развития мелкой моторики

• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2.Основной этап:

(изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление

наглядно – информационного и консультативного материала для родителей) .

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук

детей дошкольного возраста:

•Работа с детьми по всем образовательным областям:

o индивидуальной работе;

o на прогулке;

o использование нетрадиционных приемов

Заключительный этап:

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

По ходу реализации проекта.

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная,

охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов

проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку

общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с

ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные

упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их

силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Перечень игр на развитие мелкой моторики рук

Игры и упражнения с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.

“Сюрприз”

Я своим сюрпризом маму

Непременно удивлю.

И поймет, родная, сразу,

То, что я ее люблю.

(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух

для любимой мамы).

“Ловкие пальчики”

Давайте, ребята, пальцы развивать:

Прищепки прикреплять, снимать, считать.

Не зевайте, не болтайте,

А за мной повторяйте.

(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).

“Золотая рыбка”

Рыбку золотую “оживить” хочу,

Я ей плавники и хвост прикреплю.

(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).

“Весёлый зайчик”

Эй, ребята, не зевайте!

Зайцу уши прикрепляйте.

Пусть ушами шевелит,

Наших деток рассмешит.

(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).

“Колючий ежик”

Ёж без иголок – какая беда!

Давайте поможем ему, детвора.

( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).

Игры с крупами

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

“Непоседа”

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга так глядеть.

Я горошинку возьму,

Пальцем к столику прижму,

Покатаю, покручу

И сестричку научу.

(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими

дошкольниками - в течение 1 минуты).

“Ловкие пальчики”

Мы крупу перебирали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Перебирать опять начнём.

(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).

“Дорожка”

Села птичка на дорожку,

Поклевала чуть горошку.

Посиди, не улетай,

Улетела птичка…Ай!

(выложить дорожку из горошинок).

“Хозяюшка”

Наша Маша рано встала,

Рис от гречки отделяла,

Чтобы кашку сварить,

Своих кукол накормить.

(сортировать смешанные крупы).

Игры и упражнения с бусами

Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа –

слева”.

“Подарок”

Маму милую свою

Очень крепко я люблю!

Ей на день рождения

Бусы подарю.

(нанизывать бусы на леску)

“Бусинки – горошки”

Покатаю я в руках

Бусинки – горошки.

Станьте ловкими скорей

Пальчики, ладошки!

(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30

секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).

Задания с использованием бусинок:

по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,

достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,

переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в

слове, - достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, –

нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему

придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.

Игры с карандашом

(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)

“Мои ловкие пальчики”

Карандаш ребристый в руки я возьму,

На ладони покатаю,

Между пальчиками поверчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

“Карандаши”

Малыши, малыши,

Где же ваши карандаши?

На ладони их катаем,

Свои руки развиваем.

Упражнения с пуговицами

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.

выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),

классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,

нанизывать пуговицы на леску,

застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.

Игры с шариками

(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

“Разноцветные шары”

Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.

Шар воздушный,

Шаловливый,

Непослушный,

Вместе с ветром убежал.

А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )

“Дождик”

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки,

имитируя дождик.

Дождик песенку поёт:

Кап, кап…

Только кто её поймёт –

Кап, кап?

Не поймём ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )



В раздел образования