Напоминание

Наставничество – эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении.


Автор: Галык Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Первомайский детский сад №2 "Родничок"
Населённый пункт: пгт Первомайское
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество – эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наставничество – эстафета знаний и опыта.

Модель организации наставничества, реализуемая

в дошкольном учреждении.

Профессиональная деятельность является неотъемлемой

частью жизни современного человека. Ведь от того,

насколько успешно складывается профессиональная карьера,

зависит не только удовлетворенность личности своей

жизнью, но и ее гармоничное развитие. Известно, что самыми

сложными являются первые годы работы, так как именно они

в огромной степени влияют на профессиональное развитие.

Именно этот период психологи считают своего рода тем

«испытательным сроком», который в дальнейшем определяет

позиции специалиста в социальной и профессиональной

среде. А также в первые годы работы происходит

профессиональная адаптация личности.

Молодые специалисты — это особая категория педагогов

в ДОУ. Это — стратегически ценный кадровый ресурс,

который призван внести в организацию «свежую струю»

передовых знаний, новых идей и оригинальных решений.

Молодые специалисты обладают огромным потенциалом.

Основной их особенностью является уникальное сочетание

личностных и деловых качеств, таких как (энергичность,

активная жизненная позиция, энтузиазм, целеустремленность,

инициативность, коммуникабельность, настойчивость)

(ответственность, исполнительность, работоспособность,

мобильность). К тому же у молодых специалистов

отсутствуют привычные стереотипы в работе.

Руководство становлением молодого педагога как

компетентного специалиста будет эффективным только при

условии обновления всей структуры сопровождения и смены

подходов к ее осуществлению, где функция контроля

сменяется функцией оказания методической помощи

педагогам. В решении этой стратегической задачи

существенная роль принадлежит системе наставничества,

которая способна интенсифицировать процесс

профессионального становления и развития педагога и

формирования у него мотивации к самосовершенствованию,

саморазвитию, самореализации.

Меня зовут Анна Ивановна Галык, работаю воспитателем в

Первомайском детском саду №2 «Родничок», образование

высшее, общий педстаж 14 лет. С 2019 года установлена

первая квалификационная категория. С сентября месяца

являюсь руководителем районного методического

объединения, принимаю участие в творческой группе

детского сада, была руководителем практики студентов

пед.учреждений, являюсь наставником нового специалиста.

Специфика работы обязывает систематически заниматься

самообразованием. С интересом принимаю участие в онлайн-

семинарах, вебинарах, семинарах-практикумах, конкурсе

профессионального мастерства, стараюсь следить за

новинками методической литературы.

В нашем детском саду практика наставничества

реализуется через форму «Педагог-педагог». И является

комплексом мероприятий, направленных на организацию

взаимоотношений наставника и наставляемого для

достижения высокого уровня включенности молодых (новых)

специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь

образовательной организации и создание комфортной

профессиональной среды внутри ДОУ.

Высокий уровень социального доверия к нашему

учреждению, наличие опытных педагогов, имеющих

профессиональные успехи и достижения, лидерские,

организационные и коммуникативные навыки позволяют

реализовывать наставнические практики.

Педагоги ДОУ ежегодно занимают призовые места в

конкурсе профессионального мастерства на муниципальном

уровне, а в прошлом году наш воспитатель стал Лауреатом

Регионального конкурса. Из 10 педагогов двое получили

высшую квалификационную категорию и трое - первую.

Рассмотрим реализуемые наставнические практики на

уровне детского сада. Существует комплекс практик для

быстрого и комфортного вхождения в профессию педагога и

адаптацию в новом коллективе.

Ни для кого не секрет, что молодой специалист, едва

покинувший высшее учебное заведение, каким бы «красным»

ни был его диплом, не обладает полным комплексом

практических умений и навыков. Часто случается, что

молодой специалист, придя в учреждение на первое место

работы уверен, что он все знает и все умеет: его же учили

целых 3 (или 4) года! И из-за чрезмерной самоуверенности

случается так, что новичок попадает в сложные ситуации,

связанные с оформлением документации, общением с

коллегами, детьми и родителями, организацией

образовательного процесса, соблюдением трудовой

дисциплины и правил внутреннего распорядка.

