Автор: Баринова Ольга Валентиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №23 г.Химки
Населённый пункт: Химки, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль социального педагога в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
«РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ»
Автор: Баринова О.В., социальный педагог
Социальный педагог — это уникальная профессия. Это желание помочь детям обрести
себя в этой жизни, это внимание к их проблемам, это любовь и поддержка воспитанников.
В профессии социального педагога объектом внимания является ребенок, его развитие и
становление в обществе.
Социальный педагог — это специалист, который создает условия для успешной адаптации
ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления
связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей.
Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и
оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между
ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует
реализации прав и свобод ребенка.
Главной задачей работы социального педагога является социальная защита прав детей,
обеспечение охраны их жизни и здоровья.
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ осуществляет различные
социально-педагогические роли:
роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными
службами;
роль защитника интересов и законных прав ребенка;
роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов
компетентного вмешательства.
Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций взрослых,
соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога
дошкольного учреждения.
Не редки случаи, когда маленький ребёнок, встречается с жестоким обращением в семье.
Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает
не только прекратить насилие над ними, но и начать своевременную и продуманную
работу с неблагополучной семьёй. Не редко эти меры предотвращают развал семьи,
изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав.
Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих наш детский
сад. Во взаимодействии коллектива нашего ДОУ (заведующего, старших воспитателей,
воспитателей, педагога-психолога и социального педагога) заполняются социальные
паспорта воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. С помощью которых,
выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав
семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные
позволяют
спрогнозировать
стратегию
взаимодействия
с
семьей.
С
семьями
воспитанников
используются
такие
формы:
наблюдение,
беседа,
анкетирование,
психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления
семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе,
который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению он
может выявить признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в
ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести: утомленный,
сонный
вид;
санитарно-гигиеническую
запущенность;
склонность
к
обморокам,
головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка
роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым
способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности,
1
которая сменяется апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях
со сверстниками; трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются: в боязливости ребенка; в
выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца,
раскачивания; в боязни идти домой; в жестоком обращении с животными; в стремлении
скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей, воспитателями,
педагогом-психологом
ДОУ
проводится
работа
по
повышению
педагогической
грамотности родителей, включение их в деятельность детского сада. Привлечение
родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках,
спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает
налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних,
социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи
семье в оптимизации социального неблагополучия. Социальный педагог в детском саду
может стать той самой "начальной инстанцией", куда поступает подобный сигнал. Он по
своему статусу и профессиональному положению, обязан располагать необходимыми
адресами и телефонами, которые позволят ему передать полученную информацию в
инстанции, способные вмешаться в судьбу ребёнка и его семьи.
В своей работе придерживаюсь социально-педагогической технологии, которые разделяю
на 6 блоков:
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных
проблем детей всех возрастов
– проведение социальной паспортизации групп дошкольного отделения учебного
учреждения;
– изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников;
– изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью
выявления его воздействия на личность воспитанника и разработка мер по его
оптимизации;
– социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем
воспитанников, семьи.
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка
– выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите (дети-
инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
– защита прав и интересов воспитанников (обращение особого внимания на оказавшихся в
трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике
правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд,
прокуратура и т. д.);
– защита и индивидуальная работа с воспитанниками, подвергающимися насилию и
агрессии со стороны взрослых.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности
ребёнка.
– раннее выявление неблагополучных семей;
– создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями
психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
– пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной
социализации детей;
– психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для
взаимопонимания в семье;
– духовно-ценностное просвещение;
– содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
2
– организация “круглых столов”, семинаров, встреч для родителей, педагогов,
воспитанников по социально-педагогической проблематике.
4. Социально-педагогическое консультирование.
– организация и проведение индивидуальных консультаций для воспитанников,
оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
– консультирование родителей, педагогов, администрации, воспитателей по разрешению
социально-педагогических проблем.
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
– раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения детей;
– организация превентивно-профилактической работы с воспитанниками “группы риска”;
– способствование пропаганде здорового образа жизни;
– организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе
разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность,
стресс и пр.),
6. Организационно-методическая деятельность
– анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
– участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного
уровня по социально-педагогическим проблемам, накопление банка данных по методикам
работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по
социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных
социально-педагогических исследований.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном
учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью,
которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована
совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество
кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в
детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий
уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на
нравственное и физическое развитие детей.
Несомненно, отрадно становится на душе, когда удаётся оказать помощь конкретному
ребёнку, конкретной семье. В такие моменты понимаю, работаю не напрасно.
Хочу предложить несколько игр, которые я использовала в свое работе с детьми старшего
возраста. Данные игры, направлены на развитие навыков общения, умение получать
радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы,
снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с
другом, формирование положительного отношения к сверстникам.
«Наши маленькие друзья»
Цель игры: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать
бережное отношение к домашним питомцам.
Наглядный материал, атрибуты игры: рисунки детей
Ход игры:
Предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По
этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. Это может быть
история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из
их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и
т. д.
Правила игры: ребенок должен нарисовать своего домашнего животного и рассказать о
нем, у кого нету домашнего животного – предлагаем нарисовать то животное, какое бы
они хотели и рассказать чтобы делали с ним, где гуляли и т.д.
3
«Волшебная палочка»
Цель игры: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.
Ход игры:
Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т.д.) по общему согласию превращаются в
волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в
произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее
установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий –
действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее
персонажей.
За что же я люблю свою профессию? За то, что она неповторима и не предсказуема. За то,
что она предоставляет мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства. За
то, что моя специальность была и будет необходима.
Моя работа не даёт мгновенных результатов, её эффект нельзя просчитать.
Все мы можем помочь ребёнку пройти процесс социализации.
Считаю, что социальный педагог — необходимый человек для ребёнка в современной
жизни. Именно он обязан помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы.
4