Напоминание

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.


Автор: Мартиросова Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 88"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев

системы воспитательной работы.

Патриотизм по своей природе многогранен,

он объединяет все стороны личности:

нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,

а также физическое развитие

и предполагает воздействие на каждую из сторон

для получения единого результата.

Макаренко А.С.

Дошкольное образовательное учреждение – это начальный этап социального

института образования. В связи с этим существенной и первоначальной нашего

педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности

по обновлению содержанию работы с детьми в ДОУ. Одним из основных

направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное

развитие» отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является

позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Детство – ответственный этап в становлении личности и еѐ нравственной сферы.

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в

детях основ патриотизма и гражданственности. Дошкольный возраст, как возраст

формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для

формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство

патриотизма.

Целью работы по патриотическому воспитанию, является: создание условий для

становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной

социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и

познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на

основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Именно этот

отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-

психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны,

и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно

в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника –

основа формирования будущего гражданина.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду,

улице, городу

формирование бережного отношения к природе и всему живому

воспитание уважения к труду

расширение представлений о городах России

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

знакомство детей с картой нашей страны и с глобусом

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

формирование толерантности, чувства уважения к представителям других

национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего

народа.

формирование

активного

положительного

отношения

к

славным

защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии

Задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в

ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения

со взрослыми и сверстниками. Основными принципами реализации системы работы

по патриотическому воспитанию является системность и последовательность,

взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей

действительностью,

изобразительное

искусство,

музыкально-творческая

деятельность, физическое развитие.

Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс. Не каждый родитель

считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках,

наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна

роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в

дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ

строится

последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным расширением и

усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего

обучения.

Основными формами организации работы с детьми в данном

направлении являются:

– интегрированные занятия;

– дидактические игры;

– познавательные игры;

– совместные семейные праздники, развлечения;

– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;

– чтение познавательной литературы;

- беседы;

– экскурсии, целевые прогулки;

– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и

фотоматериалом.

Механизм реализации

задач

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников.

Воспитание

патриотических чувств

-

длительный,

непрерывный процесс,

который предусматривает

корректировку

разработанных

мероприятий

на

последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

2.1.Информационно - аналитический блок.

Задачи:

Анализ уровня подготовленности педагогов,

привлечение внимания

родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей

через:

анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с

поставленными задачами;

анкетирование педагогов;

анкетирование родителей;

анализ состояния воспитательно - образовательной работы;

анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.

2.2. Практический блок.

Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической

периодики,

составление

и

обсуждение

перспективного

плана

по

патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по

вопросам патриотического воспитания.

Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и

реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению

совместных мероприятий.

2.3.Контрольно - оценочный блок

Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг) через:

анализ эффективности мероприятий;

контроль за проведением мероприятий;

анализ полученных результатов;

внесение коррективов на основе полученных результатов;

организацию и координацию деятельности по реализации программы

осуществляет заведующий ДОУ и заместитель заведующего по ВМР, согласно

плану работы;

контроль за проведением плановых мероприятий;

отчет о реализации программы на педсовете;

корректировка содержания планов.

Задачи о которых говорилось ранее решаются в процессе организации различных

видов

детской

деятельности

(игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательноисследовательской,

продуктивной,

музыкально-художественной,

чтения) и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных

моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: семья, детский сад,

его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.



В раздел образования