Автор: Бережная Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 227"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: " Использование экологических сказок в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Использование экологических сказок в
ДОУ.
Необходимость использования экологических сказок в ДОУ.
В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг,
понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой,
оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и
неуважительным отношением ко всему живому.
В воспитании будущего высоконравственного человека, самое важное место
занимаем мы, педагоги. Посеяв зерно, может вырасти сорняк. Ведь за
каждым культурным растением необходим уход, «питательная среда».
А мы на протяжении многих лет нашим детям, «нашим саженцам», даем
понять, что всё для них , что любое явление природы — это все во благо
человеку, все для человека и ничего взамен.
Это привело к тому, что, начиная с детского сада, дети знают, что лес — это
древесина, а древесина – это бумага, материал для строительства. Лес - это
большой шкаф в виде одежды из меха. Лес - это кладовая продуктов (мясо,
грибы, ягоды, орехи).
Ребенок думает, что птицы нужны только для того, чтобы уничтожать
насекомых, ему невдомек, что можно летним вечером, сидя под деревом в
лесу, наслаждаться прохладой и прекрасными трелями заливающегося
соловья.
И так во всем.
Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. А
ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны,
формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет.
Именно в дошкольном детстве, через добрую, поучительную сказку
закладывается позитивное, бережное отношение к природе.
Актуальность
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается
позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко
всему окружающему. Именно экологическая сказка вызывает
эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и
переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Полученные
знания всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу
ребенка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем.
Цель использования экологических сказок: Формирование интереса
детей к природе через экологические сказки.
Задачи, которые выполняются при использовании экологических
сказок:
Образовательные:
Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных
пониманию ребенка 3 – 5 лет.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Развивающие:
Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения,
видеть и понимать красоту окружающего мира.
Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей
природы, через сказки.
Воспитательные:
Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Осознание себя как части природы.
Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к
себе как к части природе.
Технологии, которые используются при внедрении экологических сказок в
обр. процесс.
Здоровьесберегающая
Личностно-ориентированного обучения.
Сказкотерапия
Исследовательской деятельность
Методические приёмы:
Наглядные
Словесные
Игровые
Практические
Наблюдение
Экскурсии
Рассматривание картин
Рассматривание фотографий
Обобщающая беседа
Результаты, которые будут достигнуты после использования экологических
сказок, по областям интеграции:
Социально-коммуникативное развитие
сформируется стремление родителей и воспитанников к личному
участию в природоохранной деятельности
повысится культура общения в социуме
Познавательное развитие
появится опыт поведения в отношении к природе, как к источнику
материальных ценностей и культуры духовного общения с природой
Речевое развитие
расширится словарный запас по теме проекта
при инсценировке сказок отношение к героям будет эмоционально-ярко
окрашено появится тяга к ритмически организованному складу речи
Художественно-эстетическое развитие
при участии детей в различных мероприятиях экологической
направленности произойдет развитие творческих интересов
художественно-эстетической направленности, способствующих развитию
самоопределения с помощью различных видов искусства.
Физическое развитие
повысится эмоциональное, психологическое, физическое здоровье
через подвижные игры, целевые прогулки.
Что такое экологическая сказка?
Экологические сказки – это уникальный метод воспитания. Вам не придется
заставлять ребенка раскаяться в содеянном поступке, воздействовать на его
психику, прибегать к различным методам внушения. Все те знания, что
получит ребенок во время прочтения эко-сказок, будут восприниматься как
естественные и понятные. Данные произведения научат ребенка бережному
обращению с окружающим миром, чего нам сейчас очень не хватает.
Как сочинять сказки детям.
Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные
самими детьми.
Сказки
представляют
собой
область,
которая
помогает
понять
детские
интересы, их направленность.
Эту группу сказок можно разделить на две категории:
- сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными
произведениями;
- сказки, созданные на основе личного творчества.
Для
сочинения
сказки
ребенку
необходимо
владеть
экологическими
представлениями, знаниями о животных и растениях.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи:
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства
открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых
сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах
передает новую информацию.
ПРИМЕР:
Разве озеро – свалка? (современная сказка о
Рыбаке и Рыбке)
Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.
Жили уже тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.
Раз пошёл Старик к озеру.
Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.
Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,
и было его тут видимо-невидимо.
В третий раз закинул он невод – показалась
из воды старая автомобильная шина.
Удивился Старик, испугался:
«Тридцать лет я рыбачил и три года,
а такого ни разу не лавливал.
Раньше-то всё рыбка попадалась».
Хотел уж было Старик
воротиться к своей Старухе,
да услышал за спиной всплеск слабый.
Вновь закинул Старик в воду невод.
Пришёл невод с одной Рыбкою.
С непростою Рыбкою – еле живою.
Как тут взмолится Рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Спаси, старче, озеро наше,
сохрани живым для потомков».
Задумался Старик:
«Жил я у озера тридцать лет и три года
и не ведал,
что творится у самого моего порога.
Уничтожали озеро постепенно,
сваливая мусор у берегов,
забрасывая его в прозрачную воду
и не думая о том,
что губят озеро и его обитателей».
Отбросил Старик невод,
собрал вдоль берегов банки, бутылки,
бумагу и целлофановые пакеты,
выкатил из воды автомобильные шины.
Стал он кликать Рыбку.
Приплыла к нему Рыбка,
но ничего не сказала,
лишь хвостом по воде плеснула
и ушла в глубокое озеро.
И с тех пор приходит Старик к озеру,
но не рыбачить,
а охранять покой Рыбки,
ведь очень сильно обидели её люди,
ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.
Методика
сочинения
сказок
включает
несколько этапов:
– обсуждение с дошкольниками сказок,
созданных детскими писателями;
– придание известным народным и
авторским сказкам экологического сюжета,
например, как герои сказки «Репка» каждый
день делали зарядку и без труда собрали
свой урожай;
– сочинение сказки на заданный сюжет в
микро группах или по цепочке;
– сочинение детьми собственных сказок (на
занятие – индивидуально или в микро
группах и дома с родителями);
– красочное оформление своих
произведений;
– проведение мероприятия, например
«Вечера сказок»;
- организация выставки лучших работ.
Алгоритм составления сказки:
- определение места, где будут происходить
события;
- выбор основных героев (положительного
и отрицательного);
- выбор волшебства (придумывание
волшебника, волшебной силы, волшебных
слов или волшебного предмета);
- определение взаимодействия (борьбы)
героев за обладание волшебным предметом
для реализации своих целей; здесь важно
определить мотив, который позволяет
персонажам начать действия, это может
быть тайна (найти спрятанное, установить
истину), общение (договориться, объяснить,
разрешить спор), помощь (помочь, спасти,
освободить, защитить, вылечить) и др.;
- разрешение конфликта, можно
использовать усиление (у положительного
героя появляется помощник) или
ослабление (волшебный предмет потерялся)
действий для создания равновесия между
героями, при решении конфликта не должен
страдать окружающий мир.
А теперь, попробуем сочинить свою экосказку.