Напоминание

" Использование экологических сказок в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Бережная Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 227"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: " Использование экологических сказок в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование экологических сказок в

ДОУ.

Необходимость использования экологических сказок в ДОУ.

В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг,

понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой,

оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и

неуважительным отношением ко всему живому.

В воспитании будущего высоконравственного человека, самое важное место

занимаем мы, педагоги. Посеяв зерно, может вырасти сорняк. Ведь за

каждым культурным растением необходим уход, «питательная среда».

А мы на протяжении многих лет нашим детям, «нашим саженцам», даем

понять, что всё для них , что любое явление природы — это все во благо

человеку, все для человека и ничего взамен.

Это привело к тому, что, начиная с детского сада, дети знают, что лес — это

древесина, а древесина – это бумага, материал для строительства. Лес - это

большой шкаф в виде одежды из меха. Лес - это кладовая продуктов (мясо,

грибы, ягоды, орехи).

Ребенок думает, что птицы нужны только для того, чтобы уничтожать

насекомых, ему невдомек, что можно летним вечером, сидя под деревом в

лесу, наслаждаться прохладой и прекрасными трелями заливающегося

соловья.

И так во всем.

Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. А

ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны,

формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет.

Именно в дошкольном детстве, через добрую, поучительную сказку

закладывается позитивное, бережное отношение к природе.

Актуальность

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается

позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко

всему окружающему. Именно экологическая сказка вызывает

эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и

переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Полученные

знания всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу

ребенка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем.

Цель использования экологических сказок: Формирование интереса

детей к природе через экологические сказки.

Задачи, которые выполняются при использовании экологических

сказок:

Образовательные:

Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.

Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных

пониманию ребенка 3 – 5 лет.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в

окружающем мире.

Развивающие:

Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения,

видеть и понимать красоту окружающего мира.

Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей

природы, через сказки.

Воспитательные:

Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

Осознание себя как части природы.

Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к

себе как к части природе.

Технологии, которые используются при внедрении экологических сказок в

обр. процесс.

Здоровьесберегающая

Личностно-ориентированного обучения.

Сказкотерапия

Исследовательской деятельность

Методические приёмы:

Наглядные

Словесные

Игровые

Практические

Наблюдение

Экскурсии

Рассматривание картин

Рассматривание фотографий

Обобщающая беседа

Результаты, которые будут достигнуты после использования экологических

сказок, по областям интеграции:

Социально-коммуникативное развитие

сформируется стремление родителей и воспитанников к личному

участию в природоохранной деятельности

повысится культура общения в социуме

Познавательное развитие

появится опыт поведения в отношении к природе, как к источнику

материальных ценностей и культуры духовного общения с природой

Речевое развитие

расширится словарный запас по теме проекта

при инсценировке сказок отношение к героям будет эмоционально-ярко

окрашено появится тяга к ритмически организованному складу речи

Художественно-эстетическое развитие

при участии детей в различных мероприятиях экологической

направленности произойдет развитие творческих интересов

художественно-эстетической направленности, способствующих развитию

самоопределения с помощью различных видов искусства.

Физическое развитие

повысится эмоциональное, психологическое, физическое здоровье

через подвижные игры, целевые прогулки.

Что такое экологическая сказка?

Экологические сказки – это уникальный метод воспитания. Вам не придется

заставлять ребенка раскаяться в содеянном поступке, воздействовать на его

психику, прибегать к различным методам внушения. Все те знания, что

получит ребенок во время прочтения эко-сказок, будут восприниматься как

естественные и понятные. Данные произведения научат ребенка бережному

обращению с окружающим миром, чего нам сейчас очень не хватает.

Как сочинять сказки детям.

Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные

самими детьми.

Сказки

представляют

собой

область,

которая

помогает

понять

детские

интересы, их направленность.

Эту группу сказок можно разделить на две категории:

- сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными

произведениями;

- сказки, созданные на основе личного творчества.

Для

сочинения

сказки

ребенку

необходимо

владеть

экологическими

представлениями, знаниями о животных и растениях.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства

открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых

сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах

передает новую информацию.

ПРИМЕР:

Разве озеро – свалка? (современная сказка о

Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод – показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою – еле живою.

Как тут взмолится Рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

Методика

сочинения

сказок

включает

несколько этапов:

– обсуждение с дошкольниками сказок,

созданных детскими писателями;

– придание известным народным и

авторским сказкам экологического сюжета,

например, как герои сказки «Репка» каждый

день делали зарядку и без труда собрали

свой урожай;

– сочинение сказки на заданный сюжет в

микро группах или по цепочке;

– сочинение детьми собственных сказок (на

занятие – индивидуально или в микро

группах и дома с родителями);

– красочное оформление своих

произведений;

– проведение мероприятия, например

«Вечера сказок»;

- организация выставки лучших работ.

Алгоритм составления сказки:

- определение места, где будут происходить

события;

- выбор основных героев (положительного

и отрицательного);

- выбор волшебства (придумывание

волшебника, волшебной силы, волшебных

слов или волшебного предмета);

- определение взаимодействия (борьбы)

героев за обладание волшебным предметом

для реализации своих целей; здесь важно

определить мотив, который позволяет

персонажам начать действия, это может

быть тайна (найти спрятанное, установить

истину), общение (договориться, объяснить,

разрешить спор), помощь (помочь, спасти,

освободить, защитить, вылечить) и др.;

- разрешение конфликта, можно

использовать усиление (у положительного

героя появляется помощник) или

ослабление (волшебный предмет потерялся)

действий для создания равновесия между

героями, при решении конфликта не должен

страдать окружающий мир.

А теперь, попробуем сочинить свою экосказку.



В раздел образования