Напоминание

"Игра по слуху,чтение нот с листа,транспонирование в классах баяна и аккордеона ДШИ и ДМШ"


Автор: Пригорская Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель по классу баян,аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Ясный ,оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игра по слуху,чтение нот с листа,транспонирование в классах баяна и аккордеона ДШИ и ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО ДШИ, Ясненский городской округ, Оренбургская обл.

Методическая разработка на тему: «Игра по слуху, чтение с

листа и транспонирование в классах баяна и аккордеона

ДШИ и ДМШ»»

Преподаватель ДШИ г. Ясный : Пригорская Н.Ю.

2024 год

Введение.

Проблема музыкального воспитания и обучения сегодня стоят

довольно остро. Представители музыкальной педагогики все чаще

и настойчивее обращают внимание на разрыв между техническим

развитием учащихся и воспитанием слуховой активности,

творческой инициативы, самостоятельности между практическим

обучением в классе баяна и аккордеона, и прохождением

музыкально - теоретических дисциплин.

Уровень выпускников оставляет желать лучшего. Большинство из

них оказываются явно неспособными к самостоятельному

творческому мышлению. Одна из причин - отсутствие

систематического целенаправленного обучения по слуху, чтение с

листа и транспонирования.

Почему же этими важными формами не занимаются в специальных

классах баяна и аккордеона?

1.Усвоение технической сложности программы отнимает всё время

и силы учащегося и педагога.

2.Нет тщательно разработанной методики обучения по этим

навыкам - наиболее трудным в обучении и игре на инструменте,

которые должны являться первоначальным этапом. Именно в ДШИ

и ДМШ должен закладываться фундамент будущего музыканта.

За последние годы много вышло методической литературы, но

методические установки по активизации слуха и музыкального

мышления там отсутствуют.

Особая проблема с транспонированием. Чтобы транспонировать по

слуху на баяне и аккордеоне, нужно уметь подбирать по слуху, а

чтобы транспонировать по нотам, нужно уметь читать с листа.

Таким образом, обучение транспонированию неразрывно связано с

игрой по слуху и чтением с листа. Эту методику надо подробно

разработать на начальном этапе обучения в ДШИ и ДМШ.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

БАЯНИСТОВ И АККОРДЕОНИСТОВ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ

С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.

Транспонирование (от латинского слова перестановка или

перемещение) - перенесение музыкального произведения в новую

тональность. Тональность (середина 19 века) высотное положение

лада определяется положением тоники. Каждый лад может быть

изложен по крайней мере в 12 тональностях.

Транспонирование неизбежно влечет изменение тональности, а

это влечет за собой изменения окраски звучания, меняется общий

характер музыки.

Тональность - важный элемент музыкальной выразительности ( чем

больше диезов, тем оттенки светлее, блестящие в тонах, бемольные

все мрачнее). С. И.Савшинский пишет: «Важно то, что каждая

тональность не только по своему звучит, но и по - своему играется

(аппликатура, игровые ощущения и представления).»

А) С какой целью нужно транспонировать произведения:

1.Тональность первоначальная высока для голоса или инструмента

2.Облегчение партии ( много ключевых знаков)

3.Средства выразительности ( части произведения)

Широко применяют транспонирование вокалисты и хоровые

коллективы, поэтому требуется от руководителей и

аккомпаниаторов умение транспонировать музыкальный материал.

Транспорт нужен для аранжировок, для струнных народных

инструментов (домры, балалайки, - особенности открытых струн,

особые штрихи, позиция, а так же духовые инструменты).

Обширный диапазон и яркость звучания регистров позволяет

исполнить на баяне и аккордеоне фортепианные, органные,

вокальные, оркестровые произведения в тональности оригинала.

Многие педагоги считают, что именно транспонирование,

важнейший способ развития тональных слуховых и вне слуховых

ощущений. Техника транспонирования состоит в процессе

слушания посредством глаз слуха (не механический перенос, а

слуховой).

Б)Психологический механизм игры по слуху, чтение с листа и

транспонирование.

Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к

важнейшему способу укрепления слуходвигательной взаимосвязи.

Музицирование по слуху полезно любому контингенту.

