Напоминание

Проведение открытого урока по общепрофессиональной учебной дисциплине 21 (ОП 21) "Экономическая статистика"


Автор: Кузьмина Анна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области "Губернаторский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Детчино Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проведение открытого урока по общепрофессиональной учебной дисциплине 21 (ОП 21) "Экономическая статистика"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Калужской области

«Губернаторский аграрный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Проведение открытого урока

по общепрофессиональной учебной дисциплине 21 (ОП 21)

«Экономическая статистика»

Для специальности 38.02.01

«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Углубленная подготовка

Рецензия

на методическую разработку открытого занятия

«Проведение открытого урока по общепрофессиональной учебной дисциплине

21 (ОП 21) «Экономическая статистика»

для специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет»

(по отраслям)»,

разработанную преподавателем высшей квалификационной категории

Кузьминой Анной Николаевной

В методической разработке, подготовленной преподавателем Кузьминой А.Н.,

использовано оригинальное преподнесение материала. Автор описывает методику

изучения, закрепления и контроля изученного материала. Такой метод проведения

практического занятия стимулирует творческую и интеллектуальную деятельность

студентов, а также способствует формированию навыков принятия коллективных

решений.

Данное

практическое

занятие

является

актуальным,

позволяет

активизировать

мыслительную

деятельность

студентов,

способствует

развитию

навыков, повышает интерес к изучению учебной дисциплины ОП 21. Методика,

применяемая

Кузьминой

А.Н.,

поможет

добиться

усвоения

знаний

всеми

обучающимися,

создаст

основу

дальнейшего

самообразования,

даст

стимул

к

быстрой перестройке в новых условиях работы.

Данная методическая разработка носит смысловой, целевой, исполнительный

характер, так как в ней рассматриваются практические ситуации, связанные с

реальной

жизнью

каждого

человека.

Проведение

таких

занятий

создаёт

положительный эмоциональный настрой у студентов, что, в свою очередь, ведёт к

сплочению коллектива группы.

Методическая разработка при хорошо организованной работе способствует

подготовке

выпускника

по

специальности

38.02.01

с

учётом

предъявляемых

требований не только к уровню подготовки, но и к уровню общей образованности.

Данное методическое пособие может быть рекомендовано к публикации.

Рецензент – преподаватель

ГБПОУ КО «Губернаторский

аграрный колледж: _________ Полторанос Елена Николаевна

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж»

2

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Учебная дисциплина: «Экономическая статистика»

Специальность: 38.02.01

«Экономика и бухгалтерский учёт

(по отраслям)»

(углубленная подготовка)

Группа: 32 - Б

Дата проведения: 24 апреля 2017 г.

Аудитория: 412

Преподаватель: Кузьмина Анна Николаевна

Цель проведения открытого урока: показать сочетание различных методов

обучения

при

решении

ситуационных

задач

с

применением

компьютерных

технологий по учебной дисциплине «Экономическая статистика».

3

Тема занятия: Изучение статистики цен и инфляции.

Наименование

работы:

Расчёт

всех

видов

индексов:

и н д е кс ы

производительности

труда,

заработной

платы

и

цен

и

анализ

рассчитанных

показателей.

Тип занятия: Урок практической работы - формирование умений и навыков.

Вид занятия: практическое занятие № 7.

Цели занятия:

образовательная:

обобщить, систематизировать и закрепить знания;

проверить и оценить умения и навыки студентов по всему курсу дисциплины (ОК -

3, ОК – 4, ОК – 6, ОК – 7, ОК – 5, ПК -1.1, ПК – 5.1);

способствовать

развитию

профессиональных

умений,

навыков

и

компетенций

по

расчёту

экономико-статистических

показателей

и

их

интерпретации;

развивающая: способствовать развитию познавательной активности и

самостоятельности;

способствовать развитию навыков применения полученных теоретических

знаний на практике;

развивать у студентов логическое мышление, активность, познавательные и

творческие способности, умение точно и аргументированно выражать свою точку

зрения;

воспитательная:

способствовать

воспитанию

чувства

ответственности и коллективизма;

прививать любовь к избранной профессии.

Квалификационные требования:

Студенты должны знать:

отличия индексов цен Ласпейреса и Пааше, индексов переменного и

фиксированного составов;

методы их расчёта.

