Автор: Плиска Александра Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Профилактическое употребления ПАВ среди подростков
Тема: Тренинг "Здоровым быть круто!"
Раздел: среднее образование
Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи!
Тренинг для подростков в рамках Декады SOS
«Здоровым быть круто!»
Разработчик:
педагог-психолог Плиска А.В.
Мурманск,
2017г.
Тренинг в рамках Декады SOS
«Здоровым быть круто!»
Цель: профилактика употребления ПАВ среди подростков, формирование
личной ответственности за свое здоровье..
Задачи:
- способствовать формированию навыка отказа от рискованного поведения;
- сформировать умение противостоять давлению группы;
- повысить уровень информированности о последствиях употребления
алкоголя, табака, ПАВ;
- сформировать концепция сохранения здоровья для будущей жизни.
Целевая группа: учащиеся 8-9 классов ГОБОУ «Кильдинская коррекционная
школа-интернат»
Ход занятия
1. Приветствие.
Цель: Познакомиться с группой, создать позитивный настрой на совместную
работу.
Инструкция:
Участники
тренинга
представляются,
рассказывают
немного
про себя, свои ожидания, опасения, имеющийся опыт и т.д.
Принятие
групповых правил (правило активности, правило чувств и оценок, правило
«Я», правило конфиденциальности и т. д.).
2. Упражнение «Я – подарок для человечества»
Цель:
развитие
у
участников
навыков
самопринятия
через
осознание
уникальности и важности каждого члена группы.
Инструкция: Ведущий предлагает участникам посмотреть друг на друга.
Каждый
человек
уникален.
В
каждом
есть
что-то
исключительное
(особенное). Подумайте, пожалуйста, над тем, что отличает Вас от других,
что делает Вас уникальными. Подумайте над тем, что Вы действительно
являетесь подарком для человечества.
Теперь
каждый
из
вас
по
очереди
закончит
фразу:
«Я
подарок
для
человечества, потому что…»
3. Упражнение «Ромашка»
Цель: сформировать у участников
Необходимый материал: заготовка ромашки по количеству участников.
Инструкция: Ведущий просит участников ответить на вопрос «Что такое
здоровье?» и предлагает вырастить каждому свою ромашку, лепестки которой
будут составляющими их здорового образа жизни.
Здоровый
образ
жизни
–
комплексное
понятие,
включающее
в
себя
множество
составляющих.
Сюда
входят
все
сферы
человеческого
существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем.
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на
полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической
активности и отдыха.
4. Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: дать возможность участникам почувствовать на себе, что значит быть
зависимым от чего-то или от кого-то.
Инструкция: Доверяем ли мы другим людям, доверяем ли мы сами себе? Как
часто нам этого не достаёт. Это можно легко проверить. Сейчас закройте
глаза и просто походите по комнате в разные стороны. А теперь я предлагаю
вам разбиться на пары. Одни будет «поводырь», другой «слепой». Поводырь
водит за руку слепого и показывает ему то, что он хочет, чтобы слепой узнал.
Запомните свои ощущения (выполнение). Затем пары меняются местами.
Обсуждение:
-что вы чувствовали, когда были «слепым»;
-что вы чувствовали, когда были «поводырём»;
-хотелось бы вам быть более самостоятельным, когда вы были «слепым»;
-хотелось бы вам всё время управлять мыслями и движениями «слепого»
когда вы были «поводырём».
Вывод: Когда человек чего - то не знает, не видит, не может узнать - он
становиться каким? (уязвимым). И когда он доверяет другому человеку
абсолютно,
он
может
попасть
в
трудную
ситуацию,
может
даже
ситуацию угрозы жизни.
5
. Упражнение «Стена вредных привычек»
Цель: сформировать у подростков понятия личной ответственности за свой
выбор.
Необходимый материал: стикеры, изображение стены.
Инструкция: Ведущий просит участников ответить на вопрос: «Что мешает
нам вести здоровый образ жизни? Почему?»
На
каждом
шагу
человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм,
наркомания,
которые
из
невинного
развлечения,
могут
превратиться
в
привычку.
А что же такое привычка?
Привычка
–
это
поведение,
образ
действий,
ставшие
обычными,
постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать
здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти
привычки.
Участники
записывают
вредные
привычки
на
стикерах-кирпичиках
и
размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями
здорового и нездорового человека.
6. Упражнение «Я могу»
Цель:
создание
условий
для
осознания
дополнительных
возможностей
личности при ведение здорового образа жизни.
Инструкция: Мы с вами обсудили, что действительно существуют проблемы
употребления
алкоголя,
ПАВ
и
курения
среди
подростков.
Подумайте,
пожалуйста, какие преимущества вы получаете, если вы не курите и не
употребляете ПАВ и алкоголь. Свой ответ начните с фразы «Я не курю,
поэтому я могу…», « я не употребляю алкоголь и ПАВ, поэтому я могу…».
Примерные варианты для формулирования ответов:
-иметь здоровые лёгкие, зубы, хороший аппетит,
-различать пищу на вкус,
-заниматься спортом,
-экономить деньги.
6. Упражнение «Рисунок вдвоем»
Цель:
снятие
напряжения
и
разрешение
внутренних
конфликтов
у
участников.
Необходимый материал: листы А 4, карандаши, фломастеры.
Инструкция: Участники делятся на пары. Каждая пара получает бумагу и
карандаши
(фломастеры).
С
этого
момента
и
до
окончания
упражнения
разговаривать
нельзя.
Участникам
необходимо
взять
один
карандаш
(фломастер)
вдвоем
так,
чтобы
оба
участника
держали
ее
вместе,
и
нарисовать рисунок на свободную тему.
По завершению упражнения ведущий обсуждает с участниками рисунки,
которые у них получились. В процессе обсуждения выясняется, кто что
рисовал, почему нарисовано именно это, понравилось ли рисовать таким
образом.
7. Упражнение «Пожелание»
Цель: закрепление положительного настроя участников по отношению друг к
другу.
Необходимый материал: листы А 4, карандаши.
Инструкция: Участникам раздаются листы бумаги, которые они складывают
пополам, как поздравительную открытку. На внешнюю сторону «открытки»
каждый
участник
кладет
свою
ладонь,
обводит
ее
карандашом
и
пишет
внутри «руки» свое имя (рука является символом открытости для других).
Далее участники передают свою открытку соседу слева, который должен
написать
внутри
нее
что-нибудь
приятное
и
позитивное.
Открытки
передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению в адрес
всех участников.
8. Шеринг.
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростками занятием, закрепить
положительные эмоции, позитивное настроение.