А.П.Щапов видит 2 формы подбора по слуху знакомых мелодий и

их транспонирование и рекомендует заниматься этим с первых

шагов при обучении на инструменте.

О. В.Рафалович - начать нужно с транспорта по слуху, а через

время переходить по нотам. Это самое радикальное средство

развития слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа,

устанавливается связь между движением и слухом (это работа О.В.

Рафаловича по транспорту фортепьяно).Способ не механический

перенос нот, а опираясь на слуховые ощущения перенос звуков в

новую тональность отсюда укрепление зрительно - слухо -

двигательной взаимосвязи.

Психологи свидетельствуют, что у музыкантов -

инструменталистов возбуждение слухового нерва влечет за собой

ответную реакцию не только голосовых связок, но и мышц пальцев.

Проблема взаимосвязи слуховых и двигательных представлений -

является важнейшей в современной методике. В музыкальном

исполнительском процессе две стороны:

1.Слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-

теоретического мышления)

2.Двигательная ( умение и навыки).

Широко распространен метод - направляется внимание не на

активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков

( чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух

играющих на темперированных инструментах (баян, аккордеон,

фортепьяно) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям

звука, чем играющие на не темперированных инструментах

(скрипка, духовые инструменты). Это объясняется тем, что

необходимость создания чистой интонации заставляет последних

(скрипачей и т. д.) постоянно активизировать слух, тогда как у

первых такой необходимости нет. Усвоение нотного текста

становится «зрительно – аппликатурным», а не «зрительно –

слуховым».

А.П.Щапов: « Не следует брать клавишу раньше, чем в

воображении появится образ данного звука и не появится чувство

уверенности в том, что палец возьмет именно нужную клавишу.»

При слуховом методе слуху отведена ведущая роль, а при

двигательном - пассивный наблюдатель моторики. Игра по слуху

осуществляется при слуховых представлений и двигательной

установки в заданной тональности, производится по схеме:

слуховой образ - моторика - звучание.

В основе чтения с листа и транспонирования по нотам, процесс

превращения нот в видимых в слышимые. Или увидел - услышал -

сыграл. Успех зависит от тесного взаимодействия между

слуховыми и двигательными через «подкрепление» чтение нотного

текста.

Слуховой метод:

зрительное восприятие нотного текста - слух -

моторика - звук.

Двигательный метод:

зрительное восприятие нот - моторика -

звучание - слух.

Процесс чтение нот с листа: вижу - предслышу - играю - поправляю

(слуховой контроль).

Транспонирование по нотам - процесс более сложный - перевод

«внутриуслышимого» музыкального материала в другую

тональность и поэтому должно предшествовать: чтение с листа -

превращать ноты видимые в слышимые; транспонирование по

слуху - воспроизводить внутриуслышимую музыку в разных

тональностях. Транспонирование по нотам формируется в процессе

игры по слуху, чтения с листа и транспорта по слуху.

В)Последовательность развития слухо - двигательных

представлений.

Музыкальный слух состоит из 2 факторов - это мелодический и

гармонический слух. Основа мелодического слуха является ладовое

чувство (различать ладовые функции и тяготение к устойчивым

звукам, прежде всего к тоники).

Анализ слуховых представлений подразделяется на 2 вида:

ступеневые (опорные звуки лада) и интервальные (последование

интервалов между последовательно воспроизведенными звуками).

Развитие ступеневых представлений - основа развития ладового

чувства, а это основа музыкального слуха. Гармонический слух

формируется развитием мелодического слуха. Игра по слуху и

чтение с листа должно осуществляться на ладовой основе.

Транспонирование - связь теории и практики.

Усвоение звукоряда лада:

1.Ощущение устойчивых ступеней

2.Тоническое трезвучие и мелодическая линия от 1-5 нот вверх и

вниз

3.Первые шаги от 1-3 ступени

4.Усвоение скачков в мелодии I, III, IV ступени.

Ступени устойчивые, затем неустойчивые ступени, 3 вида минора,

но начать с натурального, использовать русские песни, а вслед

можно и гармонический, и мелодический миноры. После, если

успехи в освоении мажора и минора можно переходить к

параллельно - переменному ладу. Выбор тональностей от простого

к сложному при транспорте по нотам ( до, соль, фа мажор, ля, ми,

ре минор).

