Автор: Сукова Дарья Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 30
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Открытое занятие в подготовительной группе с элементами ТРИЗ и ИКТ технологий. Игра-квест. «Поможем цветику – семицветику»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 30, г. Калуга
Конспект открытого занятия в
подготовительной группе с элементами ТРИЗ и
ИКТ технологий.
Игра-квест.
«Поможем цветику – семицветику»
Подготовила: педагог – психолог
Сукова Дарья Владимировна
2022-2023 г.
Г. Калуга
Дошкольное детство -это тот, особый возраст, когда ребенок открывает
для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его
психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в
различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной,
преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому
решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка
(креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно
помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое
воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ -не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно
эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Цель: формирование положительных межличностных отношений
и повышение уровня саморегуляции поведения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию умения вести диалог со сверстником и
договариваться в ходе выполнения коллективного задания;
2. Способствовать воспитанию доброжелательного отношении к
сверстникам;
3. Способствовать развитию социально-перцептивных способностей;
4. Способствовать созданию и поддержанию позитивного эмоционального
состояния у детей.
Материалы и оборудование:
Примечание: Мероприятие проводится в помещении не менее 40 кв.,
например, в музыкальном или физкультурном зале с подгруппой 10-12
человек.
Ход занятия:
Педагог желает детям желает детям доброго утра, дети отвечают.
-Доброе утро всем, кто пришел в детский сад! («Доброе утро!»)
-Доброе утро всем, кто поцеловал утром маму. («Доброе утро!»)
-Доброе утро всем, кто съел всю кашу. («Доброе утро!»)
-Доброе утро всем, кто успел хоть один раз улыбнуться. («Доброе утро!»)
-Доброе утро всем, кто собирается в 1 класс. («Доброе утро!»)
-Доброе утро всем, кто сегодня со мной поиграет. («Доброе утро!»)
Педагог: Здравствуйте, дети. Посмотрите, что я увидела сегодня у нас в саду
(на магнитной доске цветок, у которого все лепестки серые, а в серединке –
пиктограмма с эмоциональным состоянием «грусть»). Как Вы думаете, что
это? Сколько лепестков у этого цветка? А как он называется? Как вы
думаете, почему он серый?
(Выслушиваются ответы и версии детей).
Педагог: Мне кажется, семицветик что-то говорит нам на языке цветов.
Скука, злоба и вражда
Смыли все мои цвета.
Мне, ребята, помогите,
Красоту мою верните.
Вы подсказки получайте
И заданья выполняйте.
Постарайтесь!
И тогда Я верну свои цвета.
Педагог: Как Вы думате, что нам нужно сделать, чтобы помочь цветику –
семицветику? Чтобы, помочь семицветику, нам необходимо отправится в
путешествие. Согласны? Семицветик подсказывает нам, что мы не можем
отправиться в путешествие с пустыми руками (рисунок рюкзака на
презентации). Как Вы думаете, что нам нужно сделать? Нам, нужно собрать
рюкзак. Что мы возьмем с собой? Выслушиваются ответы и версии детей
(обычно ребята предлагают взять с собой еду, одежду, принадлежности для
похода и т.п. Выслушать всех!)
Педагог достает рюкзак и находит там подсказку (Желтая стрелка)
Педагог: Посмотрите, дети! А вот наша первая подсказка!
Какого цвета стрелка по которой мы отправимся в наше путешествие?
(Все отправляются по желтым стрелкам, подходят к первому заданию).
Остановка № 1 «Соберем рюкзак»
Педагог: В нашем путешествии будут встречаться трудности и
приключения. Чтобы справиться с ними, кроме обычных вещей нам
понадобится то, что поможет нам не бояться того, что встретится в пути. Как
называем людей, которые ничего не боятся? Ответы детей.
Педагог: Смелые, храбрые. Значит, нам понадобятся храбрость, смелость,
отвага. Все эти качества мы пока сложим вот здесь (педагог обозначат место,
куда складываются воображаемые качества, которые собираются в дорогу).
Как мы называем людей, которые могут одолеть любого великана? Сильные.
Силу возьмем? А что нужно человеку, чтобы решать загадки, головоломки?
Сообразительность, смекалка, ум. Как называют людей, которые не ссорятся,
помогают друг другу, внимательны, заботятся друг о друге? Дружбу и
доброту берем с собой? Хорошее настроение, радость, улыбки нужны? Вот
как много качеств нам нужно в дороге. Здесь у нас смелость, сила, храбрость,
сообразительность, смекалка, ум, хорошее настроение, улыбки, дружба,
доброта. Все это нужно сложить в рюкзак. Давайте сделаем это вот так.
Каждый из вас положит то качество, которое ему больше всего нравится. Я
возьму с собой хорошее настроение. (По кругу дети «кладут» в рюкзак
воображаемые качества).
Педагог: Вы молодцы! И заработали первый ключ! (Открываем сундук, в
котором лежит первый лепесток) Посмотрите, дети, один лепесток у цветика
стал цветным, это значит, что мы правильно выполнили первое задание,
положили в рюкзак нужные качества. А вот и вторая подсказка. (Изображены
кочки, красные стрелки) Чтобы это значило? (О чем говорит эта подсказка?
