Автор: Елисейкина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа № 14"
Населённый пункт: г. Биробиджан
Наименование материала: конспект урока
Тема: русский язык "Слова с двойными согласными"
Раздел: начальное образование
Русский язык 2 класс
Тема: Слова с двойными согласными.
Цели: Познакомить учащихся с фактом наличия в словах русского языка двойных
согласных,
рассмотреть
слова
с
двойными
согласными;
учить
проводить
наблюдение:
1.
над произношением долгого звука («ванна») в русских словах;
2.
над смыслоразличительной ролью двойных согласных («бал» - «балл»,
«дрожжи» - «дрожи»);
3.
совершенствовать умение записывать текст со словами с двойными
согласными.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;
уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме;
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить
учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);
получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был
использован для выполнения задания;
оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока);
адекватно воспринимать оценку учителя;
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные
операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
Познавательные:
научатся строить модели слова (звуковые и буквенные);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;
Коммуникативные:
научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в
тексте;
Предметные УУД:
научатся записывать текст со словами с двойными согласными;
получат
возможность осознавать
место
возможного
возникновения
орфографической ошибки.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
-Какой урок мы начинаем?
-Вспомните девиз урока:
С малой удачи
Начинается большой успех!
-А чтобы урок прошел плодотворно и интересно,
что мы обычно делаем на уроке?
замечаем
размышляем
наблюдаем
делаем выводы
II.Актуализация знаний.
Вот доска и парта есть
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас
Это наш просторный…
- А объясните значение слова класс?
-Класс - комната для занятий в школе (1 значение)
-Класс - группа учеников, обучающихся совместно в школе (2 значение)
-А слова класс и группа, если рассматривать их значения, чем являются?
(Синонимами)
-А группа - это совокупность людей, объединённых общими интересами.
Слайд 4.
- Запишите в тетради число, классная работа.
-Составьте сами цепочку букв для минутки чистописания:
1) в первую строчку запишите слово класс, а затем, удвоенные согласные из этого
слова;
2) во вторую строчку запишите слово группа, а далее, удвоенные согласные из
этого слова;
-Вспомним написание строчных букв сс, пп.
- На доске написала пословицу, но не закончила. Помогите мне её дописать.
Что одному не под силу, то легко…. (коллективу)
-Объясните значение пословицы.
(Пословица говорит о том, что нужно друг другу помогать, поддерживать в
трудную минуту).
-Запишите пословицу в тетрадь (ученик комментирует).
III. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, что общего в словах:
коллектив, класс и группа?
(Синонимы, двойная согласная, являются именами существительными).
-С каким определением вы ещё не знакомы?
(двойная согласная)
-Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Слова с двойными
согласными)
- Как вы думаете, какой это урок: повторение изученного или урок «открытия»
новых знаний? Почему?
(Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма).
- Сформулируйте учебные задачи, которые будем решать на уроке: Слайд5
познакомиться с …;
учиться отличать от ……..;
учиться правильно ……...
(Познакомиться с новой орфограммой)
(Учиться отличать слова с данной орфограммой от других орфограмм)
(Учиться правильно, записывать слова)
- Давайте познакомимся с новой орфограммой.
Словарная работа.
- Разгадав загадки, вы узнаете, в каких словах, пишутся двойные согласные, затем
запишите их в тетрадь через запятую.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.
1.Чтоб каждый телевизор,
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять … (антенна).
2.Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два "ка",
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей).
3.Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …(аллея).
4.На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце два С
Называется … (экспресс)
5.По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется…(шоссе)
6.Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон)
-Назовите, слова - отгадки
(Антенна, хоккей, аллея, шоссе, экспресс, перрон).
-Какую орфограмму вы выделили?
(Двойную согласную)
- С какими ещё орфограммами мы знакомы?
(Жи - ши; ча - ща, чу - щу;чк - чн; безударная гласная, парная согласная,
непроизносимая согласная и приводят примеры таких слов).
- Какие правила правописания корней вы знаете?
-жи - ши - пиши с буквой И.
- ча - ща пиши с буквой А,
чу - щу пиши с буквой У;
-чк - чн пишется без мягкого знака.
-Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение. (проговаривают хором)
-Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй, слово смело изменяй.
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй! (проговаривают хором)
- О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем.
Эти буквы близнецы
Удалые молодцы!
Проблемная ситуация
-Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах?
-Какой опознавательный признак у орфограммы?
-- Можно ли подобрать проверочное слово?
- Вот это и предстоит нам сегодня узнать.
Физкультминутка
IV. Поиск решения учебной задачи - открытие нового знания.
- Работа по учебнику (стр. 34 упр. 1.)
-Сравните звучание и написание слов в упражнении.
-Алла - Аля, Анна - Аня, Васса - Вася.
-Как произносятся слова с удвоенной согласной?
(Звучат долго).
-Действительно при произношении, мы слышим долгий звук.
Когда - то, эти слова решили, что им нужно выделиться, только вот как не знали.
Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся
долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому
этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся
хорошо слышать и правильно писать.
-Запишите слова, обозначьте корень и составьте к ним транскрипцию.
- Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов.
(Большая буква в именах собственных)
Анна - [Ана], Алла [Ала], Васса [Васа]
(фронтальная работа, один ученик работает у доски)
-Что показалось вам необычным?
(Верхняя черта в транскрипции).
-А что она обозначает, как вы думаете? (долгий звук)
-Выделите корень в словах.
- Что вы заметили? ( Обе согласные находятся в корне слова)
- А можно ли подобрать проверку к словам?
-Нет, эти слова нужно запомнить.
-Как ещё можно назвать эти слова?
(Непроверяемые согласные).
- Подведём итог нашего микроисследования.
Вывод: Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных
произносится звук долго. Эти слова мы не можем проверить, поэтому их нужно
запомнить.
V. Первичное закрепление. Чтение слогов и слов.
- Наше исследование продолжается.
- Прочитай и угадай, что за слова здесь прячутся?
- Вам нужно сложить первые буквы слов, и вы узнаете, какие слова зашифрованы.
Весна, апрель, небо, наст, атмосфера (ванна) [вана]
Дневник, ручка, оценка, журнал, жюри, игра (дрожжи) [дрожи]
Комната, арка, стена, строитель, архитектор (касса) [каса]
- Найдите иллюстрации к этим словам в учебнике. Произнесите их. Вслушайтесь,
какие долгие согласные есть в этих словах.
-Запишите слова в столбик.
-Составим транскрипцию к этим словам:
(Дети работают у доски.)
-Придумайте предложение с одним из записанных слов.
Анна купила дрожжевое тесто.
-Запишите предложение. Выделите корень в словах с удвоенной согласной.
-Что вы заметили?
- Правильно, при образовании новой формы слова двойные согласные корня
сохраняются. Рассмотрим на примере. Подбери недостающее слово.
дрожжи - ………. тесто
коллектив - ………….труд
группа - ………………. дело
- Разберём слова по составу.
- Прочитаем правило (хоровое чтение)
- Выполним упражнение 3 на стр.34.
-Проведём исследование в парах.
- Вспомните правила, которые нужно соблюдать при работе в парах?
говори спокойно и ясно;
говори только по делу;
говори по очереди;
-Прочитайте инструкцию к упражнению.
-Итак, проговорим этапы выполнения работы:
1) составим словосочетания с данными словами, выделим корень;
2) придумаем предложение с одним из словосочетаний;
3) подчеркнём главные члены предложения.
- Договоримся, что образец, который дан в учебнике, вы записывать не будете.
(Дети выполняют работу)
- Проверьте работу по образцу.
Масса - массовая доля, касса - кассовый чек, ванна - ванная комната, группа -
групповое занятие, класс - классный час.
- Какой можем сделать вывод?
(При образовании однокоренных слов двойные согласные сохраняются.)
Прочитайте, какие предложения вы составили? (Дети читают)
-Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).
- Оцените свою работу, работу одноклассников. Обоснуйте свой ответ.
Смайлики
- Посмотрите, что случилось. Ученица 2 класса сделала буквенные записи слов,
данных в транскрипции. И вот, что у неё получилось.
[ бал ] - бал, балл [гр, ип] - гриб, грипп.
-Какая запись правильная? (обе)
- Отчего зависит написание двойных согласных в слове?
(Написание двойных согласных в слове зависит от значения слова и от
произношения)
Продолжим исследовать эту орфограмму, заглянем в учебник на стр.35 упр. 4.
- Рассмотрите пары слов.
-Прочитаем их вместе.
-Что помогает их различать?
(Значение слов разное, и произношение)
- Лексическое значение слова, мы можем проверить по словарю С.И. Ожегова,
уточнить
написание
слов
с
двойными
согласными
можно
по
словарям
иностранных слов, по справочникам. Существует много различных словарей.
VI.Применение знаний.
Игра «Найди долгий звук».
-Вспомните вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от
других слов).
-Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши.
- Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна?
- Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
- Кто получит низкий балл,
Тот не придет на школьный бал.
- Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
- Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
-Что помогает различить эти пары слов?
(Стихотворение высвечивается на доске)
Вывод: Написание этих слов зависит от их лексического значения и от
произношения, их нужно запомнить.
-Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь
поработайте самостоятельно
Самостоятельная работа в (ТПО) на с. 16.
Вспомнимте третью задачу урока
(Учиться правильно записывать слова с двойными согласными)
Задание №3, №4. на внимание и умение различать слова с двойной согласной.
- Подумай, как пишутся слова. Соедини линией буквы с соответствующими
словами.
1 вариант - выполняет упражнение под №3;
2 вариант - выполнит упражнение под № 4.
- Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).
-Оцените работу товарища. Смайлики.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
- К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока.
-Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите.
- Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная?
(в этом слове слышится долгий звук)
- Можно ли проверить написание данных слов?
( Слов с удвоенной согласной в русском языке не так уж много, написания этих
слов нужно запомнить)
- Оцените вашу работу на уроке (сигнальные карточки).
- Вы выполнили прекрасно все задания и каждый достоин звания
«Знаток темы», тем самым мы ещё глубже познали русский язык.
-Отметки за урок.
Домашнее задание.