Напоминание

Банк добрых дел


Автор: Девяева Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: Банк добрых дел
Раздел: дошкольное образование





Назад




Старшая группа «Цветик-семицветик»

Образовательный проект

Проект по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе «В мире

денег»

Сроки выполнения проекта: 01.09.2022-31.05.2023гг.

Ю.В. Девяева, воспитатель

Красноярск, 2022

1

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Современное общество отличается опережающим развитием детей в

сфере экономических отношений. Дети дошкольного возраста понимают

возможность приобретения игрушек, лакомств, приобретения билетов в кино,

игровую комнату, бассейн и других значимых для ребенка вещей за деньги.

Родители позволяют детям пользоваться благами цивилизации, не объясняя

каким образом это благо достигнуто, как его можно заработать.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех

сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем

никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой

бюджет.

Современные жизненные реалии требуют умения самостоятельно

ориентироваться в финансовой сфере, действовать осторожно, а значит

строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому

экономическое образование надо начинать как можно раньше, уже с

дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не

только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в

происходящем, но и формирует деловые качества личности.

++

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если

его

не

учат

этому.

Он

узнаёт,

что

такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и

пр. Дети

-

это

зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они

стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно

планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все

за него.

Обучение экономической культуре

не

сводится

к

тому,

чтобы

учить

зарабатывать

деньги.

На

первый

план

ставится

формирование

нравственных понятий: честность,

обязательность,

умение

подчинять

свои

желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также

ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на

материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования

информационной

среды

максимально

полно

использовать

интерес

детей

к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Проблема: Недостаточная

осведомленность

родителей

о

важности

раннего обучения детей основам финансовой грамотности. Негативная статистика

в системе кредитных отношений говорит о том, что если у ребенка не

сформировать

правильное

представление

о деньгах,

то

у

него

появится

собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные

средства зарабатываются собственным трудом.

2

Мы предполагаем, что раннее обучение детей основам финансовой

грамотности будет способствовать формированию убеждений о том, что

семейный бюджет нужно тщательно планировать, и ребенок может и должен

принимать участие в этом, когда участие ребенка необходимо.

Цель: формирование основ финансовой грамотности в сфере личных и

семейных финансов у детей старшего дошкольного возраста через игровую

деятельность.

Задачи:

-

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством

разнообразных видов детской деятельности в детском саду и дома;

- Совершенствовать коммуникативные качества детей;

-

Показать

родителям

способы

знакомства

детей

с

вопросами

зарабатывания денег, планирования семейного бюджета, учета интереса детей при

его распределении;

-

Развивать

умение

творчески

подходить

к

решению

ситуаций

финансовых отношений посредством игровых действий;

- Организовать в группе работу Банка «Добродел» путем привлечения

детей и родителей.

Ожидаемые результаты:

· Дети приобретают первичный финансовый опыт;

· У детей формируются первичные основы финансовой грамотности,

необходимые знания, умения и навыки, полезные привычки;

·

Дети перенимают для игры свой жизненный опыт экономических

отношений, используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар;

· У детей появляется интерес к профессиональной деятельности взрослых.

3

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

направлена на работу с

детьми и работу с родителями, и включает в себя следующие формы работы,

методы и приемы:

Работа с детьми в себя включает:

• создание и работа Банка «Добродел»;

• обогащение предметно-пространственной среды для работы по проекту

(оборудование для сюжетно-ролевых игр, картотеки, лэпбуки);

• виртуальная экскурсия в банк;

• игры, соревнования (Итоговое мероприятие – Аукцион Добрилок

«Разобью копилку я – будет рада вся семья»);

• беседы, чтение художественной литературы в соответствии с тематикой и

самостоятельное изготовление книжек-малышек («Изобретатели денег»);

• дидактические игры.

Работа с родителями в себя включает:

• мониторинговые процедуры (анкетирование родителей);

• создание информационного стенда для родителей (консультации,

памятки, папки-передвижки);

• создание оборудования для функционирования Банка «Добродел»;

• участие родителей в создании картотеки скидочных и банковских карт

для запуска сюжетно-ролевой игры «Юный финансист»;

• участие в итоговом мероприятии Аукцион Добрилок на завершающем

этапе проекта.

