Автор: Девяева Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: Банк добрых дел
Раздел: дошкольное образование
Старшая группа «Цветик-семицветик»
Образовательный проект
Проект по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе «В мире
денег»
Сроки выполнения проекта: 01.09.2022-31.05.2023гг.
Ю.В. Девяева, воспитатель
Красноярск, 2022
1
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Современное общество отличается опережающим развитием детей в
сфере экономических отношений. Дети дошкольного возраста понимают
возможность приобретения игрушек, лакомств, приобретения билетов в кино,
игровую комнату, бассейн и других значимых для ребенка вещей за деньги.
Родители позволяют детям пользоваться благами цивилизации, не объясняя
каким образом это благо достигнуто, как его можно заработать.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех
сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем
никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой
бюджет.
Современные жизненные реалии требуют умения самостоятельно
ориентироваться в финансовой сфере, действовать осторожно, а значит
строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому
экономическое образование надо начинать как можно раньше, уже с
дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не
только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в
происходящем, но и формирует деловые качества личности.
++
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если
его
не
учат
этому.
Он
узнаёт,
что
такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и
пр. Дети
-
это
зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они
стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно
планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все
за него.
Обучение экономической культуре
не
сводится
к
тому,
чтобы
учить
зарабатывать
деньги.
На
первый
план
ставится
формирование
нравственных понятий: честность,
обязательность,
умение
подчинять
свои
желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также
ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на
материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования
информационной
среды
максимально
полно
использовать
интерес
детей
к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Проблема: Недостаточная
осведомленность
родителей
о
важности
раннего обучения детей основам финансовой грамотности. Негативная статистика
в системе кредитных отношений говорит о том, что если у ребенка не
сформировать
правильное
представление
о деньгах,
то
у
него
появится
собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные
средства зарабатываются собственным трудом.
2
Мы предполагаем, что раннее обучение детей основам финансовой
грамотности будет способствовать формированию убеждений о том, что
семейный бюджет нужно тщательно планировать, и ребенок может и должен
принимать участие в этом, когда участие ребенка необходимо.
Цель: формирование основ финансовой грамотности в сфере личных и
семейных финансов у детей старшего дошкольного возраста через игровую
деятельность.
Задачи:
-
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством
разнообразных видов детской деятельности в детском саду и дома;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
-
Показать
родителям
способы
знакомства
детей
с
вопросами
зарабатывания денег, планирования семейного бюджета, учета интереса детей при
его распределении;
-
Развивать
умение
творчески
подходить
к
решению
ситуаций
финансовых отношений посредством игровых действий;
- Организовать в группе работу Банка «Добродел» путем привлечения
детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
· Дети приобретают первичный финансовый опыт;
· У детей формируются первичные основы финансовой грамотности,
необходимые знания, умения и навыки, полезные привычки;
·
Дети перенимают для игры свой жизненный опыт экономических
отношений, используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар;
· У детей появляется интерес к профессиональной деятельности взрослых.
3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
направлена на работу с
детьми и работу с родителями, и включает в себя следующие формы работы,
методы и приемы:
Работа с детьми в себя включает:
• создание и работа Банка «Добродел»;
• обогащение предметно-пространственной среды для работы по проекту
(оборудование для сюжетно-ролевых игр, картотеки, лэпбуки);
• виртуальная экскурсия в банк;
• игры, соревнования (Итоговое мероприятие – Аукцион Добрилок
«Разобью копилку я – будет рада вся семья»);
• беседы, чтение художественной литературы в соответствии с тематикой и
самостоятельное изготовление книжек-малышек («Изобретатели денег»);
• дидактические игры.
Работа с родителями в себя включает:
• мониторинговые процедуры (анкетирование родителей);
• создание информационного стенда для родителей (консультации,
памятки, папки-передвижки);
• создание оборудования для функционирования Банка «Добродел»;
• участие родителей в создании картотеки скидочных и банковских карт
для запуска сюжетно-ролевой игры «Юный финансист»;
• участие в итоговом мероприятии Аукцион Добрилок на завершающем
этапе проекта.
План работы по проекту.
Участниками проекта являются дети старшей группы, педагоги, родители.
