Напоминание

« ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Автор: Макарова Ирина Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Старобачатская СОШ"
Населённый пункт: поселок Старобачаты
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: « ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Раздел: полное образование





Назад




« ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности

для обучающихся 11 класса

(социальное направление)

1

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного

наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и

традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе

ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,

развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,

духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и

способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении

и

общественной

жизни

в

пределах

возрастных

компетенций

с

учетом

региональных,

этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

2

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать

и отстаивать свое мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению

культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема

Форма

организации

Виды деятельности

Введение (1 час).

Введение.

Беседа. Обучение

заполнению бланков.

Познавательная.

Тема 1. Общество (2 часа)

Общество - сложная, динамично развивающиеся

система. Общество и природа. Общество и культура.

Сферы жизни общества, их взаимосвязь.

Общественные отношения. Социальные институты.

Ступени развития общества. Типология обществ.

Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобаль-

ные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Лекция с элементами

беседы. Лекция с

элементами

практической работы.

Составление

терминологического

словаря по теме.

Викторина

Познавательная,

игровая,

досугово-

развлекательная

Тема 2. Человек (2 ч.)

Человек как результат биологической и

социокультурной эволюции. Сущность человеческого

бытия. Потребности и способности человека. Степени

развития способностей.

Многообразие видов деятельности человека. Общение,

Труд, Игра, Учение, Творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид,

Лекция с элементами

практической работы.

Составление

презентаций по теме.

Круглый стол.

Коммуникативная,

познавательная,

социальная,

художественная

3

индивидуальность, личность. Социализация индивида.

Социальная роль. Социальный статус человека.

Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Социальная сфера общества (2 ч.)

Социальная система. Социальные отношения.

Социальные группы (касты, сословия, классы).

Социальные роли. Социальная дифференциация.

Социальные нормы и социальная ответственность. От-

клоняющееся поведение личности. Социальный

контроль. Социальное государство. Социальная

политика государства.

Семья и брак как социальные институты.

Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстре-

мизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные

отношения. Национализм.

Лекция с элементами

практической работы

Лекция с элементами

практической работы.

Составление таблицы

по теме

«Экономические

системы»

Деловая игра. Диспут

Игровая,

познавательная,

коммуникативная,

проблемно-

ценностное

общение

Тема 4. Экономическая сфера общества (5 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в

жизни общества. Факторы производства: земля, труд,

капитал, предпринимательство. Издержки

производства.

Экономические системы: традиционная,

плановая, рыночная.

Многообразие рынков. Собственность и её

формы. Национализация и приватизация соб-

ственности. Конкуренция. Спрос и предложение.

Многообразие рынков.

Рыночные отношения. Роль государства в

экономике. Экономический рост. Государственный

бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги,

их виды и функции. Рынок труда и безработица.

Инфляция.

Лекция с элементами

практической работы

Устный журнал.

Составление

презентаций по теме.

Составление

терминологического

словаря по теме.

Игровая,

коммуникативная,

познавательная,

социальная

Тема 5. Духовная сфера общества (3 ч.)

Формы и разновидности культуры. Искусство, его

виды. Культура народная, элитарная, массовая.

Основные направления искусства. СМИ.

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности

современной науки. Роль науки в условиях НТР.

Образование и самообразование.

Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль

в жизни общества. Мировые религии.

Лекция с элементами

практической работы

Практическая работа

Пресс-конференция.

Доклады учащихся,

обзор прессы.

Познавательная,

игровая,

коммуникативная,

проблемно-

ценностное

общение

Тема 6. Познание (3 ч.)

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни

познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и

относительная. Проблема познаваемости мира в

философии.

Многообразие форм человеческого знания.

Самопознание. Научное познание. Социальное

познание. Науки о человеке и обществе.

Решение тестовых заданий части А.

Лекция с элементами

практической работы

Лабораторное занятие

Составление

презентации по группе

прав. Лекция с

элементами

практической работы.

Коммуникативная,

игровая,

социальная,

познавательная,

проблемно-

ценностное

общение

4

Диспут.

