Автор: Галык Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Первомайский детский сад №2 "Родничок"
Населённый пункт: пгт Первомайское
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество – эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование
Наставничество – эстафета знаний и опыта.
Модель организации наставничества, реализуемая
в дошкольном учреждении.
Профессиональная деятельность является неотъемлемой
частью жизни современного человека. Ведь от того,
насколько успешно складывается профессиональная карьера,
зависит не только удовлетворенность личности своей
жизнью, но и ее гармоничное развитие. Известно, что самыми
сложными являются первые годы работы, так как именно они
в огромной степени влияют на профессиональное развитие.
Именно этот период психологи считают своего рода тем
«испытательным сроком», который в дальнейшем определяет
позиции специалиста в социальной и профессиональной
среде. А также в первые годы работы происходит
профессиональная адаптация личности.
Молодые специалисты — это особая категория педагогов
в ДОУ. Это — стратегически ценный кадровый ресурс,
который призван внести в организацию «свежую струю»
передовых знаний, новых идей и оригинальных решений.
Молодые специалисты обладают огромным потенциалом.
Основной их особенностью является уникальное сочетание
личностных и деловых качеств, таких как (энергичность,
активная жизненная позиция, энтузиазм, целеустремленность,
инициативность, коммуникабельность, настойчивость)
(ответственность, исполнительность, работоспособность,
мобильность). К тому же у молодых специалистов
отсутствуют привычные стереотипы в работе.
Руководство становлением молодого педагога как
компетентного специалиста будет эффективным только при
условии обновления всей структуры сопровождения и смены
подходов к ее осуществлению, где функция контроля
сменяется функцией оказания методической помощи
педагогам. В решении этой стратегической задачи
существенная роль принадлежит системе наставничества,
которая способна интенсифицировать процесс
профессионального становления и развития педагога и
формирования у него мотивации к самосовершенствованию,
саморазвитию, самореализации.
Меня зовут Анна Ивановна Галык, работаю воспитателем в
Первомайском детском саду №2 «Родничок», образование
высшее, общий педстаж 14 лет. С 2019 года установлена
первая квалификационная категория. С сентября месяца
являюсь руководителем районного методического
объединения, принимаю участие в творческой группе
детского сада, была руководителем практики студентов
пед.учреждений, являюсь наставником нового специалиста.
Специфика работы обязывает систематически заниматься
самообразованием. С интересом принимаю участие в онлайн-
семинарах, вебинарах, семинарах-практикумах, конкурсе
профессионального мастерства, стараюсь следить за
новинками методической литературы.
В нашем детском саду практика наставничества
реализуется через форму «Педагог-педагог». И является
комплексом мероприятий, направленных на организацию
взаимоотношений наставника и наставляемого для
достижения высокого уровня включенности молодых (новых)
специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь
образовательной организации и создание комфортной
профессиональной среды внутри ДОУ.
Высокий уровень социального доверия к нашему
учреждению, наличие опытных педагогов, имеющих
профессиональные успехи и достижения, лидерские,
организационные и коммуникативные навыки позволяют
реализовывать наставнические практики.
Педагоги ДОУ ежегодно занимают призовые места в
конкурсе профессионального мастерства на муниципальном
уровне, а в прошлом году наш воспитатель стал Лауреатом
Регионального конкурса. Из 10 педагогов двое получили
высшую квалификационную категорию и трое - первую.
Рассмотрим реализуемые наставнические практики на
уровне детского сада. Существует комплекс практик для
быстрого и комфортного вхождения в профессию педагога и
адаптацию в новом коллективе.
Ни для кого не секрет, что молодой специалист, едва
покинувший высшее учебное заведение, каким бы «красным»
ни был его диплом, не обладает полным комплексом
практических умений и навыков. Часто случается, что
молодой специалист, придя в учреждение на первое место
работы уверен, что он все знает и все умеет: его же учили
целых 3 (или 4) года! И из-за чрезмерной самоуверенности
случается так, что новичок попадает в сложные ситуации,
связанные с оформлением документации, общением с
коллегами, детьми и родителями, организацией
образовательного процесса, соблюдением трудовой
дисциплины и правил внутреннего распорядка.