Образовательная деятельность
Совместная деятельность
взрослый-ребенок
Работа с семьей
Сентябрь
Презентация
«История
появления денег» с целью дать
детям первичные представления
о денежной единице
Чтение и заучивание пословиц о
деньгах.
Беседа «Что такое деньги».
Просмотр
мультфильма
«Смешарики: Азбука финансовой
грамотности».
Беседа-семинар
с
родителями
«Семейный
бюджет:
возможно
ли
обсуждение с ребенком».
Консультация
для
родителей:
«Для
чего
ребенку нужна финансовая
грамотность»
Октябрь
Чтение
сказки
К.Чуковского
«Муха-Цокотуха».
Рисование монеток «добриков»
Д/и
«Профессии»,
Д/и
«Что
важнее?».
Беседа
«Почему
не
всегда
Папка-передвижка
«Целевые ориентиры
формирования основ
4
для «оплаты труда в группе».
желаемое
становится
действительным»
финансовой грамотности в
детском саду».
Конкурс семейных
кошельков.
Ноябрь
Тема: «Надо-надо обменяться
или Ты – мне, я - тебе».
Закреплять
навыки
детей
в
счете,
в
знании
принципов
обмена.
СРИ «Мы идем на День рождения:
выбор
подарка»,
Д/и
«Один-
много», Д/и «Найди такой же».
Решение
проблемных
ситуаций
«Хочу и нельзя», «Хочу и надо»
Родительское собрание на
тему: «Юный финансист»
Декабрь
Продуктивная
деятельность:
изготовление чеков, банковских
карточек для СРИ «Поход в
супермаркет».
Чтение сборника произведений
Т.
Поповой
«Волшебный
банкомат. Детям о экономике»
«Если друг заболел».
Беседа
о
труде
(зачем
нужно
ходить на работу). СРИ «Поход в
супермаркет».
С
целью
формирования
у
детей
умения
развивать
сюжет
на
основе
полученных знаний, передавать в
игре
трудовые
действия
работников
супермаркета,
что
способствует
ранней
профориентации.
Решение ситуационных задач.
Выставка нетрадиционного
оборудования:
«Семейная
копилка»
Январь
Чтение произведения Романова
«Чудеса в кошельке».
Познакомить детей с тем, как
возможно планировать, чтобы
добиться желаемого «Мой план
по достижению мечты».
Игровая ситуация «Кто в домике
живет» (доходы и расходы).
СРИ
«Идем
в
продуктовый
магазин».
Д/и «Сколько это стоит?», Д/и
«Угадай, где продается»
Собираем
коллекцию
денежных купюр и монет
разных стран.
Февраль
Чтение рассказа «Как Валюша
бабушке сон покупала»
ОД «Семейный бюджет: доходы
и расходы»
Дать детям
представления о
доходе и расходе семейного
бюджета
(зарплата,
пособия,
налоги). Развивать мышление.
Заложить основы планирования
бюджета.
Игровая
ситуация
«Денежка
в
гостях у детей».
Беседа
«Обмен:
выгодные
и
невыгодные условия обмена, Д/и
«Кому
что
нужно»,
Д/и
«Что
нельзя купить?»
Решение
ситуационных
задач
«Помидор или Огурец»
Консультация
на
тему
«Легкие
деньги:
в
чем
опасность».
Март
Чтение
произведения
Бодо
Шефер «Пес по имени Мани»
«Кто такая Реклама, и зачем она
нужна?».
Познакомить детей с понятием
реклама.
Беседы
на
тему
«Можно
ли
вырастить
деньги»,
«Могут
ли
постареть деньги». Д/и «Узнай и
назови», Д/и «Угадай на ощупь».
СРИ «Магазин игрушек».
Семинар-практикум
на
тему:
«Планирование
покупок
в
магазине
совместно с ребенком».
Апрель
Чтение
произведения
В.
Осеевой «Долг»
«В гости к Жучке».
Воспитывать у детей бережное
отношение к своим игрушкам,
желание
оказать
больной
игрушке посильную помощь.
Игра-путешествие «Путешествие в
Банк
«Добродел».
Просмотр
мультфильма
«Барбоскины
и
реклама»
Д/и «Расскажем мишке и кукле,
как нам можно заработать деньги»
Консультация
на
тему
«Играем вместе с детьми».
