Автор: Симагина Ольга Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 95"
Населённый пункт: Саратовская область, г. Саратов
Наименование материала: занятие
Тема: Ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаврова
Раздел: дошкольное образование
Конспект чтения худ. литературы
Ненецкая сказка «Кукушка»
обр. К. Шаврова
(старший возраст 5-7 лет)
Разработала конспект воспитатель Симагина Ольга Геннадиевна
Цель:
ознакомление
детей
с
ненецкой
народной
сказкой
«Кукушка»,
формирование
эмоционального отношения к прочитанному.
Задачи занятия:
Образовательные:
закреплять
умение
определять
жанр
литературного
произведения;
формировать умения понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев;
совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.
Развивающие: развивать
у
детей
интерес
к
жизни,
традициям
и
обычаям
других
народов; развивать познавательную и речевую активность;
способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти.
Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к матери, ее просьбам.
Дополнительные задачи к интерактивной игре по содержанию сказки:
Дидактическая задача: закреплять через игру знание содержания литературного произведения.
Игровая задача: собрать как можно больше фишек, правильно ответив на вопросы.
Формы, методы и приемы: художественное слово, сюрпризный момент, вопросы к детям,
беседа по содержанию сказки, дидактическая игра на интерактивной доске, зрительная
гимнастика, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рефлексия.
Словарная работа: чум, пимы, малица.
Планируемый результат занятия: дети ознакомились с содержанием
сказки, понимают
главную идею, правильно оценивают поступки героев.
Подготовительная работа: рассказ воспитателя о жизни народов Севера, рассматривание
альбомов и книг о Севере, беседа о Севере, словарная работа по разъяснению новых сложных слов
(чум, пимы, малица, ненцы, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой).
Материалы и оборудование: книга, ноутбук, презентация, закладки в виде перышек, Словарик
«новых слов».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Отгадайте, что за птица в лесу живет,
Звонких песен не поёт.
А сидит лишь на суку,
И кукует за версту.
- Ребята, кто это?
Дети: кукушка
Воспитатель - Да, это кукушка.( Вывешивается картинка кукушки)
- И сегодня она прилетела, чтобы рассказать нам сказку, которая так и называется «Кукушка».
Садитесь поудобнее, и слушайте.
…(Воспитатель включает аудиозапись, которая сопровождается презентацией к сказке
«Кукушка»)
- Как вы думаете, это рассказ или сказка?
- Почему вы так решили?
- «Кукушка» - это ненецкая народная сказка. Сочинил её ненецкий народ. Ненцы - это жители
Север.
- Какое настроение у вас вызвала эта сказка?
- Почему?
- Да, печальная, грустная сказка.
Она учит нас быть добрее, помогать родным и близким людям, ценить их.
- В сказке мама заботливая, трудолюбивая, любящая.
- А как вели себя дети?
Да, дети были ленивые, не слушались, невнимательно относились к маме.
- Как вы думаете, они изменили своё отношение к маме, после того как она превратилась в
кукушку?
- Да. Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды попить, когда она их
просила.
- Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- Как могла бы закончиться сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она заболела?
- Как они ещё могли помочь своей маме?
- Ребята, в сказке нам встретились необычные слова
- Давайте мы заглянем в наш «Словарик интересных слов» и вспомним их значение.
- Посмотрите, какая новая картинка появилась в нашем СЛОВАРЕ
- Вспомните, что это?
Да. Это чум
Чум - это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш.
- Из такого чума и вылетела мать-кукушка.
- Что такое малица?
- Что такое пимы?
- Молодцы, ребята!
- А теперь, давайте встанем, и отдохнем.
(Дети идут на коврик и выполняют физминутку.)
Физминутка.
Птички прыгают, летают, «имитируют полёт»
Птички крошки собирают, «собирают»
Перышки почистили, «чистят»
Клювики почистили,
Дальше полетели «улетают»
И с кукушкой рядом сели. «садятся».
- Кукушка приглашает нас поиграть.
Проходите, пожалуйста, на свои места. Сели ровно, спинки держим прямо.
МИНИ ВИКТОРИНА:
Послушайте правила:
1. Слушаем вопрос и отвечаем.
2. За правильный ответ вы получаете фишку.
3. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
1.
- Почему дети не помогали маме?
2.
- Почему мама заболела?
3.
- О чем просила мама детей, когда заболела?
4.
- Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом?
5. А теперь я буду начинать предложение, а вы продолжать
- Бегут дети за ….(матерью).
Зовут её, ковшик с водой… (протягивают)
- Мама, мама! Вернись … (домой)
Водички на! Попей, …(мама)
Отвечает мать издали …(Ку-ку!, ку-ку, ку-ку!)
Поздно, сынок…(не вернусь я)
- Молодцы, ребята, хорошо запомнили сказку
Подведение итогов у кого больше фишек.
Молодцы! Справились со всеми задания
Послушайте пословицу: «Без матери и солнце не греет».
- Как вы её понимаете?
- Эта пословица говорит о том, что мама – самый родной человек, и когда её нет рядом - ничего
не радует.
Я думаю, именно такие чувства испытали дети, когда потеряли свою маму.
Заключительный этап
Какую интересную сказку принесла нам кукушка.
- Понравилась Вам сказка?
- Вы запомнили, как называется сказка?
- Чему учит эта сказка?
- Эта сказка учит нас быть заботливыми, помогать друг другу, любить!
- Кому бы Вам хотелось рассказать эту сказку?
- А вы расскажите её родителям, сестрам и братьям
- Что было самым интересным на занятии?
- Что было самое трудное?
- Кукушка на память хочет подарить Вам перышки, их можно использовать как закладку для
книги.
Пусть они напоминают вам об этой сказке, и о том, что нужно заботиться о близких людях.
- Одну закладку я положу в книгу «Кукушка». Вы всегда сможете подойти и еще раз вспомнить
эту сказку.
- Кукушке пора возвращаться в лес. Давайте попрощаемся.
(кукушка улетает)
- Будьте добрее, внимательнее к маме, помогайте ей, заботьтесь.
- Я думаю, у вас всё получится.
- Спасибо.