Автор: Выкова Марьят Галибовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ЗВЕЗДОЧКА" А.ЗЕЮКО"
Населённый пункт: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА, ХАБЕЗСКИЙ РАЙОН
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: " ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад
«Звездочка» а.Зеюко, Хабезского района К-Ч республики.
Обобщение педагогического опыта на тему:
« Формирование экологической культуры у
детей дошкольного возраста как одно из
условий развития личности ребенка»
Подготовила Выкова
Марьят Галибовна воспитатель МКДОУ Детский сад «Звездочка» а. Зеюко
Человек стал человеком только тогда,
когда увидел красоту вечерней зари
и облаков плывущих в голубом небе,
услышал пение соловья и пережил
восхищение красотой пространства.
В.А. Сухомлинский
Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной
природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь- все эти
знакомые с детства картины сливаются в единый большой. Воспитывать у подрастающего
поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы- одна из важнейших
задач сегодняшнего дня в выполнении приумножения природных богатств.
Пропаганда экологических знаний становится неотъемлемой , часто общей системы
обучения и воспитания в детских садах , школах. Слово "экология" в переводе с греческого
означает " дом",непосредственное окружение человека. Овладевать знаниями о нашем
"доме"надо начинать с самого детства. Мы должны научить сохранить и украсить нашу
землю для нынешних и будущих поколений людей.
Как можно раньше и до конца жизни. Именно так можно определить возрастные
границы важнейшей в наше время проблемы- экологического воспитания людей.
Приступая к экологическому воспитанию дошкольников мною были поставлены
следующие задачи:
- Сформировать представление о природе естественной, независимой от
человека и его деятельности и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом
человека.
-Дать понимание того , что любой объект живой природы существует только
пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели.
-Показать как человек использует культурную природу ( выращивает и
собирает урожай зерна, овощей , фруктов, разводит домашних животных, цветы и т.д.)
-Продемонстрировать как человек пользуется дарами дикой
природы( собирает грибы и ягоды, охотится на диких животных, наслаждается красотой
природы), и убедить в жизненной необходимости разумного , а значит и бережного к ней
отношения.
-Сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано, как
в цепочке, все звенья которой нужны дрг другу и без друг друга могут просто перестать
существовать.
-Важными аспектами экологического воспитания дошкольников также
является развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии ее как
живого и эстетически прекрасного целого; воспитание готовности трудится в природе с
радостью приходить на помощь всем нуждающимся.
Каким же образом формировала осознаное и гуманное отношение к природе?
Прежде всего через наблюдения и труд в природе, позволяющее находить определенные
знания и применять их в практической деятельности.Они проводятся ежедневно. Я
составила планирование наблюденний по ознакомлению с явлениями неживой пироды
по временам года. Разработала также систему специально организуемых занятий,
ведение календарей природы, беседы познавательного характера, игры на участке и в
центре эксперементирования.
Метод наблюдения находит свое признание с давних времен. Его по достоинству оценил
великий чешский педагог Я.А.Коменский. По его мнению, всякое ученье надо начинать не
со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально
воздействует на детей, вызывая у них удивление, радость,восторг, тем самым
совершенствуя эстетические чувства.
Наблюдение предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит
использование этого метода при ознакомлении с природой способствует физическому
развитию ребенка.
В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности
для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных
чувств к представителям животного и растительного мира.
Таким образом в педагогическом процессе детского сада наблюдениям в природе с
целью интелектуального развития, нравственного, эстетического и физического
воспитания должно уделятся большое внимание.
Однако , чтобы наблюдения действительно выполняли свою положительную роль у
ребенка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто посмотреть на
предмет, а видеть его шаг, чтобы отчетливо, во всех деталях и подробностях представить
данный образ. Это умение видеть не приходит само собой. Необходимо руководить
процессом наблюдения.Каждое наблюдение дает детям новые знания, постепенно
расширяя и углубляя первоначальные представления.
Большую роль в работе с детьми отводится уголкам природы. Провожу наблюдения
за комнатными растениями : дети учатся различать их по внешнему виду, запоминать
названия, показывать и называть их части( листья, цветы, стебли).Дети в младшей группе
учатся понимать, что цветам нужна вода; средней-что находится в земле и для чего это
нужно цветам; внимание детей старшей группы обращаю на то, что растениям нужен свет,
а также на то, как по разному выглядят зимой комнатные цветы и деревья, кустарники за
окном.Так дети узнают, что кроме воды, земли, света растениям необходимо тепло.
Для подтверждения необходимости света для развития растения провели серию опытов с
картофелем. Один клубень поместили в коробку, сделанную из толстого картона, и
поставили на подоконник , другой положили без коробки.К картофеле, лежащей в
коробке свет проходил через небольшое отверстие. Дети сразу предложили что прорастут
оба клубня. Через семь дней появился росток, выходящий из картонной коробки. Открыв
ее обнаружили, что два длинных тонких ростка, тянущихся к " световому окошку".Пророс
и картофель, лежавший на окне открытым, но ростки у него были короткими,
направленными в разные стороны. Сравнив картофелины по внешнему виду, дети сами
сделали вывод :"Росток вышел из коробки потому что он тянулся к свету, а второй клубень
был освещен со всех сторон".
Следующий опыт показал зависимость роста и развития от тепла. Две веточки
тополя поставили в банки с водой. Одну банку поместили на освещенное солнцем окно, а
вторую между рамами окна, расположенного с северной стороны. Веточка стоявшая на
солнечной стороне распустилась раньше, и дети сами сделали вывод: где теплее там
листья появляются быстрее.
Проведенные опыты помогли сформировать у детей представление о том , что для
жизни растений необходимы определенные факторы внешней среды: вода, свет, тепло.
