Напоминание

Художественная литература как средство развития экологических представлений у дошкольников


Автор: Никитина Яна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 47 Фрунзенского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература как средство развития экологических представлений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественная литература как средство развития экологических

представлений у дошкольников

Никитина Я.С ГБДОУ д/с № 47.СПб

Детство – особый период в жизни каждого человека. Возраст до 6 лет -

это

время формирования

личности,

развития

ее

мышления,

памяти,

приобретения первого морального и эстетического опыта. Поэтому не

случайно все то, что закладывается в детстве, влияет на чувства ребенка, на

подсознательном уровне сопровождает человека на протяжении всей его

жизни.

В

раннем

возрасте

ребенок

встречается

с

художественной

литературой и устным народным творчеством, которые начинают играть

чрезвычайно важную воспитательную, познавательную и развивающую роль

в становлении личности дошкольника. Результатом привлечение ребенка к

чтению книг является облагораживанием и усовершенствованием его ума

сопровождающееся развитием эмоциональной сферы. Кроме того, книжка

помогает ребенку овладеть речью, которая является ключом к познанию

окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений, ведь как

известно, чтение является одним из четырех видов речевой деятельности

человека.

Художественная литература традиционно рассматривается важным

средством воспитательного влияния на личность ребенка-дошкольника. И

это

не

случайно,

поскольку

ее

считают

сокровищницей

культуры,

источником реальных знаний и сильных впечатлений, знакомство с

необычным, фантастическим. Но в последние годы наблюдается падение

интереса к книге, к чтению в общем, теряется осознание приоритетной роли

книги в человеческой жизни. Снижается роль семьи в приобщении ребенка к

чтению.

Сегодня

взрослых

все

больше

интересуют

компьютерные

технологии, а чтение для детей и самими детьми заменяется просмотром

телепередач.

Детская книжка о природе используется прежде всего в воспитательных

целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание

ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов,

разноцветья лугов, причудливых деревьев помогает формировать

эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая

книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса,

наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые

вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую

познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем

самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые

непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать

о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических

зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах,

явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой

природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в

природе.

Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и

бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к

природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнавать о

проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В

этом отношении исключительная роль экологических сказок, где животные,

растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и

своей привычной жизни. В художественной литературе в интересной

сказочной форме дается представления: о закономерностях природы; о том,

что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об

отдельных особенностях поведения в жизни различных представителей

животного и растительного мира.

Основоположниками советской детской природоведческой книжки

являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей

научному видению природы. Детская природоведческая литература полезна

в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать

художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.

Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного

возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может

предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней

весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может

прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н.М.

Павловой "Ранняя весна". После чтения у детей возникает интерес к этому

растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать.

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения

помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы,

связать его со своим опытом. При выборе художественных произведений о

природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

- сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными,

реалистичными;

- связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

- произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая

сюжетная линия);

- оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами,

выразительными средствами. Чтение художественной литературы о природе

развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают

использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.

Чем разнообразнее по своей структуре будут занятия о природе и чем

эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь

для развития эстетических качеств дошкольников и их экологического

воспитания.

Список литературы

1.

Ермакова В.А. Особенности развития игровой деятельности в младшем

дошкольном возрасте / В.А Ермакова//Дошкольное образование: опыт,

проблемы, перспективы развития.-2015.-№4.-с79-82

2.

Зерщикова Т.Я., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе

ознакомления с окружающим. М.; Дошкольное образование. -2005. -с3-

9.

3.

Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Виноградова Т.А. Мы. Программа

экологического образования детей. СПб.; «Детство-Пресс». 2010.- 240с.

4.

Николаева С.Н. Методическое руководство эколого- педагогическим

процессом в дошкольном учреждении как фактор развития

экологической культуры педагогов и детей / С.Н Николаева, Т.Ю.

Бурлакова // Современное дошкольное образование. -2016. -№4.-с74.



В раздел образования