Напоминание

русский язык "Слова с двойными согласными"


Автор: Елисейкина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа № 14"
Населённый пункт: г. Биробиджан
Наименование материала: конспект урока
Тема: русский язык "Слова с двойными согласными"
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык 2 класс

Тема: Слова с двойными согласными.

Цели: Познакомить учащихся с фактом наличия в словах русского языка двойных

согласных,

рассмотреть

слова

с

двойными

согласными;

учить

проводить

наблюдение:

1.

над произношением долгого звука («ванна») в русских словах;

2.

над смыслоразличительной ролью двойных согласных («бал» - «балл»,

«дрожжи» - «дрожи»);

3.

совершенствовать умение записывать текст со словами с двойными

согласными.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;

уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме;

уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить

учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);

получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был

использован для выполнения задания;

оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока);

адекватно воспринимать оценку учителя;

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные

операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

Познавательные:

научатся строить модели слова (звуковые и буквенные);

владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;

Коммуникативные:

научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в

тексте;

Предметные УУД:

научатся записывать текст со словами с двойными согласными;

получат

возможность осознавать

место

возможного

возникновения

орфографической ошибки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

-Какой урок мы начинаем?

-Вспомните девиз урока:

С малой удачи

Начинается большой успех!

-А чтобы урок прошел плодотворно и интересно,

что мы обычно делаем на уроке?

замечаем

размышляем

наблюдаем

делаем выводы

II.Актуализация знаний.

Вот доска и парта есть

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас

Это наш просторный…

- А объясните значение слова класс?

-Класс - комната для занятий в школе (1 значение)

-Класс - группа учеников, обучающихся совместно в школе (2 значение)

-А слова класс и группа, если рассматривать их значения, чем являются?

(Синонимами)

-А группа - это совокупность людей, объединённых общими интересами.

Слайд 4.

- Запишите в тетради число, классная работа.

-Составьте сами цепочку букв для минутки чистописания:

1) в первую строчку запишите слово класс, а затем, удвоенные согласные из этого

слова;

2) во вторую строчку запишите слово группа, а далее, удвоенные согласные из

этого слова;

-Вспомним написание строчных букв сс, пп.

- На доске написала пословицу, но не закончила. Помогите мне её дописать.

Что одному не под силу, то легко…. (коллективу)

-Объясните значение пословицы.

(Пословица говорит о том, что нужно друг другу помогать, поддерживать в

трудную минуту).

-Запишите пословицу в тетрадь (ученик комментирует).

III. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, что общего в словах:

коллектив, класс и группа?

(Синонимы, двойная согласная, являются именами существительными).

-С каким определением вы ещё не знакомы?

(двойная согласная)

-Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Слова с двойными

согласными)

- Как вы думаете, какой это урок: повторение изученного или урок «открытия»

новых знаний? Почему?

(Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма).

- Сформулируйте учебные задачи, которые будем решать на уроке: Слайд5

познакомиться с …;

учиться отличать от ……..;

учиться правильно ……...

(Познакомиться с новой орфограммой)

(Учиться отличать слова с данной орфограммой от других орфограмм)

(Учиться правильно, записывать слова)

- Давайте познакомимся с новой орфограммой.

Словарная работа.

- Разгадав загадки, вы узнаете, в каких словах, пишутся двойные согласные, затем

запишите их в тетрадь через запятую.

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Свое внимание к словам.

1.Чтоб каждый телевизор,

Работал без капризов,

На крыше непременно

Должна стоять … (антенна).

2.Проста задача и легка.

Пишусь всегда через два "ка",

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … (хоккей).

3.Вдоль дороги по бокам

Липы, клены тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут …(аллея).

4.На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два С

Называется … (экспресс)

5.По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется…(шоссе)

6.Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное Р содержит он

И называется … (перрон)

-Назовите, слова - отгадки

(Антенна, хоккей, аллея, шоссе, экспресс, перрон).

-Какую орфограмму вы выделили?

(Двойную согласную)

- С какими ещё орфограммами мы знакомы?

(Жи - ши; ча - ща, чу - щу;чк - чн; безударная гласная, парная согласная,

непроизносимая согласная и приводят примеры таких слов).

- Какие правила правописания корней вы знаете?

-жи - ши - пиши с буквой И.

- ча - ща пиши с буквой А,

чу - щу пиши с буквой У;

-чк - чн пишется без мягкого знака.

-Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение. (проговаривают хором)

-Если слышишь парный звук,

Будь внимательным мой друг.

Парный сразу проверяй, слово смело изменяй.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй! (проговаривают хором)

- О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем.

Эти буквы близнецы

Удалые молодцы!

Проблемная ситуация

-Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах?

-Какой опознавательный признак у орфограммы?

-- Можно ли подобрать проверочное слово?

- Вот это и предстоит нам сегодня узнать.

Физкультминутка

IV. Поиск решения учебной задачи - открытие нового знания.

- Работа по учебнику (стр. 34 упр. 1.)

-Сравните звучание и написание слов в упражнении.

-Алла - Аля, Анна - Аня, Васса - Вася.

-Как произносятся слова с удвоенной согласной?

(Звучат долго).

-Действительно при произношении, мы слышим долгий звук.

Когда - то, эти слова решили, что им нужно выделиться, только вот как не знали.

Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся

долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому

этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся

хорошо слышать и правильно писать.

-Запишите слова, обозначьте корень и составьте к ним транскрипцию.

- Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов.

(Большая буква в именах собственных)

Анна - [Ана], Алла [Ала], Васса [Васа]

(фронтальная работа, один ученик работает у доски)

-Что показалось вам необычным?

(Верхняя черта в транскрипции).

-А что она обозначает, как вы думаете? (долгий звук)

-Выделите корень в словах.

- Что вы заметили? ( Обе согласные находятся в корне слова)

- А можно ли подобрать проверку к словам?

-Нет, эти слова нужно запомнить.

-Как ещё можно назвать эти слова?

(Непроверяемые согласные).

- Подведём итог нашего микроисследования.

Вывод: Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных

произносится звук долго. Эти слова мы не можем проверить, поэтому их нужно

запомнить.

V. Первичное закрепление. Чтение слогов и слов.

- Наше исследование продолжается.

- Прочитай и угадай, что за слова здесь прячутся?

- Вам нужно сложить первые буквы слов, и вы узнаете, какие слова зашифрованы.

Весна, апрель, небо, наст, атмосфера (ванна) [вана]

Дневник, ручка, оценка, журнал, жюри, игра (дрожжи) [дрожи]

Комната, арка, стена, строитель, архитектор (касса) [каса]

- Найдите иллюстрации к этим словам в учебнике. Произнесите их. Вслушайтесь,

какие долгие согласные есть в этих словах.

-Запишите слова в столбик.

-Составим транскрипцию к этим словам:

(Дети работают у доски.)

-Придумайте предложение с одним из записанных слов.

Анна купила дрожжевое тесто.

-Запишите предложение. Выделите корень в словах с удвоенной согласной.

-Что вы заметили?

- Правильно, при образовании новой формы слова двойные согласные корня

сохраняются. Рассмотрим на примере. Подбери недостающее слово.

дрожжи - ………. тесто

коллектив - ………….труд

группа - ………………. дело

- Разберём слова по составу.

- Прочитаем правило (хоровое чтение)

- Выполним упражнение 3 на стр.34.

-Проведём исследование в парах.

- Вспомните правила, которые нужно соблюдать при работе в парах?

говори спокойно и ясно;

говори только по делу;

говори по очереди;

-Прочитайте инструкцию к упражнению.

-Итак, проговорим этапы выполнения работы:

1) составим словосочетания с данными словами, выделим корень;

2) придумаем предложение с одним из словосочетаний;

3) подчеркнём главные члены предложения.

- Договоримся, что образец, который дан в учебнике, вы записывать не будете.

(Дети выполняют работу)

- Проверьте работу по образцу.

Масса - массовая доля, касса - кассовый чек, ванна - ванная комната, группа -

групповое занятие, класс - классный час.

- Какой можем сделать вывод?

(При образовании однокоренных слов двойные согласные сохраняются.)

Прочитайте, какие предложения вы составили? (Дети читают)

-Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).

- Оцените свою работу, работу одноклассников. Обоснуйте свой ответ.

Смайлики

- Посмотрите, что случилось. Ученица 2 класса сделала буквенные записи слов,

данных в транскрипции. И вот, что у неё получилось.

[ бал ] - бал, балл [гр, ип] - гриб, грипп.

-Какая запись правильная? (обе)

- Отчего зависит написание двойных согласных в слове?

(Написание двойных согласных в слове зависит от значения слова и от

произношения)

Продолжим исследовать эту орфограмму, заглянем в учебник на стр.35 упр. 4.

- Рассмотрите пары слов.

-Прочитаем их вместе.

-Что помогает их различать?

(Значение слов разное, и произношение)

- Лексическое значение слова, мы можем проверить по словарю С.И. Ожегова,

уточнить

написание

слов

с

двойными

согласными

можно

по

словарям

иностранных слов, по справочникам. Существует много различных словарей.

VI.Применение знаний.

Игра «Найди долгий звук».

-Вспомните вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от

других слов).

-Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши.

- Спросите, не повысив тона:

Что больше: центнер или тонна?

- Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

- Кто получит низкий балл,

Тот не придет на школьный бал.

- Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

- Приятней найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

-Что помогает различить эти пары слов?

(Стихотворение высвечивается на доске)

Вывод: Написание этих слов зависит от их лексического значения и от

произношения, их нужно запомнить.

-Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь

поработайте самостоятельно

Самостоятельная работа в (ТПО) на с. 16.

Вспомнимте третью задачу урока

(Учиться правильно записывать слова с двойными согласными)

Задание №3, №4. на внимание и умение различать слова с двойной согласной.

- Подумай, как пишутся слова. Соедини линией буквы с соответствующими

словами.

1 вариант - выполняет упражнение под №3;

2 вариант - выполнит упражнение под № 4.

- Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).

-Оцените работу товарища. Смайлики.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

- К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока.

-Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите.

- Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная?

(в этом слове слышится долгий звук)

- Можно ли проверить написание данных слов?

( Слов с удвоенной согласной в русском языке не так уж много, написания этих

слов нужно запомнить)

- Оцените вашу работу на уроке (сигнальные карточки).

- Вы выполнили прекрасно все задания и каждый достоин звания

«Знаток темы», тем самым мы ещё глубже познали русский язык.

-Отметки за урок.

Домашнее задание.



В раздел образования