Целью опытов, занятий было- формировать желание заботиться о комнатных растениях,
упражнять в навыках посева семян и ухода за ними, закреплять представление о том , что
необходимо для проращивания семян; проверить на практике имеющие знания.
Так как в уголке природы у нас нет птиц , то наблюдение за птицами у нас проходит
на участке детского сада.Особое значение я предаю организации зимней подкормки птиц.
Кормушки у нас различной кострукции, многие из них сделаны родителями
детей.Кормушки распологаем подальше от игровых площадок, чтобы шум не мешал
птицам клевать корм , который дети выкладывают на кормушку. Зимняя подкормка птиц
дает возможность наблюдать за ними: дети учаться различать птиц по размеру, окраске,
учимся различать и называть птиц прилетающих на участок.После наблюдений за птицами
на участке детского сада дети младшей группы рассматривают картинки, на которых
изображены птицы и описывают их внешний вид; в средней-рассмотреть картинки и
рассказать о повадках различных птиц (как важно выхаживают на снегу вороны; как
смешно ссорятся воробьи из-за крошек). Дети старшей группы на занятиях по рисованию
выполняют на предложенную тему ( Птицы зимой) рисунки или аппликацию.Работа по
ознакомлению дете с птицами в процессе повседневнойжизни и на участке завершается
занятием, на котором полученные детьми знания обобщаются и систематизируются. Цель
занятий- уточнить представление о зимующих птицах и особенностях из жизни в зимнее
время, показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что
человек, подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели.
В детском возрасте может быть сформированно уже более или менее устойчивое
поведение, характеризующееся бережным и заботливым отношением к природе, которое
превращается при благоприятных условиях в привычку.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста поставила перед собой задачу
раскрыть им богатство и красоту растительного мира, сообщить необходимые знания о
наблюдаемых объектах и явлениях природы и постепенно подвести к восприятию
пейзажа. Для накопления детьми непосрественных впечатленний организовала
наблюдения за отдельными объектами природы на участке детского сада.
Одной из целью экскурсии было научить детей видеть красоту природы, замечать
богатую цветущую гамму снежного покрова. Во время первой экскурсии ответы детей
были односложными, свидетельствующими о поверхностном восприятии. Они говорили,
что "снег белый", " кругом светло от снега" и т. д.Еще добавляли , что " по такому снегу
хорошо кататься на санках". Дети не могли заметить как красиво, ровным слоем снег
укрыл деревья и как искрится он на солнце ; не увидели как изменяется цвет снежного
покрова в зависимости от освещенности.На все это мы обратили внимание ( деревья
похожи на сугробы, ветки похожи на кружева и т.д.). Здесь же использовала
загадку( Скатерть бела все поле одела) прочитала стихотворение И.Никитина
На дворах и домах
Снег лежит полотном,
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
Раньше беседуя с детьми об охране природы мы больше обращали внимание на ее
материальное значение, полезность для человека. Теперь уделяется особое внимание
этической стороне. Для нас важно , чтобы дети поняли, что охранять растения и животные
нужно не потому что они выгодны и полезны, а просто потому что они существуют. Я учу
детей любить и беречь не только растения, но и все живое в природе, организовывая
наблюдения за насекомыми, птицами и другими животными в естественной среде
обитания.
Так объяснила детям ,что если бабочку взять в руки то после этого она погибнет, так
как пыльца, которая покрывает ее крылышки, сотрется. Поэтому любоваться бабочками
лучше издали.
Воспитывая у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным учу их
правильно вести себя в лесу, в поле, на лугу.Рассказываю как губительно действует на
обитателей леса шум. Из-за него птицы бросают гнезда, а лесные зверушки убегают из
нор. Вот почему в лесу необходимо соблюдать тишину. Знают дети , что нельзя портить
деревья, разорять гнезда, засорять лес, разорять муравейники и еще многое
другое.Познакомила детей и с пословицами об охране природы:" Была бы водица, а
зелень родится", "Кто рубит леса, тот сушит места , гонит от полей тучи и готовит себе горя
куча", "Растения- зелень украшения" и др.
В экологическом воспитании дошкольников активно использую все возможности,
которые предоставляет нам лето. Я объясняю детям, что в природе все взаимосвязанно на
примере знакомых детям природных объектов( в том числе " цветы-бабочки": если рвать
без разбору все, то бабочкам станет нечем питаться и они погибнут; поэтому в лес мы
ходим как в гости к добрым друзьям-обращаться с его обитателями и любоваться,
наслаждаться красотой природы)
Экологическое воспитание детей осуществляю вместе с семьей поскольку знания,
которые дети получают в детском саду, должны объязательно подкрепляться в условиях
семьи.Поэтому убеждаю родителей в необходимости созданий условий для расширения
об окружающем мире. Провожу для них консультации:" Комнатные растения-доступное
средство улучшения визуальной среды жилища"," Азбука поведения в
природе".Приглашаю родителей на наши занятия,вечера развлечений и праздники. Также
рекомендую вместе с детьми посетить зоопарк. Так как на территории детского сада мало
лесных насаждений я советую родителям чаще бывать в лесу в разные времена года.
За последние годы, используя в своей работе новые методики инновационной
технологии я попыталась проявлять творческую инициативу при реализации уже
имеющихся программ. В этом мне помог предыдущий опыт работы. Эти знания дали мне
возможность лучше направлять детей, учитывая их возрастные и индивидуальные
способности. Работу по формированию элементарной экологической культуры, законам
живой природы, бережного отношения к окружающему миру считаю успешной ,потому
что дети на занятиях получали ощущение радости от новых знаний и с нетерпением
ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу- любознательные вопросы, сияющие
глаза детей всегда ожидающие чуда.