На раннем этапе, обучение по слуху баянистов и аккордеонистов,

чтение с листа и транспорта должна быть мелодия без

аккомпанимента, а на базе мелодического слуха развивать и

гармонический. В начале, слуховое восприятие аккордов не

обязательно связывать с теоретическими знаниями. До начала

изучения интервалов и аккордов по сольфеджио приступить к

транспонированию их на инструменте, а отсюда к народной

подголосочной полифонии. Психологи утверждают: «Что особенно

нравится то, что легко и быстро воспринимается, и надолго

удерживается в памяти.» Репертуар для подбора по слуху - детские

песенки, современные и народные песни. Это лучший учебный

материал.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

БАЯНИСТОВ И АККОРДЕОНИСТОВ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ

С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ (организация занятий)

У каждого учащегося индивидуальные способности: одаренность,

память, ритм, и здесь необходим дифференцированный подход.

Педагог должен опираться на уже имеющиеся навыки, умение и

способствовать дальнейшему развитию их, опираясь на знания

теории музыки. Пробелы в теоретических знаниях легко

обнаруживаются в процессе анализа музыкального материала,

нужна взаимосвязь сольфеджио и специальности ( требования по

сольфеджио, на уроках специальности продолжение темы по

сольфеджио) чтение нот с листа, подбор по слуху номеров из

учебника по сольфеджио.

Методика работы в младших классах баяна и аккордеона ДШИ и

ДМШ определяется образностью мышления. Теоретические

формулировки вводить как можно неназойливо, в тесной связи со

специальностью. Успешность урока - элементы игры.

Транспонировать

использовать номера по сольфеджио,

способствует взаимосвязи сольфеджио и специальности, четкое

планирование классных и домашних заданий и систематический

контроль за выполнением их - обязанность педагога.

Чтение нот с листа

репертуар ДШИ и ДМШ обычно на 1-2 класса

ниже обучаемого класса.

Важная роль ,в планировании урока- не допускать однообразие, оно

ведет к утомлению. Урок - это 3 этапа:

1.Объяснение нового материала

2.Самостоятельно выполненное домашнее задание

3.Контроль за качеством его выполнения

Цель урока:

1.Повторение ранее усвоенного ( по слуху и по нотам)

2.Усвоение нового материала ( по нотам и по слуху)

3.Знакомство с новым материалом ( чтение, разбор, анализ)

4.Транспонирование по слуху.

Задание должно быть посильным по объему и степени трудности.

Игра по слуху, чтение с листа- способствуют развитию

музыкальных способностей баянистов и аккордеонистов,

творческой самостоятельности, активизации теоретических знаний

и помощь применения на практике. « Музыкальный слух

развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление

которой настоятельно требует проявление слуховых способностей»

- пишет Л. Баренбойм ( чтение, подбор, транспорт).Отсюда

требования: начинать работу с «донотного периода». Пьесы

разучиваются не по нотам, а по слуху. Первое полугодие дети

накапливают слуховые представления, игровые навыки. Этим

повышается самостоятельность и теоретическая инициатива

(донотное обучение рекомендовал Моцарт). Многие педагоги

начинают занятия не с формирования слуховых представлений, а с

освоения нотной грамоты, клавиатуры и игре по нотам и

приходится решать сразу множество сложные задач, связанных с

особенностями инструментов.

1.Наличие 2-х клавиатур с разными звуковысотными

соотношениями

2.Неодинаковое расположение левой и правой клавиатур (правая -

полутоновая, левая кварто - квинтовая)

3.Отсутствие зрительного контакта с клавиатурой

4.Звукоизвлечение требует физической силы.

