Напоминание

"Роль социального педагога в дошкольном образовательном учреждении"


Автор: Баринова Ольга Валентиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №23 г.Химки
Населённый пункт: Химки, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль социального педагога в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ»

Автор: Баринова О.В., социальный педагог

Социальный педагог — это уникальная профессия. Это желание помочь детям обрести

себя в этой жизни, это внимание к их проблемам, это любовь и поддержка воспитанников.

В профессии социального педагога объектом внимания является ребенок, его развитие и

становление в обществе.

Социальный педагог — это специалист, который создает условия для успешной адаптации

ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления

связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей.

Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и

оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между

ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует

реализации прав и свобод ребенка.

Главной задачей работы социального педагога является социальная защита прав детей,

обеспечение охраны их жизни и здоровья.

В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ осуществляет различные

социально-педагогические роли:

роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными

службами;

роль защитника интересов и законных прав ребенка;

роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;

роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов

компетентного вмешательства.

Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций взрослых,

соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога

дошкольного учреждения.

Не редки случаи, когда маленький ребёнок, встречается с жестоким обращением в семье.

Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает

не только прекратить насилие над ними, но и начать своевременную и продуманную

работу с неблагополучной семьёй. Не редко эти меры предотвращают развал семьи,

изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав.

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих наш детский

сад. Во взаимодействии коллектива нашего ДОУ (заведующего, старших воспитателей,

воспитателей, педагога-психолога и социального педагога) заполняются социальные

паспорта воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. С помощью которых,

выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав

семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные

позволяют

спрогнозировать

стратегию

взаимодействия

с

семьей.

С

семьями

воспитанников

используются

такие

формы:

наблюдение,

беседа,

анкетирование,

психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления

семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе,

который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению он

может выявить признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в

ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести: утомленный,

сонный

вид;

санитарно-гигиеническую

запущенность;

склонность

к

обморокам,

головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка

роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым

способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности,

1

которая сменяется апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях

со сверстниками; трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются: в боязливости ребенка; в

выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца,

раскачивания; в боязни идти домой; в жестоком обращении с животными; в стремлении

скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей, воспитателями,

педагогом-психологом

ДОУ

проводится

работа

по

повышению

педагогической

грамотности родителей, включение их в деятельность детского сада. Привлечение

родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках,

спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает

налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних,

социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи

семье в оптимизации социального неблагополучия. Социальный педагог в детском саду

может стать той самой "начальной инстанцией", куда поступает подобный сигнал. Он по

своему статусу и профессиональному положению, обязан располагать необходимыми

адресами и телефонами, которые позволят ему передать полученную информацию в

инстанции, способные вмешаться в судьбу ребёнка и его семьи.

В своей работе придерживаюсь социально-педагогической технологии, которые разделяю

на 6 блоков:

1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных

проблем детей всех возрастов

– проведение социальной паспортизации групп дошкольного отделения учебного

учреждения;

– изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников;

– изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью

выявления его воздействия на личность воспитанника и разработка мер по его

оптимизации;

– социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем

воспитанников, семьи.

2. Социально-педагогическая защита прав ребенка

– выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите (дети-

инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

– защита прав и интересов воспитанников (обращение особого внимания на оказавшихся в

трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике

правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд,

прокуратура и т. д.);

– защита и индивидуальная работа с воспитанниками, подвергающимися насилию и

агрессии со стороны взрослых.

3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности

ребёнка.

– раннее выявление неблагополучных семей;

– создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями

психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

– пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной

социализации детей;

– психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для

взаимопонимания в семье;

– духовно-ценностное просвещение;

– содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

2

– организация “круглых столов”, семинаров, встреч для родителей, педагогов,

воспитанников по социально-педагогической проблематике.

4. Социально-педагогическое консультирование.

– организация и проведение индивидуальных консультаций для воспитанников,

оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

– консультирование родителей, педагогов, администрации, воспитателей по разрешению

социально-педагогических проблем.

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

– раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения детей;

– организация превентивно-профилактической работы с воспитанниками “группы риска”;

– способствование пропаганде здорового образа жизни;

– организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе

разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность,

стресс и пр.),

6. Организационно-методическая деятельность

– анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

– участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного

уровня по социально-педагогическим проблемам, накопление банка данных по методикам

работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по

социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных

социально-педагогических исследований.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном

учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью,

которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована

совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество

кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в

детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий

уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на

нравственное и физическое развитие детей.

Несомненно, отрадно становится на душе, когда удаётся оказать помощь конкретному

ребёнку, конкретной семье. В такие моменты понимаю, работаю не напрасно.

Хочу предложить несколько игр, которые я использовала в свое работе с детьми старшего

возраста. Данные игры, направлены на развитие навыков общения, умение получать

радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы,

снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с

другом, формирование положительного отношения к сверстникам.

«Наши маленькие друзья»

Цель игры: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать

бережное отношение к домашним питомцам.

Наглядный материал, атрибуты игры: рисунки детей

Ход игры:

Предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По

этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. Это может быть

история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из

их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и

т. д.

Правила игры: ребенок должен нарисовать своего домашнего животного и рассказать о

нем, у кого нету домашнего животного – предлагаем нарисовать то животное, какое бы

они хотели и рассказать чтобы делали с ним, где гуляли и т.д.

3

«Волшебная палочка»

Цель игры: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Ход игры:

Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т.д.) по общему согласию превращаются в

волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в

произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее

установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий –

действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее

персонажей.

За что же я люблю свою профессию? За то, что она неповторима и не предсказуема. За то,

что она предоставляет мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства. За

то, что моя специальность была и будет необходима.

Моя работа не даёт мгновенных результатов, её эффект нельзя просчитать.

Все мы можем помочь ребёнку пройти процесс социализации.

Считаю, что социальный педагог — необходимый человек для ребёнка в современной

жизни. Именно он обязан помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы.

4



В раздел образования