Напоминание

"Можно ли научить отгадывать загадки?"


Автор: Звягинцева Наталия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №88"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Можно ли научить отгадывать загадки?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Можно ли научить отгадывать загадки?

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и

процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у

них умение выделять существенные признаки предмета или явления,

доказывать правильность своего решения, а также способность создавать

образ предмета по его словесному описанию. Однако, чтобы процесс

отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо сформировать

у ребенка определенные умения. Какие именно?

Прежде всего, нужно научить ребенка выделять указанные в загадке

признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой.

Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного

признака, наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто

игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень

важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что

ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков,

если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим,

соответствующим кажущейся отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа ребенок должен

научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не

разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является

наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка от-

гадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при

отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и

одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и

не растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит вас об

этом. Не забывайте, что главное — не в быстром темпе отгадывания, а в том,

чтобы был найден верный ответ как результат правильного умозаключения.

Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к

готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите загадку

еще раз и попросите ребенка назвать, что именно нужно искать, какие

признаки «засекреченного» объекта уже указаны в загадке. Пусть он сам или

с вашей помощью назовет все эти признаки. Затем порассуждайте с

ребенком о том, какой объект может обладать такими признаками. При этом

обратите внимание, что у искомого объекта все эти признаки являются

важными.

Рассмотрим для примера следующую загадку о троллейбусе:

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками!

Искомый объект здесь похож на «вагон», который имеет «руки» и этими

руками держит «рельсы».

Когда ответ найден, научите ребенка доказывать правильность своего

решения. Пусть он назовет отгадку и приведет несколько суждений, ее

подтверждающих.

Например: троллейбус — это «вагон», в котором перевозят пассажиров;

троллейбус имеет две «руки» — штанги; эти штанги соединены с двумя

«рельсами» — проводами. Попросите его также назвать еще один-два

признака, свойственные данному объекту, но в загадке отсутствующие.

Сравните эти признаки с указанными и определите, какие из них являются

более важными (существенными), а какие менее важными (может быть, даже

несущественными).

Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности

оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к

рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность

к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,

умозаключения.

Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для ребенка

является сам «засекреченный» объект и сообщаемые о нем признаки. Если

вы хотите сделать процесс отгадывания загадки более сложным, то перед

тем, как ее зачитывать, прикройте рисунок игры листочком бумаги.

Ориентироваться на образы своей памяти ребенку всегда труднее, чем на

реальные предметы или их изображения.

Примеры:

Верещунья, белобока, а зовут ее... (сорока).

Панцирь каменный — рубаха, а в рубахе... (черепаха).

На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его... (скворец).

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь).

Через речку лег, пробежать помог. (Мост).

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Важно формировать у ребенка самостоятельное мышление, то есть

способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между

фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт. С развитием

самостоятельности мышления у ребенка развивается и его речь, которая

организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив

важное от второстепенного.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это

природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием

логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда

природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).



В раздел образования