Все это заставляет педагогов направлять внимание учащегося на

усвоение нотных знаков и соответствующих им клавиш и на основе

нотного материала работа над постановкой рук, пальцев и

звукоизвлечения. Такой метод противоречит основным

положениям современной педагогики. Нужно использовать формы

развивающие музыкальный слух, творческое начало и активность

учащихся. Возникает вопрос: «Где найти время для подбора по

слуху, его не хватает чтоб подготовить пьесы на академический

концерт. За счет чего осуществляется связь теории и практики? Как

быть с выборным баяном и аккордеоном?»Не нужно доказывать,

что подбор и чтение с листа не просто нужны, но необходимы на

основе связи теории и дифференцированном подходе к каждому

учащемуся. Срок обучения на баяне и аккордеоне – 8, 9 лет, на этот

срок стоит рассредоточить программу и время для подбора и

транспонирования на выборном инструменте, чтобы стало

возможным исполнить органные и фортепианные произведения,

усложнить и концертный репертуар.

Основы владения выборной системой баянистов и аккордеонистов,

целесообразней начинать с 1 класса, первого полугодия:

1.Мелодический слух - на выборе одноголосные мелодии

2.В основе правой и левой руки одна система

3.Различные штрихи в левой руке короче на готовом инструменте,

это усложняет координацию движения, а на выборе идентичное

движение рук легато - стаккато - соединение этих штрихов.

4.Вес и габариты выборного баяна меньше -можно начинать

работать с 6-7 лет.

Но и не умоляем достоинства готового баяна и аккордеона.

Готовый аккомпанемент создает особый колорит, упругость

звучания песен, танцев. Нужно считаться с желанием родителей и

учащихся насчет выборного инструмента. Педагог обязан

ознакомиться с методикой начального обучения на обоих видах

баяна, а донотное обучение в классе только облегчает

формирование игровых навыков.

Методы обучения игры по слуху.

Под игрой по слуху нужно понимать исполнение на инструменте

музыкального материала, усвоенного на основе музыкально -

слуховых представлений без помощи нот. Роль педагогического

участия в формировании у учащихся навыков игры по слуху

значима, как и обучение по нотам. Успешность игры по слуху

зависит от степени развития слуха двигательной взаимосвязи, а

отсюда и успехи по сольфеджио и по специальности. И этим надо

заниматься систематически.

Подбор по слуху имеет две формы:

-усвоение музыки в первоначальной тональности

-в новой тональности (вид транспонирования)

В процессе подбора у учащегося развиваются: музыкальная память,

воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо -

двигательная взаимосвязь, ритм, лад, тональности, развитие

мелодии, гармонии.

Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых

представлений это пение - поэтому первые шаги нужно начинать с

него. Особое внимание на умение воспринимать, запоминать и

воспроизводить музыку. Педагог проигрывает небольшие попевки

или интервалы, а ребенок без поддержки инструмента

воспроизводит голосом, лучше со словами. Важное значение

развития эмоциональный отзывчивости и умение мыслить

музыкальными образами. На первых уроках необходимо

приобщить к сравнению темпов, лада, штрихов на примере

попевок. Важно, чтобы ребенок самостоятельно приступил к

подбору мелодии на инструменте.

Критерии музыкальной памяти, быстрота запоминания, слух -

интонация голоса и подбор на инструменте. Одновременно с

пением и транспортом от звука , приступаем к овладению

первоначальными навыками игры на баяне и аккордеоне. Всё - это

осуществляется на основе игры с показа. Ученик не только

слушает мелодию, но и смотрит за рукой, пальцами педагога. Они

усаживаются с инструментами и после пояснений о постановке

руки и пальцев и простейших приемов звукоизвлечения, педагог

исполняет отдельные звуки. Задача ученика найти этот звук и

исполнить ровно и певуче ( в разных диапазонах, регистрах,

длительности без счета, а затем и со счетом - знакомство с

длительностями и нотной грамотой).После освоения этого периода

переход к простейшим мелодиям, педагог требует уже посадку,

аппликатуру и самое важное вслушиваясь отыскивать звуковые

сочетания. Усвоенная в классе мелодия транспонируется в 1-2

тональности (или от другого звука ). При проверке домашнего

задания нужно исполнять мелодию свободно и красивым звуком.

Работу с гаммами и упражнениями нужно начинать после

донотного периода( снижает интерес). Куда полезнее песни,

построенные на ступенях гамм и арпеджио. Мелодии строящиеся

на ступенях гамм и трезвучий позволяют осуществлять обучения

позициозной игры ( без перекладывания и подкладывания пальцев).

Это воспитывает аппликатурную организованность.