Тема 7. Политическая сфера общества (6 ч.)

Политическая система. Структура политической

системы; функции политической системы.

Признаки, функции и формы государства. Формы

государства. Политическая идеология. Гражданское

общество и правовое государство. Признаки правового

государства.

Политический плюрализм. Многопартийность.

Партийная система РФ.

Структура политической власти в РФ.

Государственный аппарат. Избирательные системы.

Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Лекция с элементами

практической работы.

Составление

презентаций по теме.

Круглый стол.

Коммуникативная,

познавательная,

социальная,

художественная

Тема 8. Правовая сфера общества (5 ч.)

Право, система права. Источники права. Понятие

права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия

и нормы государственного, административного,

гражданского, трудового и уголовного права в

Российской Федерации.

Права человека. Правовые основы семьи и брака.

Правовой статус ребенка. Международная защита прав

человека в условиях мирного и военного времени.

Конституция РФ. Основы конституционного строя

Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ.

Федерация и ее субъекты. Правоохранительные

органы. Местное самоуправление.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая

ответственность. Признаки и виды правонарушений.

Проступок и преступление. Юридическая

ответственность и ее виды.

Лекция с элементами

практической работы

Устный журнал.

Составление

презентаций по теме.

Составление

терминологического

словаря по теме.

Игровая,

коммуникативная,

познавательная,

социальная

Тема 9. Практикум (5 часов)

Решение заданий различных типов (2 ч.)

Основные типы заданий. Специфика заданий на

сравнение, на классификацию. Задания на

распределение позиций по группам и на установление

соответствия. Задания на соотнесение понятий и

определений; на конкретизацию. Решение задач с

выбором ответа.

Решение заданий части 2. (2 ч.)

Характер заданий к тексту документа. Умение

выделять главную мысль и позицию автора и

сформулировать ответ на вопрос.

- задание на перечисление признаков какого-либо

явления, объектов одного класса.

-задание на раскрытие какого-либо теоретического

положения.

-Решение познавательных задач.

- Развернутый ответ по заданной теме. Составление

плана.

Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию.

Структура письменного рассуждения. Определение

проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате).

Использование понятийного аппарата и терминологии

Обучающее решение

задач. Тестирование

Познавательная,

коммуникативная

5

курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и

собственной позиции по теме высказывания.

Приведение аргументов «за» и «против».

Итоговое тестирование (1 ч.). Решение КИМов.

Тематический план

п/п

Темы (разделы программы)

Количество

часов

1

Введение

1

2

Общество

2

3

Человек

2

4

Социальная сфера

2

5

Экономическая сфера

5

6

Духовная сфера

3

7

Познание

3

8

Политическая сфера

6

9

Право

5

10

Практикум

5

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

6

п/п

Дата проведения

Название раздела, тема занятия

По плану

Факти-

чески

7

Введение (1 час)

1

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Тема 1. Общество (2 часа)

2

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

3

Ступени развития общества.

Тема 2. Человек (2 часа)

4

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

5

Многообразие видов деятельности человека.

Тема 3. Социальная сфера (2 часа)

6

Социальная система.

7

Семья и брак как социальные институты.

Тема 4. Экономическая сфера (5 часов)

8

Экономика: наука и хозяйство.

9-10

Экономические системы.

11

Многообразие рынков.

12

Рыночные отношения.

Тема 5. Духовная сфера (3 часа)

13-14

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

15

Наука и образование. Мораль. Религия.

Тема 6. Познание (3 часа)

16

Познание мира.

17

Многообразие форм человеческого знания.

18

Решение тестовых заданий части А.

Тема 7. Политическая сфера (6 часов)

19

Политическая система.

20-21

Признаки, функции и формы государства.

22

Политический плюрализм.

8

23-24

Структура политической власти в РФ.

Тема 8. Право (5 часов)

25

Право, система права. Источники права.

26-27

Права человека

28

Конституция РФ.

29

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

Тема 9. Практикум (5 часов)

30-31

Решение заданий различных типов.

32-33

Решение заданий части 2. Эссе.

34

Итоговое тестирование.

9



В раздел образования