Что нам нужно сделать?)
Дети передвигаются, по красным стрелкам и подходят к следующей
остановке.
Остановка № 2 «Переправа»
Педагог: Цветик подсказывает нам – чтобы попасть в волшебную страну, где
нас ждут другие приключении мы должны преодолеть препятствие. Не
испугаемся?
Дети: Нет.
Педагог: Конечно нет. Какое качество, мы взяли с собой для этого в рюкзак?
Конечно! У нас есть с собой смелость и отвага!
Педагог предлагает детям взяться за руки и пройти препятствие не отпуская
рук друг друга.
Все попадают на «Поляну загадок».
Остановка № 3 «Поляна загадок»
Педагог: Поздравляю! Мы с Вами становимся ближе к цели! Вручает детям
ключ. Посмотрите, второй лепесток тоже стал цветным! А вот и следующая
подсказка (Знаки вопроса на ватмане с заданием). О чем говорят нам эти
знаки? Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети: Ответить на вопросы, отгадать загадки.
Педагог: А что пригодится нам для этого задания?
Дети: ум, смекалка, сообразительность.
Педагог: Правильно, ведь мы с вами оказались на поляне загадок. Встанем в
круг. Вам будут заданы несколько очень простых вопросов. Кто знает ответ,
вслух его не говорит, а поднимет вверх руку с поднятым большим пальцем.
Когда будет поднято много рук, я скажу: «1, 2, 3 – говори» и вы вместе,
дружно, хором скажете ответ. Все поняли правила? (Педагог уточняет
правила) Первый вопрос будет тренировочный. Какое сейчас время года?
Какого цвета огурец? Сколько тебе лет? Как тебя зовут?
Как Вы думате? Мы справились с заданием? Получилось ли у нас дружно
отвечать на вопросы?
Педагог вручает детям ключ, открывается сундук.
Педагог: Вот и еще один лепесток, третий по счету стал цветным, а это
значит, что мы с заданием справились. А вот и следующая подсказка
(Картинка «Синяя стрелка»). Как вы думаете, что нам теперь нужно сделать?
Остановка № 4 «Веселое пианино»
Цель: — развиваем умение сотрудничать, навыки эмпатии и самоконтроль
Педагог предлагает детям сесть на стулья в одну линию. Объясняет правила
игры.
Дети выполняют задание и получается ключ и подсказку.
Педагог: Дети! Вы отлично справились с этим заданием! Мы получаем
четвертый лепесток!
Следующая подсказка «Зелёная стрелка».
Педагог: По дороге какого цвета, нам нужно направиться? (Слушают ответы
детей)
Остановка № 5 «Волшебная шляпа»
Педагог: Приготовьте улыбки и хорошее настроение, перед вами волшебная
шляпа. Вы скорее не зевайте, шляпу передавайте, только перестану петь,
надо шляпу надеть. У кого в руках окажется шляпа – будет весело танцевать,
а другие дети повторять движения ведущего.
Педагог: Вы молодцы! Справились с заданием, и открыли еще один ключ.
Педагог: Наш веселый танец помог нам получить ключ и расколдовать еще
один лепесток у цветика-семицветика. (пятый). Появляется следующая
подсказка – картина «Дружные ребята». («Оранжевая стрелка»)
Остановка № 6 « Собери картину»
Педагог: Сейчас для того, чтобы расколдовать еще один лепесток у цветика
семицветика, мы с Вами соберем картины. Но есть одно, очень важное
правило, каждому нужно обратить внимание на свою часть картины и найти
недостающую часть у друг друга. Попробуем договориться не с помощью
слов, а жестами.
Дети получают ключ. Педагог предлагает вернуть цветику семицветику еще
один лепесток.
Педагог: Наш цветик все красивее и красивее, нераскрашенным остался
последний лепесток, а значит осталось еще задание (подсказка краски,
«Фиолетовая стрелка»). Что же мы будем делать?
Остановка № 7 «Цветотерапия»
Педагог: Правильно, нужно что-то раскрасить. Я предлагаю бесцветный
белый мир оживить, сделать его цветным (показываем лист ватмана).
Каждый сейчас выберет тот цвет, который сегодня больше всего нравится, и
оставит свой разноцветный след здесь. Дети выбирают цвета и раскрашивают
ватман, по мере рисования на листе проявляется надпись СПАСИБО
(надпись появляется благодаря тому, что написана на ватмане заранее
парафиновой свечой), кто-то из детей прочитывает ее. Последний лепесток
цветика становится цветным, пиктограмма «грусть» сменяется пиктограммой
радость.
Педагог: Как вы думаете, кто говорит вам спасибо?
Дети: Цветик-семицветик.
Педагог: А какие качества помогали вам ребята хорошо выполнять задания?
Ответы детей.
Педагог: Дети, я предлагаю Вам, оценить понравилось ли Вам наше
путешествие. Кому понравилось путешествие возьмите пожалуйста цветик –
семицветик с улыбкой, кому не понравилось наше занятие возьмите цветик
семицветик с грустной эмоцией, у кого занятие вызвало трудности, возьмите
цветик семицветик со знаком вопроса.
Педагог: Наше приключение закончилось, было очень интересно
путешествовать с Вами.