Автор: Мартиросова Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 88"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Раздел: дошкольное образование
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев
системы воспитательной работы.
Патриотизм по своей природе многогранен,
он объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А.С.
Дошкольное образовательное учреждение – это начальный этап социального
института образования. В связи с этим существенной и первоначальной нашего
педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности
по обновлению содержанию работы с детьми в ДОУ. Одним из основных
направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является
позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Детство – ответственный этап в становлении личности и еѐ нравственной сферы.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в
детях основ патриотизма и гражданственности. Дошкольный возраст, как возраст
формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для
формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство
патриотизма.
Целью работы по патриотическому воспитанию, является: создание условий для
становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной
социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и
познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Именно этот
отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-
психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны,
и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно
в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника –
основа формирования будущего гражданина.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду,
улице, городу
формирование бережного отношения к природе и всему живому
воспитание уважения к труду
расширение представлений о городах России
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
знакомство детей с картой нашей страны и с глобусом
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
формирование толерантности, чувства уважения к представителям других
национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего
народа.
формирование
активного
положительного
отношения
к
славным
защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии
Задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в
ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения
со взрослыми и сверстниками. Основными принципами реализации системы работы
по патриотическому воспитанию является системность и последовательность,
взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей
действительностью,
изобразительное
искусство,
музыкально-творческая
деятельность, физическое развитие.
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс. Не каждый родитель
считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках,
наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна
роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в
дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ
строится
последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным расширением и
усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего
обучения.
Основными формами организации работы с детьми в данном
направлении являются:
– интегрированные занятия;
– дидактические игры;
– познавательные игры;
– совместные семейные праздники, развлечения;
– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;
- беседы;
– экскурсии, целевые прогулки;
– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и
фотоматериалом.
Механизм реализации
задач
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников.
Воспитание
патриотических чувств
-
длительный,
непрерывный процесс,
который предусматривает
корректировку
разработанных
мероприятий
на
последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
2.1.Информационно - аналитический блок.
Задачи:
Анализ уровня подготовленности педагогов,
привлечение внимания
родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей
через:
анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с
поставленными задачами;
анкетирование педагогов;
анкетирование родителей;
анализ состояния воспитательно - образовательной работы;
анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.
2.2. Практический блок.
Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической
периодики,
составление
и
обсуждение
перспективного
плана
по
патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по
вопросам патриотического воспитания.
Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и
реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению
совместных мероприятий.
2.3.Контрольно - оценочный блок
Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг) через:
анализ эффективности мероприятий;
контроль за проведением мероприятий;
анализ полученных результатов;
внесение коррективов на основе полученных результатов;
организацию и координацию деятельности по реализации программы
осуществляет заведующий ДОУ и заместитель заведующего по ВМР, согласно
плану работы;
контроль за проведением плановых мероприятий;
отчет о реализации программы на педсовете;
корректировка содержания планов.
Задачи о которых говорилось ранее решаются в процессе организации различных
видов
детской
деятельности
(игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательноисследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной,
чтения) и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: семья, детский сад,
его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.