Особенность ситуации с молодыми педагогами в том, что

они с первого дня работы должны выполнять те же самые

обязанности и нести ту же ответственность за свои действия,

что и опытные педагоги. Коллеги, администрация, родители

зачастую ожидают от молодых педагогов безупречного

профессионализма, без авансирования поддержки и

снисхождения.

У тех, кто в первый год своей работы не получил

поддержки от коллег, возникает ощущение неполноценности,

которое препятствует их профессиональному росту.

Для легкого вхождения в должность и плавного

включения в образовательный процесс мы используем

следующие практики:

1.Наставничество – индивидуальное, назначается

приказом руководителя, но молодой (новый) специалист

может обращаться за помощью ко всем воспитателям.

2. Взаимопосещение занятий. Наставник помогает

молодому педагогу справиться со многими трудностями:

грамотно рассчитать время занятия, определить цели и

задачи, логично выстроить последовательность этапов

занятия, найти взаимопонимание с коллегами.

Эти и многие другие проблемы в ДОУ легко избегают,

когда наставники помогают молодому специалисту изучить

нормативные документы, необходимые для работы, а также

предоставляют методические пособия и рекомендации.

Неоценимую помощь оказывают и опытные коллеги, многие

из которых, также начинали свой путь «методом проб и

ошибок».

3. В перспективе принять участие в конкурсе

педагогического мастерства. Это своего рода шокотерапия,

которая позволяет как никогда быстро войти в профессию.

Наставники готовы оказать особую поддержку молодым

специалистам. Но для чего молодому педагогу вообще

участвовать в подобных конкурсах? Это помогает отучить

педагога бояться публичной оценки своей деятельности, дать

возможность заявить о себе и во время подготовки

происходит осмысление всей своей профессиональной

деятельности. Он научится видеть себя со стороны глазами

экспертов. проанализирует свои сильные стороны, так и

поймет, над чем ещё надо работать.

4. Открытый профессионализм. Мы придерживаемся

идеи открытого профессионализма (термин С. И. Поздеевой):

молодого специалиста не «подгоняем» под какую-то норму

(образец) с заданным набором профессиональных умений и

качеств, а даем ему возможность влиять на процесс своего

профессионального развития.

5.Реверсивное наставничество. Реверсивное

наставничество позволяет организовать сотрудничество

старшего и более молодого поколения педагогов в таких

направлениях, как современные технологии обучения, новые

тренды в коррекционной педагогике, цифровизация и т. д.

Такое взаимообучение позволяет создать разновозрастное

образовательное сообщество, которое становится более

конкурентоспособным в современных условиях.

Уникальность такого опыта состоит в том, что молодой

педагог, придя в детский сад, одновременно становится и

наставником (реверсивное наставничество), и наставляемым

(традиционная форма передачи опыта) уже с первых дней

работы.

Важным является то, что молодой педагог понимает, что

его мнение ценится, его понимают и то, что он умеет,

действительно может быть полезно для более эффективной

организации образовательного процесса.

Эффективность деятельности наставничества:

— все молодые педагоги, пришедшие в ДОУ за

последнее время остались работать в учреждении;

— трансляция личного педагогического опыта на разных

уровнях

— высокий уровень включенности молодых (новых)

специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь

образовательной организации.

Создание программ наставничества является сложным,

но необходимым решением для современной образовательной

организации, так как эффективная система развития

персонала нуждается в инструментах, обеспечивающих

интегрированный и индивидуально ориентированный подход

к формированию ее кадрового потенциала.

Завершить свое выступление хочу словами А.С.

Макаренко «Я убедился, что как бы человек успешно не

окончил педагогический вуз, Как бы он не был талантлив, а

если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим

педагогом; я сам учился у более старых педагогов…»



В раздел образования