Особенность ситуации с молодыми педагогами в том, что
они с первого дня работы должны выполнять те же самые
обязанности и нести ту же ответственность за свои действия,
что и опытные педагоги. Коллеги, администрация, родители
зачастую ожидают от молодых педагогов безупречного
профессионализма, без авансирования поддержки и
снисхождения.
У тех, кто в первый год своей работы не получил
поддержки от коллег, возникает ощущение неполноценности,
которое препятствует их профессиональному росту.
Для легкого вхождения в должность и плавного
включения в образовательный процесс мы используем
следующие практики:
1.Наставничество – индивидуальное, назначается
приказом руководителя, но молодой (новый) специалист
может обращаться за помощью ко всем воспитателям.
2. Взаимопосещение занятий. Наставник помогает
молодому педагогу справиться со многими трудностями:
грамотно рассчитать время занятия, определить цели и
задачи, логично выстроить последовательность этапов
занятия, найти взаимопонимание с коллегами.
Эти и многие другие проблемы в ДОУ легко избегают,
когда наставники помогают молодому специалисту изучить
нормативные документы, необходимые для работы, а также
предоставляют методические пособия и рекомендации.
Неоценимую помощь оказывают и опытные коллеги, многие
из которых, также начинали свой путь «методом проб и
ошибок».
3. В перспективе принять участие в конкурсе
педагогического мастерства. Это своего рода шокотерапия,
которая позволяет как никогда быстро войти в профессию.
Наставники готовы оказать особую поддержку молодым
специалистам. Но для чего молодому педагогу вообще
участвовать в подобных конкурсах? Это помогает отучить
педагога бояться публичной оценки своей деятельности, дать
возможность заявить о себе и во время подготовки
происходит осмысление всей своей профессиональной
деятельности. Он научится видеть себя со стороны глазами
экспертов. проанализирует свои сильные стороны, так и
поймет, над чем ещё надо работать.
4. Открытый профессионализм. Мы придерживаемся
идеи открытого профессионализма (термин С. И. Поздеевой):
молодого специалиста не «подгоняем» под какую-то норму
(образец) с заданным набором профессиональных умений и
качеств, а даем ему возможность влиять на процесс своего
профессионального развития.
5.Реверсивное наставничество. Реверсивное
наставничество позволяет организовать сотрудничество
старшего и более молодого поколения педагогов в таких
направлениях, как современные технологии обучения, новые
тренды в коррекционной педагогике, цифровизация и т. д.
Такое взаимообучение позволяет создать разновозрастное
образовательное сообщество, которое становится более
конкурентоспособным в современных условиях.
Уникальность такого опыта состоит в том, что молодой
педагог, придя в детский сад, одновременно становится и
наставником (реверсивное наставничество), и наставляемым
(традиционная форма передачи опыта) уже с первых дней
работы.
Важным является то, что молодой педагог понимает, что
его мнение ценится, его понимают и то, что он умеет,
действительно может быть полезно для более эффективной
организации образовательного процесса.
Эффективность деятельности наставничества:
— все молодые педагоги, пришедшие в ДОУ за
последнее время остались работать в учреждении;
— трансляция личного педагогического опыта на разных
уровнях
— высокий уровень включенности молодых (новых)
специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь
образовательной организации.
Создание программ наставничества является сложным,
но необходимым решением для современной образовательной
организации, так как эффективная система развития
персонала нуждается в инструментах, обеспечивающих
интегрированный и индивидуально ориентированный подход
к формированию ее кадрового потенциала.
Завершить свое выступление хочу словами А.С.
Макаренко «Я убедился, что как бы человек успешно не
окончил педагогический вуз, Как бы он не был талантлив, а
если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим
педагогом; я сам учился у более старых педагогов…»