Студенты должны освоить умения в соответствии с профессиональными

компетенциями:

4

«ПК 1.1. Обрабатывать статистическую информацию».

«ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации».

«ПК 5.1.1 Организовывать статистический учёт»:

выполнять расчёты статистических показателей и формулировать

основные выводы;

осуществлять

комплексный

анализ

изучаемых

социально-

экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной

техники.

Студенты должны освоить умения в соответствии с общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей

будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой

для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать

и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных

технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно

общаться с коллегами, руководством, потребителями.

После изучения темы студенты смогут:

-

самостоятельно

рассчитывать

индексы

производительности

труда,

заработной платы и цен, делать выводы по результатам расчёта всех изученных

индексов

и

анализировать

расчётные

показатели,

а

также

полученные

знания,

умения и навыки применять в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

5

Определение

значения

темы: изучение

темы

позволит

студентам

самостоятельно активизировать свою профессиональную направленность.

Методы:

словесный,

наглядный,

демонстрационный,

практический,

поисковый, сравнения, сопоставления и анализа.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: статистика,

экономическая

теория,

экономика

организации, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая статистика.

Обеспечиваемые: экономическая статистика.

Обеспечение занятия:мультимедиа проектор; оценочные листы, доска, мел,

бланки с заданиями, калькуляторы.

Инструктаж по технике безопасности при работе на компьютерах: проведён

повторно 21.02.2017 г.

Рекомендуемая литература:

1.

В.М.Гусаров.

Статистика:

Учебное

пособие

для

вузов.-М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2.

Любушин Н.П. Экономика организации: Учебник для вузов.

-М.:КНОРУС,2010.-304 с.

3.

Мусина Е.М. Статистика. Краткий курс лекций и тестовые задания:

Учеб.пос.-М.:ФОРУМ,2011.-72 с .-(Профессиональное образование).

4.

Статистика:

Учебник/Харченко

Л.П.

-Под

ред.

В.Г.

Ионина.-

М.:ИНФРА-М,2008. – 445 с. -(Высшее образование).

План занятия:

1.

Организационная часть занятия – до 2 мин.

- приветствие преподавателя;

- проверка явки студентов и готовности аудитории к проведению урока;

- ответы на вопросы студентов.

2.

Мотивация учебной деятельности – до 2 мин.

Сообщение даты, темы и цели занятия, ознакомление с ходом занятия, а

также мотивация студентов к активной работе.

6

Целевая установка: показать соотношение индексов производительности

труда,

заработной

платы

и

цен,

производить

расчёт

этих

индексов

и

по

результатам расчётов делать выводы.

3.

Актуализация опорных знаний – до 20 мин.

Проверка теоретических знаний студентов, необходимых для выполнения

практического задания. Корректировка обнаруженных в ходе проверки пробелов

в знаниях.

Методы актуализации:

1. «Разминка» - устный фронтальный опрос.

2. Допишите недостающие знаки - письменный опрос по формулам расчёта

индексов цен, заработной платы и производительности труда.

4.

Инструктаж по выполнению практической работы – до3 мин.

5.

Практическая работа – 20 мин.

Выполнение студентами практических заданий с целью усвоения

общих и профессиональных компетенций.

Перерыв: 11-00 – 11 -05 час.

6.

Защита результатов практической работы – до 20 мин.

Выступление представителей команд.

7.

Закрепление изученного материала – ответить на вопросы

криптограммы «Отгадайте слово» - до 15 мин.

8.

Подведение итогов занятия и выставление зачётных оценок –

до 5 мин.

9.

Задание

на

дом: по

инструкционной

карте

7

ответить

письменно

на

вопросы

по

темам:

«Статистика

производительности

труда»,

«Статистика оплаты труда», «Статистика цен» - автор ВикторМихайлович Гусаров

– до 2 мин.

10.

Рефлексия – до 1 мин.

Обобщение знаний по учебной дисциплине.

1.

РАЗМИНКА

7

Фронтальный опрос:

вопрос

а

Вопрос

Ответ

1.

Д а й т е

о п р е д е л е н и е

индекса.

Индекс

это

статистический

показатель,

характеризующий изменение тех или иных

явлений, в том числе экономических.

2.

Ч т о

п о н и м а ю т

п о д

индексом динамики?