План работы по проекту.

Участниками проекта являются дети старшей группы, педагоги, родители.

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

взрослый-ребенок

Работа с семьей

Сентябрь

Презентация

«История

появления денег» с целью дать

детям первичные представления

о денежной единице

Чтение и заучивание пословиц о

деньгах.

Беседа «Что такое деньги».

Просмотр

мультфильма

«Смешарики: Азбука финансовой

грамотности».

Беседа-семинар

с

родителями

«Семейный

бюджет:

возможно

ли

обсуждение с ребенком».

Консультация

для

родителей:

«Для

чего

ребенку нужна финансовая

грамотность»

Октябрь

Чтение

сказки

К.Чуковского

«Муха-Цокотуха».

Рисование монеток «добриков»

Д/и

«Профессии»,

Д/и

«Что

важнее?».

Беседа

«Почему

не

всегда

Папка-передвижка

«Целевые ориентиры

формирования основ

4

для «оплаты труда в группе».

желаемое

становится

действительным»

финансовой грамотности в

детском саду».

Конкурс семейных

кошельков.

Ноябрь

Тема: «Надо-надо обменяться

или Ты – мне, я - тебе».

Закреплять

навыки

детей

в

счете,

в

знании

принципов

обмена.

СРИ «Мы идем на День рождения:

выбор

подарка»,

Д/и

«Один-

много», Д/и «Найди такой же».

Решение

проблемных

ситуаций

«Хочу и нельзя», «Хочу и надо»

Родительское собрание на

тему: «Юный финансист»

Декабрь

Продуктивная

деятельность:

изготовление чеков, банковских

карточек для СРИ «Поход в

супермаркет».

Чтение сборника произведений

Т.

Поповой

«Волшебный

банкомат. Детям о экономике»

«Если друг заболел».

Беседа

о

труде

(зачем

нужно

ходить на работу). СРИ «Поход в

супермаркет».

С

целью

формирования

у

детей

умения

развивать

сюжет

на

основе

полученных знаний, передавать в

игре

трудовые

действия

работников

супермаркета,

что

способствует

ранней

профориентации.

Решение ситуационных задач.

Выставка нетрадиционного

оборудования:

«Семейная

копилка»

Январь

Чтение произведения Романова

«Чудеса в кошельке».

Познакомить детей с тем, как

возможно планировать, чтобы

добиться желаемого «Мой план

по достижению мечты».

Игровая ситуация «Кто в домике

живет» (доходы и расходы).

СРИ

«Идем

в

продуктовый

магазин».

Д/и «Сколько это стоит?», Д/и

«Угадай, где продается»

Собираем

коллекцию

денежных купюр и монет

разных стран.

Февраль

Чтение рассказа «Как Валюша

бабушке сон покупала»

ОД «Семейный бюджет: доходы

и расходы»

Дать детям

представления о

доходе и расходе семейного

бюджета

(зарплата,

пособия,

налоги). Развивать мышление.

Заложить основы планирования

бюджета.

Игровая

ситуация

«Денежка

в

гостях у детей».

Беседа

«Обмен:

выгодные

и

невыгодные условия обмена, Д/и

«Кому

что

нужно»,

Д/и

«Что

нельзя купить?»

Решение

ситуационных

задач

«Помидор или Огурец»

Консультация

на

тему

«Легкие

деньги:

в

чем

опасность».

Март

Чтение

произведения

Бодо

Шефер «Пес по имени Мани»

«Кто такая Реклама, и зачем она

нужна?».

Познакомить детей с понятием

реклама.

Беседы

на

тему

«Можно

ли

вырастить

деньги»,

«Могут

ли

постареть деньги». Д/и «Узнай и

назови», Д/и «Угадай на ощупь».

СРИ «Магазин игрушек».

Семинар-практикум

на

тему:

«Планирование

покупок

в

магазине

совместно с ребенком».

Апрель

Чтение

произведения

В.

Осеевой «Долг»

«В гости к Жучке».

Воспитывать у детей бережное

отношение к своим игрушкам,

желание

оказать

больной

игрушке посильную помощь.

Игра-путешествие «Путешествие в

Банк

«Добродел».

Просмотр

мультфильма

«Барбоскины

и

реклама»

Д/и «Расскажем мишке и кукле,

как нам можно заработать деньги»

Консультация

на

тему

«Играем вместе с детьми».