Позиция в игре на аккордеоне

-

группа нот на клавиатуре

охватываемая кистью руки ( в пределах квинты, каждый палец

остается на одной клавише в разных ладах). В дальнейшем

диапазон расширяется благодаря игре через клавишу, трезвучья,

повторения одной клавиши разными пальцами).

Позиция в игре на баяне - при транспонировании мелодий

аппликатура сохраняется независимо на какую клавишу ( белая или

черная) приходится 1 палец.

-при транспонировании гаммообразных мелодий каждый палец на

своем ряду 2 палец на 1 ряду, 3 палец на 2 ряду, 4 палец на 3 ряду

-арпеджио аппликатура неизменна.

Очень важно в первоначальном этапе выбор правильного штриха и

рекомендуется начинать с легато:

-начинают с напевных мелодий, связное звучание

-спокойное, мягкое движение пальцев способствует чувствованию

клавиатуры

-в напевных мелодиях легче ощутить цезуру, мотив, фразу

-плавное ведение меха (дыхание) подобно человеческому голосу

Очень важно восприятие ритма, зафиксировать слухом, а затем

осмыслить теоретически.

Одновременно с подбором мелодии овладевают левой рукой, а

затем и обеими. На выборе знакомую мелодию в левой клавиатуре

можно играть в разных тональностях:

а) по фразам поочередно правой и левой руками

б) синхронно двумя руками

На готовом баяне -сочетание басов и аккордов для аккомпанемента

правой руки.

В процессе донотного обучения учащийся приобретает все, что

требуется для игры по нотам:

1.Зрительно - слуховое восприятие

2.Элементарную теорию

3.Элементарные игровые навыки

4.Усвоение музыкального материала с показа - важная часть

донотного обучения ( не прикован к нотному тексту):

5.Педагог- пример посадки и постановки рук, учащийся определяет

участок клавиатуры для нахождения заданной интонации

6.Отсутствие зрительного контакта заставляет искать на слух

нужный звук, слуходвигательная взаимосвязь

7.Исполнение на уровне, точный ритм, ровно певуче

8.Легче овладевает навыками владения двумя руками

В донотный период музыкальный материал усваивается подбором

и транспонированием - это продолжает развиваться и в период

игры по нотам с программными требованиями, с четкой

последовательностью усложнения трудностей ( лад, мелодия, ритм,

гармония).С окончанием донотного обучения меняется структура

урока, вместо 45 минут на подбор и транспорт уделяем всего 5-7

минут, но увеличиваются домашние задания по этим видам

музицирования.

В старших классах ДШИ и ДМШ , музицирование более

сознательное, опираясь на теорию. Выбор репертуара- учитывать

желания, возможности и способности учащегося.Особое внимание

к ритму , с него надо начинать подбор мелодии по слуху:

1.Простукивание ритмического рисунка

2.Первую фразу играет педагог, а вторую ученик

3.Первую фразу стучим реально, а вторую про себя ( этим

определяем размер, доли, длительности).

Упражнение на усвоение мелодии:

-определить количество фраз, есть ли повторение, движение

мелодии

-первую фразу играет педагог, а вторую ученик

-первую фразу ученик поет вслух, а вторую про себя

-первую фразу ученик поет, а вторую простукивает ритм и т. д.

Развитие музыкальной памяти:

1. Запоминание мелодии фразами, сосредоточение на небольшом

объеме с целью детального схватывания слухом

2. Запоминание целыми периодами в общих чертах

Подбор по слуху на начальном этапе в пределах секунды, затем

терции до мажор, в объеме кварты, когда ученик легко освоит эти

задачи предложить мелодию сыграть от другой клавиши сохраняя

аппликатуру. Можно переходить к подбору аккомпанемента на

основе слуховых ощущений, а не на основе теории.

Ко 2 классу учащийся должен знать:

-из каких звуков состоят аккорды основных ступеней До мажора и

как записываются( T, S,D.)

-умение находить в мелодии аккорды

-умение подбирать бас и аккорды

-знать общие звуки в аккордах (гармонизация их возможные

варианты)

-умение находить звуки принадлежащие аккордам, а так же

проходящие и вспомогательные звуки.

