Напоминание

Моделирование в работе с детьми с ОНР


Автор: Усынина Наталья Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ДС №1 "с. Долгодеревенского"
Населённый пункт: Челябинская область, м.р-н Сосновский, с.Долгодеревенское
Наименование материала: публикация
Тема: Моделирование в работе с детьми с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моделирование в работе с детьми с ОНР

Исследование педагогов и психологов показало, что основой развития

умственных

способностей

служит

овладение

ребенком

действиями

замещения и наглядного моделирования.

Игровое замещение ведет к использованию математических символов,

программ для компьютеров, нотных знаков, используемых для понимания

значения слова выделяя в них существенные признаки.

Моделирование - представляет собой процесс создания моделей и их

использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре,

отношениях, связях объектов.

Модель – представляет собой копию натурального предмета, точная или

с изменением масштаба.

Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А

Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым. Она

определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения:

реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом,

изображением, знаком.

Перспективным

направлением

совершенствования

процесса

коррекционно-развивающего обучения, по мнению Ю.Ф. Гаркуши, является

использование наглядного моделирования.

Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств

изучаемого

объекта,

создание

его

заместителя

и

работа

с

ним.

В

логопедической работе моделирование выступает как определенный метод

познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых

явлений.

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-

развивающего

обучения

широки.

Практика

логопедической

работы

показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно

использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку

зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться

работать с ними. Это особенно важно для детей младшего школьного

возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей

ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

(Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).

Приемы моделирование эффективны для дошкольников, так как у них

развито

преимущественно

наглядно-действенное

и

наглядно-образное

мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи

решаются с преобладающей ролью внешних средств.

Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., мы

развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой

для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать,

абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит -

готовить их к успешному обучению.

Для этого используются:

модели;

схемы;

мнемотаблицы;

знаки;

символы;

планы;

условные обозначения.

Мнемотаблица -

это

схема,

в

которую

заложена

определенная

информация.

Овладение приемов работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время

обучения

и

одновременно

решает

задачи,

направленные

на:

- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного

мышления;

-

перекодирование

информации,

т.е.

преобразования

из

абстрактных

символов

в

образы;

- развитие мелкой моторики рук при частном или полном графическом

воспроизведении.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду

более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их

активную лексику. Закреплять навыки словообразования, формировать и

совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции

предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а

также в ходе звукового анализа использовать модели звука (согласный,

гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий и т.д), слова (определенный

символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец).

Также включение наглядных моделей в процесс обучения содействует

закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий.

При этом используемые модели могут включать схемы для обозначения

основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также

выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования и т.п.

В своей практической работе я использую приемы моделирования на

всех этапах коррекционно-развивающего обучения. Я расскажу о видах

работ, познакомлю с играми и упражнениями.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАГЛЯДНОГО

МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ НАД ЗВУКОВЫМ И СЛОГОВЫМ

СОСТАВОМ СЛОВА

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова,

использовать заместители слогов, из которых оно состоит, научиться

определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Здесь

идет подготовка к формированию навыка послогового чтения.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с

использованием вспомогательных приемов, затем, она проводится в плане

громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений,

во внутреннем плане.

При

формировании

сложных

форм

фонематического

анализа

необходимо

учитывать,

что

всякое

умственное

действие

проходит

определенные этапы формирования, основными из которых являются

следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане

громкой речи, перенос его в умственный план ( по П.Я. Гальперину).

Так, первый этап- это формирование фонематического анализа и синтеза

с опорой на вспомогательные средства и действия. Здесь, первоначальная

работа строится с помощью следующей модели: графической схемы слова и

фишек. По мере выделения звуков, ребенок заполняет схему фишками.

Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое

действие по моделированию последовательности звуков в слове.

Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой

на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных

и согласных звуков, а также выделению гласных из потока речи. Дается

представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их

различения. В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука

из слога и слова. Дети определяют гласный звук и место его в слове( начало,

середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где, в

зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в

середине, в конце схемы:

О

________________

О

________________

О

________________

Нарушения

чтения

и

письма

часто

сопровождаются

большим

количеством ошибок. В связи с этим очень полезны упражнения на

выделение и определение ударного слога в слове.