Конкурс на лучший лэпбук

«Юный финансист»

Май

Чтение произведения Е. Ульева

«Финансовая

грамотность

в

сказках.

История

Монетки»

«Пухлый кошелек».

Помочь

детям

понять,

что

финансовое

благосостояние

семьи зависит от правильного

планирования

семейного

бюджета, умения сопоставлять

доходы и расходы.

Беседа

«Как

я

коплю

деньги

дома». Беседа «Как накопить на

любимую игрушку».

Решение ситуационных задач.

Аукцион

Добрилок

«Разобью

копилку я – будет рада вся семья»

Круглый стол

«Анализ

проведенной

работы

и

планирование

деятельности

по

формированию

основ

финансовой грамотности на

следующий учебный год».

5

В результате работы по проекту в 2022-2023уч.году будут созданы папки-

передвижки на тему:

«Целевые ориентиры формирования основ финансовой

грамотности в детском саду», «Юный финансист: создание Банка «Добродел»;

силами родителей изготовлено оборудование и материалы для запуска сюжетно-

ролевой игры «Юный финансист», оформлена выставка копилок и кошельков,

созданных руками родителей; силами родителей собраны скидочные и банковские

карты для игр «Вместе с мамой идем в магазин, ребятами группы самостоятельно

изготовлены книжки-малышки «Изобретатели денег»; проведен совместный

праздник для детей и их родителей: Аукцион Добрилок «Разобью копилку я –

будет

рада

вся

семья»;

оформлена

игротека

«Финансовая

грамотность

дошкольников».

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Результат

реализации

проекта

может

быть

оценен

при

помощи

анкетирования родителей воспитанников группы «Цветик-семицветик» на начало

и

конец

учебного

года.

На

начальном

этапе

деятельности

по

проекту

анкетирование родителей направлено на определение уровня элементарных

знаний детей в сфере экономики и финансов. В результате наблюдения и анализа

сюжетно-ролевых игр детей можно сделать вывод о том, что к концу учебного

года, дети стали чаще играть в экономические игры, такие как «Супермаркет»,

магазин игрушек, кафе. Воспитанники активно зарабатывают монетки-добрилки,

копят их в копилках, изготовленных руками родителей и покупают в Банке

«Добродел»

приятные

сувениры.

Родители

отмечают,

что

необходимость

сиюминутных покупок у детей снизилась, дети чаще задумываются о том, нужна

ли эта покупка сейчас или можно немного сэкономить. К концу года 80%

родителей отметили активное участие детей в «финансовой жизни» семьи. Можно

говорить о том, что проводимые мероприятия вызывали интерес у детей и

родителей, выполнялись с удовольствием, и способствовали формированию основ

финансовой грамотности. Дети и родители выразили желание продолжать работу

по проекту в следующем году.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА

6

В рамках реализации проекта мы столкнулись с отсутствием желания у

некоторых родителей посвящать детей в планирование семейного бюджета,

однако путем проведения индивидуальных консультаций, семинаров и круглого

стола на тему «Нужно ли приобщать ребенка к планированию семейного

бюджета»,

«Нужны

ли

ребенку

собственные

средства»

мы

достигли

положительных результатов. К сожалению, не все родители готовы вводить

ребенка в реальный мир денег, но мы стремимся к изменению этой позиции.

РАСПРОСТРАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Мероприятия, проводимые нами, были нацелены на создание условий для

того, чтобы дети получили первичные знания о финансах, понятиях «семейный

бюджет», «зарплата» и т.д.

В результате проведенной работы у детей и их

родителей

появилась

правильная

ориентация

на

планирование

семейного

бюджета, дети стали более рационально относиться к сиюминутным покупкам. На

2022-2023

учебный

год

нами

разработан

новый

проект

по

финансовой

грамотности, рассчитанный на детей 6-7 лет, который продолжает и углубляет

работу, проводимую нами на протяжении предыдущего года. Мы считаем, что

применение проекта «В мире денег» будет полезным для применения в других

ДОУ, поскольку тема раннего ознакомления детей с элементарными основами и

понятиями экономики благотворно скажется на воспитании юных финансистов.

7



В раздел образования