Рекомендации занятий с учащимися в 3-6 классах:

1) Преподаватель помогает выяснить бас и аккорды, записать,

объясняет что "готовый" аккорд состоит из 3-х звуков и выбирается

ритм аккомпанемент (четверти, восьмые ит. д.) мелодия строится

только на звуках тоники.

2) мелодия из звуков доминантового аккорда

3) содержит звуки Т и Д, где есть общий звук (соль в до мажоре) и

варианты гармонизации.

4) содержит звуки S.

5)содержит звуки Т и S, где есть общий звук (до в до мажоре).

6) содержит звуки всех основных аккордов :Т, S, Д.

Учащийся должен усвоить правила:

-мелодия оканчивается на тонике

-субдоминанта не может идти за доминантой

Можно гармонизировать простейшие мелодии из учебника

сольфеджио.

Рекомендации занятий с учащимися в 7-9 классах:

Гармонизация мелодии с неаккордовыми звуками (проходящие и

вспомогательные).

1. Проходящие - заполняют промежуток между аккордовыми

тонами, чаще слабая доля. Они перемещаются между тонами, но

сами не гармонизируются.

2. Вспомогательные звуки находятся между повторением

аккордового тона и отдельно не гармонизируется.

Система подбора мелодии и аккомпанемента, от простого к

сложному( до, соль, фа мажоры, после минор)

Гармонизация без соблюдения правил голосоведения примитивна,

наша задача сознательно оперировать аккордами в аккомпанементе.

Часто гаммы на уроке специальности оторваны от музыки и теории.

Учащийся должен прочно запомнить последовательность

расположения ступеней: I - тоника; IV - субдоминанта; V -

доминанта и от каждого звука можно построить трезвучье.

Методы обучения чтения с листа.

Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с

листа. Разбор, отработка каждого элемента, детали нотного текста,

возможно замедление темпа, остановки и поправки.

Чтение с листа - сквозное проигрывание нового музыкального

материала, основная задача - ознакомление в общих чертах, не

останавливаясь, в темпе. Чем лучше ученик владеет инструментом,

тем лучше читает с листа, быстро находит рациональную

аппликатуру.

Начинать нужно с анализа (звуки, длительности, ритм,

аппликатура, фразировка, мех).

1.Мелодия в объёме 1-3 ступени

2.Мелодия в объёме 1-5 ступени

3.Мелодия в объёме 1-7 ступени

От чистых тональностей и до 3-х знаков при ключе. Прочитанную

мелодию задают транспонирование как домашнее задание.

Освоение тональностей.

-в классе прочитал мелодию в до мажоре

-дома транспонировал в соль мажор

-на уроке записывает и анализирует мелодию в соль мажоре, а

после читаем мелодию в соль мажоре, а домашнее задание в фа

мажоре.

Анализ произведения.

-размер, лад, тональность ( знаки при ключе), темп, жанр

-составные части строения ( мотив, фраза, период)

–ритм

-мелодическая линия (ступени, скачки, поступенно)

-гармоническая линия (басы и аккорды аккомпанемента)

-динамика и кульминация

-аппликатура, мех, цезуры

-разбор сложных мест в нотном тексте(ритм, скачки)

- анализ в 2-х планах:

а )целостный анализ формы, ладотональности, жанр,

выразительные средства

б )анализ элементов музыкального языка - интервалов, аккордов,

ритмической группы

Анализировать обязательно вслух, тонкий дифференцированный

подход к каждому учащемуся, чтобы читал грамотно, красивым

звуком без упрощений и выразительно. Можно совмещать чтение с

листа с дополнительными задачами (медленно, но с соблюдением

всех авторских указаний; быстро - независимо от текстовой

неточности)

Комплексному восприятию нотного текста помогают:

1.Группировка нот способствует охвату целых групп, указывает не

только на длительности, но и на движение мелодии.

2.Фразировочные лиги указывают на законченность построения.

3.Графическое изображение аккордов и интервалов.

Воспитание воспринимать созвучья целыми нотными знаками на

основе захвата их взглядом снизу вверх и умение при чтение с

листа взглядом опережать звучание.

