Автор: Никитина Яна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 47 Фрунзенского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература как средство развития экологических представлений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Художественная литература как средство развития экологических
представлений у дошкольников
Никитина Я.С ГБДОУ д/с № 47.СПб
Детство – особый период в жизни каждого человека. Возраст до 6 лет -
это
время формирования
личности,
развития
ее
мышления,
памяти,
приобретения первого морального и эстетического опыта. Поэтому не
случайно все то, что закладывается в детстве, влияет на чувства ребенка, на
подсознательном уровне сопровождает человека на протяжении всей его
жизни.
В
раннем
возрасте
ребенок
встречается
с
художественной
литературой и устным народным творчеством, которые начинают играть
чрезвычайно важную воспитательную, познавательную и развивающую роль
в становлении личности дошкольника. Результатом привлечение ребенка к
чтению книг является облагораживанием и усовершенствованием его ума
сопровождающееся развитием эмоциональной сферы. Кроме того, книжка
помогает ребенку овладеть речью, которая является ключом к познанию
окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений, ведь как
известно, чтение является одним из четырех видов речевой деятельности
человека.
Художественная литература традиционно рассматривается важным
средством воспитательного влияния на личность ребенка-дошкольника. И
это
не
случайно,
поскольку
ее
считают
сокровищницей
культуры,
источником реальных знаний и сильных впечатлений, знакомство с
необычным, фантастическим. Но в последние годы наблюдается падение
интереса к книге, к чтению в общем, теряется осознание приоритетной роли
книги в человеческой жизни. Снижается роль семьи в приобщении ребенка к
чтению.
Сегодня
взрослых
все
больше
интересуют
компьютерные
технологии, а чтение для детей и самими детьми заменяется просмотром
телепередач.
Детская книжка о природе используется прежде всего в воспитательных
целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание
ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов,
разноцветья лугов, причудливых деревьев помогает формировать
эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая
книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса,
наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые
вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую
познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем
самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые
непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать
о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических
зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах,
явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой
природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в
природе.
Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и
бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к
природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнавать о
проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В
этом отношении исключительная роль экологических сказок, где животные,
растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и
своей привычной жизни. В художественной литературе в интересной
сказочной форме дается представления: о закономерностях природы; о том,
что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об
отдельных особенностях поведения в жизни различных представителей
животного и растительного мира.
Основоположниками советской детской природоведческой книжки
являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей
научному видению природы. Детская природоведческая литература полезна
в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать
художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.
Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного
возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может
предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней
весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может
прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н.М.
Павловой "Ранняя весна". После чтения у детей возникает интерес к этому
растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать.
Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения
помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы,
связать его со своим опытом. При выборе художественных произведений о
природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:
- сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными,
реалистичными;
- связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
- произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая
сюжетная линия);
- оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами,
выразительными средствами. Чтение художественной литературы о природе
развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают
использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.
Чем разнообразнее по своей структуре будут занятия о природе и чем
эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь
для развития эстетических качеств дошкольников и их экологического
воспитания.
Список литературы
1.
Ермакова В.А. Особенности развития игровой деятельности в младшем
дошкольном возрасте / В.А Ермакова//Дошкольное образование: опыт,
проблемы, перспективы развития.-2015.-№4.-с79-82
2.
Зерщикова Т.Я., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе
ознакомления с окружающим. М.; Дошкольное образование. -2005. -с3-
9.
3.
Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Виноградова Т.А. Мы. Программа
экологического образования детей. СПб.; «Детство-Пресс». 2010.- 240с.
4.
Николаева С.Н. Методическое руководство эколого- педагогическим
процессом в дошкольном учреждении как фактор развития
экологической культуры педагогов и детей / С.Н Николаева, Т.Ю.
Бурлакова // Современное дошкольное образование. -2016. -№4.-с74.