Конкурс на лучший лэпбук
«Юный финансист»
Май
Чтение произведения Е. Ульева
«Финансовая
грамотность
в
сказках.
История
Монетки»
«Пухлый кошелек».
Помочь
детям
понять,
что
финансовое
благосостояние
семьи зависит от правильного
планирования
семейного
бюджета, умения сопоставлять
доходы и расходы.
Беседа
«Как
я
коплю
деньги
дома». Беседа «Как накопить на
любимую игрушку».
Решение ситуационных задач.
Аукцион
Добрилок
«Разобью
копилку я – будет рада вся семья»
Круглый стол
«Анализ
проведенной
работы
и
планирование
деятельности
по
формированию
основ
финансовой грамотности на
следующий учебный год».
5
В результате работы по проекту в 2022-2023уч.году будут созданы папки-
передвижки на тему:
«Целевые ориентиры формирования основ финансовой
грамотности в детском саду», «Юный финансист: создание Банка «Добродел»;
силами родителей изготовлено оборудование и материалы для запуска сюжетно-
ролевой игры «Юный финансист», оформлена выставка копилок и кошельков,
созданных руками родителей; силами родителей собраны скидочные и банковские
карты для игр «Вместе с мамой идем в магазин, ребятами группы самостоятельно
изготовлены книжки-малышки «Изобретатели денег»; проведен совместный
праздник для детей и их родителей: Аукцион Добрилок «Разобью копилку я –
будет
рада
вся
семья»;
оформлена
игротека
«Финансовая
грамотность
дошкольников».
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Результат
реализации
проекта
может
быть
оценен
при
помощи
анкетирования родителей воспитанников группы «Цветик-семицветик» на начало
и
конец
учебного
года.
На
начальном
этапе
деятельности
по
проекту
анкетирование родителей направлено на определение уровня элементарных
знаний детей в сфере экономики и финансов. В результате наблюдения и анализа
сюжетно-ролевых игр детей можно сделать вывод о том, что к концу учебного
года, дети стали чаще играть в экономические игры, такие как «Супермаркет»,
магазин игрушек, кафе. Воспитанники активно зарабатывают монетки-добрилки,
копят их в копилках, изготовленных руками родителей и покупают в Банке
«Добродел»
приятные
сувениры.
Родители
отмечают,
что
необходимость
сиюминутных покупок у детей снизилась, дети чаще задумываются о том, нужна
ли эта покупка сейчас или можно немного сэкономить. К концу года 80%
родителей отметили активное участие детей в «финансовой жизни» семьи. Можно
говорить о том, что проводимые мероприятия вызывали интерес у детей и
родителей, выполнялись с удовольствием, и способствовали формированию основ
финансовой грамотности. Дети и родители выразили желание продолжать работу
по проекту в следующем году.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
6
В рамках реализации проекта мы столкнулись с отсутствием желания у
некоторых родителей посвящать детей в планирование семейного бюджета,
однако путем проведения индивидуальных консультаций, семинаров и круглого
стола на тему «Нужно ли приобщать ребенка к планированию семейного
бюджета»,
«Нужны
ли
ребенку
собственные
средства»
мы
достигли
положительных результатов. К сожалению, не все родители готовы вводить
ребенка в реальный мир денег, но мы стремимся к изменению этой позиции.
РАСПРОСТРАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Мероприятия, проводимые нами, были нацелены на создание условий для
того, чтобы дети получили первичные знания о финансах, понятиях «семейный
бюджет», «зарплата» и т.д.
В результате проведенной работы у детей и их
родителей
появилась
правильная
ориентация
на
планирование
семейного
бюджета, дети стали более рационально относиться к сиюминутным покупкам. На
2022-2023
учебный
год
нами
разработан
новый
проект
по
финансовой
грамотности, рассчитанный на детей 6-7 лет, который продолжает и углубляет
работу, проводимую нами на протяжении предыдущего года. Мы считаем, что
применение проекта «В мире денег» будет полезным для применения в других
ДОУ, поскольку тема раннего ознакомления детей с элементарными основами и
понятиями экономики благотворно скажется на воспитании юных финансистов.
7