Индекс динамики – вид индексов, который

с л у ж и т

д л я

и з м е р е н и я

с т е п е н и

интенсивности

развития

социа льно-

экономических явлений во времени.

3.

Номинальная

заработная

плата – это …

Начисленная работнику в оплату его труда

денежная сумма (с учётом налогов и других

удержаний).

4.

Ч т о

п о н и м а ю т

п о д

индексом потребительских

цен (ИПЦ)?

Индекс,

характеризующий

изменение

во

времени общего уровня цен на товары и

услуги,

приобретаемые

населением

для

непроизводственного потребления.

5.

Индекс цен – это …

Показатель,

выражающий

относительное

изменение среднего уровня цен товаров во

времени или в территориальном разрезе.

6.

Что такое оплата труда?

Регулярно

получаемое

вознаграждение

за

произведённую продукцию или оказанные

услуги, либо за отработанное время.

7.

Какие

существуют

формы

оплаты труда?

Сдельная и повременная.

8.

Базисный

индекс

ц е н

рассчитывается как …

Отношение цены текущего периода к цене

периода, принятого за базу сравнения.

9.

Ч т о

т а к о е

и н д е к с -

дефлятор?

Индекс

цен,

применяемый

для

пересчёта

какого-либо

из

стоимостных

показателей,

выраженных

в

текущих

(действующих)

ценах,

в

базисные

цены,

т.е.

цены

года,

принятого в качестве базисного.

10.

П е р е ч и с л и т е

м е т о д ы

измерения

производительности труда.

Натуральный, трудовой, стоимостной.

11.

Что такое цена товара?

Выражение стоимости товара в денежных

е д и н и ц а х

о п р е д е л ё н н о й

в а л ю т ы

(национальной

и

международной)

за

количественную единицу товара.

12.

Ч т о

о т р а ж а е т

н о р м а

инфляции?

Процентное изменение уровня инфляции за

данный

период

времени

(динамику

инфляции).

13.

Что

отражает

показатель

Количество товаров и услуг, которые можно

8

покупательной

способности денег?

приобрести на одну денежную единицу (1

руб.) при текущем уровне цен и тарифов.

14.

Ч т о

т а к о е

с р е д н я я

заработная плата?

Заработная плата, исчисленная в среднем на

одного

работника

или

на

ед и н и ц у

отработанного времени.

15.

Перечислите виды цен.

Государственная,

цена

производителя,

оптовая,

предельная,

рег улируемая ,

свободная, фиксированная, закупочная.

16.

Что

такое

минимальный

размер оплаты труда?

Законодательно

установленный

размер

заработной платы, который необходим для

поддержания

минимального

у р о вн я

(прожиточного уровня) жизни человека.

17.

Д а й т е

о п р е д е л е н и е

девальвации

денежной

единицы.

Снижение

курса

денежной

единицы

по

отношению

к

валютам

других

стран,

осуществляемой

в

за ко н од ат е л ь н ом

порядке.

18.

Ч т о

о т р а ж а е т

эмпирический

коэффициент

эластичности?

Процентное изменение цены в результате

увеличения факторного признака на 1%.

2.

Допишите недостающие знаки

9

1.

Индекс цен Ласпейреса (индекс цен с базисными весами):

Σpq

J

р

= ----------

Σpq

Ответ:

Σp

1

q

0

J

р

= ----------

Σp

0

q

0

2.

Индекс цен Пааше (индекс цен с весами отчётного периода):

Σp

1

q

J

р

= ----------

Σpq

1

Ответ:

Σp

1

q

1

3.

J

р

= ----------

Σp

0

q

1

3.

Индекс цен переменного состава:

Σp

1

q Σp

0

q

J

р

= ---------- ------------

Σq Σq

Ответ:

Σp

1

q

1

Σp

0

q

0

J

р

= ---------- ------------

Σq

1

Σq

0

4.

Индекс переменного состава заработной платы:

ΣF

1

ΣF

0

J

z

= ---------- ----------

ΣT ΣT

0

Ответ:

ΣF

1

ΣF

0

J

z

= ---------- ----------

ΣT

1

ΣT

0

5.

Индекс фиксированного состава заработной платы:

ΣX

1

T ΣX T ΣX

1

T

J

р

= ---------- ---------- = -----------

ΣT ΣT ΣX T

0

Ответ: ΣX

1

T

1

ΣX

0

T

1

ΣX

1

T

1

J

р

= ---------- ---------- = -----------

ΣT

1

ΣT

1

ΣX

0

T

0

6.