Методы обучения транспонированию

1. Транспонирование по слуху осуществляется на инструменте вне

нотного текста:

а) на материале усвоенному по слуху

б) на материале усвоенном по нотам

Если учащийся свободно справляется с задачей первого этапа,

транспонирует мелодию подобранные по слуху в тональностях I u

II степени родства (C, G,F, D и. т.д.) можно приступить ко второму

этапу.

2. При транспонирование по нотам нужны прочные теоретические

тональности и практические навыки, знания и запомнить:

а) при транспонировании меняется тональность и ключевые знаки

б) меняется лад

в) меняется аппликатура

г) заучить с учащимся порядок ключевых знаков альтерации

( можно по левой клавиатуре фа, до, соль, ре, ля, ми, си - кошка

едет на такси; си, ми, ля, ре, соль, до, фа –простудилась без шарфа)

д) научиться точно определять тональности по знакам.

Транспонирование по нотам.

Начать с мелодии в объёме 1-3 ступеней и усложнять, увеличивать

диапазон. Лучше начать транспонирование ранее знакомого

произведения , а затем усложняя переходить к транспонирование

незнакомых произведений. Транспонирование предшествует

детальный анализ, затем перевод в новую тональность и

исполнение в новой тональности. Не рекомендуется перед

транспонированием читать с листа.

Порядок транспонирование по нотам.

1.Анализ произведения.

2.Запись первоначальной и новой тональностей, опорные звуки

лада.

3.Определить звуки мелодии в новой тональности.

4.Сольфеджируем её.

5.Определить позиции рук, пальцев, аппликатура.

6.Настраиваемся на новую тональность - гамма, трезвучия.

7.Исполняем с листа в новой тональности.

Заключение

Профессиональная подготовка баянистов и аккордеонистов —

обширный комплекс, который включает в себя овладение техникой

игры на музыкальном инструменте, освоение принципов и навыков

воплощения художественного музыкального замысла авторского

произведения, изучение произведений разных жанров и стилей,

которые осваиваются поэтапно с увеличением технической и

художественной сложности.

Подбор по слуху, транспонирование, чтение с листа - в этом

комплексе

подготовки

занимают

большое

место.

Изучение

начинается ещё в младших классах детской музыкальной школы и

продолжается в музыкальном колледже и вузе. Формирование

различных навыков исполнения произведений, на основе этих трех

факторов, очень важно для музыканта. В корне этих навыков лежит

целый

ряд

профессиональных

качеств,

развитие

которых

необходимо для музыкантов: дисциплины, наблюдательности и

хорошей координации исполнительского аппарата, внутреннего

мышления,

музыкального

и

художественного

вкуса,

гармонического и тембрового слуха, позволяющегося слышать

развитие каждого голоса в мелодической ткани.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



В. О.Галич «О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и

фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах»

Москва 1976 год;



Т. О.Калужская «О взаимосвязи между теоретическими и

специальными дисциплинами» Москва 1972год

Я. О.Мильштейн « О некоторых тенденциях развития

исполнительского искусства» Москва 1972 год



С. Ляховицкая «Развитие активности, самостоятельности и

сознательности учащихся»Москва 1971 год.



Г. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в

классе баяна»Музыка 1987 год.



В. Н.Мотов «Методика обучения на баяне и аккордеоне»Москва 1979

год



Б. М.Егоров « Программа по специальности для народных

инструментов»Москва 1982 год.



Методические разработки в музыкальной педагогике и психологии по

развитию слуха Б. М.Теплова, Л. А. Баренбойма, А. П.Щапова.



Г. Шатковский «Развитие музыкального слуха»Музыка 1996 год.



В. Мотов «Развитие первоначальных навыков игры по слуху»Москва

1981 год.



Г .Шахов «Теоретические основы преподавания транспонирования

на баян» Москва 1981 год.



Методические указания в специальных классах ДШИ и ДМШ с

19года.



Акимов Ю. «Школа игра на баяне» 1985г

Говорушко А. «Основы игры на баяне»1987г



В. Лушников «Школа игры на аккордеоне» 1985 г



Р. Бажилин «Методика XXIвека школа игры на аккордеоне»2000г



П. Серотюк «Хочу быть баянистом» 1997 г



Г. Бойцова "Юный аккордеонист»1998г



В раздел образования