УПРАЖНЕНИЙ НА ВЫДЕЛЕНИЕ УДАРНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА:

1. Составить графическую схему слогового состава слова, отметить

ударение.

Слог

обозначается

прямоугольником,

ударение

наклонной

палочкой над прямоугольником:

2. Подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на

первом или втором слоге.

3. Разложить картинки под схемами.

4. «Рисуем слова» - дети учатся с помощью фишек выкладывать

слоговую схему слов. Предлагается послушать слова и выложить столько

фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.

5. «Пирамида» - предлагается расставить картинки на соответствующие

кольца пирамиды: на нижнее- с одним слогом, на среднее- с двумя, на

верхнее - с тремя.

6. «Хлопки»- дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков,

соотносить

слова

со

слоговой

схемой.

Например:

_________,

_____!______,

_______!_______!______

1 слог

2 слога

3 слога

7. «Найди свое место»- дети учатся выделять ударный звук, слог и

соотносить их со схемой.

8.

«Домики»

-

раскладываются

картинки

под

одно,

двух

или

трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

9. «Поезд» - предлагается макет паровоза и трех вагонов с цифрами

1,2,3. В первом вагоне нужно разместить слова-картинки из одного слога, во

втором- из двух, в третьем- из трех.

10. Придумать слово к графическим схемам.

-картинки из одного слога, во втором- из двух, в третьем- из трех.

11.

«Светофор»-

определение

места

звука

в

слове

(позиции).

Используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат

заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине-

желтый, в конце слова -зеленый. В дальнейшем уже используется готовая

схема, фишки или само место звука указывается цифрой, используя звуковые

линейки, предметные картинки и фишки.

12. «Полет на луну»- на листах рисуют схему- ракету слов. Если учитель

замечает, что у кого-то схема с ошибкой, он просит помочь. Дети подбирают

к схеме слова и обговаривают «поломку», «чинят» ее и благополучно

совершают посадку.

13. «Рыбка»- предварительно изготавливается из картона рыбка.

Туловище рыбки делиться на три части. Первая клетка (от головы рыбки)-

начало слова, вторая- середина, третья-конец. Дети определяют место звука и

выкладывают фишки. Цвет фишек зависит от звука: синий- твердый

согласный, зеленый- мягкий согласный, красный- гласный, красно-зеленый-

йотированный звук (гласный второго ряда).

14. «Шифровальщик»- используется на этапе обучения грамоте. Нужно

нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.

15. «Какой звук пропустил Незнайка?»- четко, сохраняя ударение,

произносить сочетания звуков (например: - тка, - голка, - рбуз, - втобус и

т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего

цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово

целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

16. «Спички - ватка»- помогает различать твердые и мягкие звуки и

соотносить картинки с символами ( спичка- твердый звук, ватка -мягкий).

Нужно разложить слова или картинки под схемами-карточками.

17. «Куда перелетела бабочка?»- учатся определять и отмечать позицию

заданного звука на карточке- схеме с помощью бабочки. Предлагается

карточка, разделенная на три части и бабочка на магните. Логопед называет

слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка

(позиция звука в слове).

Эти несложные упражнения можно использовать, как элемент урока на

протяжении длительного времени.

Список используемой литературы

1.

Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие / Т. В. Большева. –

СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 143с.

2.

2. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных

учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Сфера,

2007. –128 с.

3.

3. Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей /

Т.А. Ткаченко. – Москва: ГНОМ и Д, 2000. – 47 с.

4.

4. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками

описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – Москва: ГНОМ

и Д, 2001. – 27 с.

5.

5. Лукьянова, Л.А. Наглядно-игровые модели для развития и коррекции

речи: практическое пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих

получение дошкольного образования / Л.А. Лукьянова, Т.В. Пятница. –

Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 73 с.

6.

6. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические

основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. и

сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред.

В.И. Селиверстова. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 263 с.

7.

7. Науменко, О.А. Формирование основ знаково-символической

деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф.

дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / О.А. Науменко; БГПУ им. М. Танка – Минск,

2015– 21 с.

8.

8. Расторгуева, Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков

словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.И. Расторгуева //

Логопед. – 2014. – № 2. – С. 50-53.

Автор материала: Усынина Н.Д.

МДОУ ДС № 1 «с .Долгодеревенское»



В раздел образования