Трудовой индекс производительности труда в агрегатной форме:

Σt

0

q

J

п

= ---------

Σt q

1

10

Ответ:

Σt

0

q

1

J

п

= ---------

Σt

1

q

1

7.

Индекс физического объёма продукции:

Σp

1

q

J

фоп

= ---------

Σp q

Ответ:

Σp

1

q

1

J

фоп

= ---------

Σp

1

q

0

3. Решите задачу

Задание 1. Имеются данные по сельскому хозяйству региона:

Показатели

Предыдущи

й год

Отчётны

й год

Объём продукции (в сопоставимых ценах), млн. руб.

11 514,09

10 949,9

Средняя численность работников в с/х, тыс. чел.

156

152

Необходимо исчислить:

11

Изменение объёма продукции за счёт изменения производительности труда и

численности работников (в относительном и абсолютном выражении).

Методические указания.

1).

Для

определения

производительности

труда

используем

стоимостной

показатель уровня производительности труда:

а)W

1

= Σp

1

q

1

/ ΣT

1

, где Σp

1

q

1

– объём продукции в денежном выражении в

отчётном периоде;

ΣT

1

– средняя численность работников в сельском хозяйстве в отчётном

периоде.

W

1

= 10 949,9 * 1 000 / 152 000 = 10 949 900 / 152 000 = 72,03881579

или 72,04 тыс. руб.

Вывод: объём продукции в отчётном году в расчёте на 1 человека составил

72,04 тыс. руб.

б)W

0

= Σp

0

q

0

/ ΣT

0

, где Σp

0

q

0

– объём продукции в денежном выражении в

базисном периоде;

ΣT

0

– средняя численность работников в сельском хозяйстве в базисном

периоде.

W

0

= 11 514,09 * 1 000 / 156 000 = 11 514 090 / 156 000 = 73,80826923

или 73,81 тыс. руб.

Вывод:Объём продукции в предыдущем году в расчёте на 1 человека

составил 73,81 тыс. руб.

2).

Для

определения

индекса

производительности

труда

используется

формула:

J

w

= W

1

/ W

0

= 72,03881579 / 73,80826923 = 0,976026352 или 97,6%.

Вывод: производительность

труда

в

отчётном

году

по

сравнению

с

предыдущим годом уменьшилась на 2,4% или на 1,77 тыс. руб. (72,04 – 73,81).

3). Для определения численности работников применяется формула:

J

т

= Т

1

/ Т

0

= 152 000 / 156 000 = 0,974358974 или 97,4%.

Вывод: Численность работников в сельском хозяйстве по региону в отчётном

году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 2,6% или на 4 000

человек

(152 000 – 156 000).

4).

Изменение

объёма

продукции

за

счёт

изменения

производительности

труда и численности работников:

а) в относительном выражении: J

Q

= Q

1

/

Q

0

= 10 949,9 * 1 000 / 11 514,09 *

1 000 = 10 949 900 / 11 514 090 = 0,9510или 95,1%.

Вывод: Объём продукции в отчётном году по сравнению с предыдущим

годом сократился на 4,9% из-за снижения производительности труда на 2,4% и

12

уменьшения численности работников на 2,6% или на 564 190 тыс. руб. (10 949 900

– 11 514 090).

или через взаимосвязь индексов:

J

Q

= J

w

*J

T

= 0,976026352 * 0,974358974 = 0,9510или 95,1%.

Вывод: Рассчитав изменение объёма продукции через взаимосвязь индексов,

мы получили тот же результат, т.е. уменьшение объёма продукции в отчётном году

по сравнению с предыдущим годом на 4,9%.

б) в абсолютном выражении: ∆

Q

= (W

1

–W

0

) * (ΣT

1

–ΣT

0

) * W

0

.

Q

= (72,03881579 – 73,80826923) * 152 000 + (152 000 – 156 000) * 73,80826923 =

= (-1,76945344) * 152 000 + (- 4 000) * 73,80826923 = (-268 956,92286) +

(-295 233,07692) = - 564 189,9976 руб. или -564,190 тыс. руб.

Вывод: Объём продукции в отчётном году по сравнению с предыдущим

годом уменьшился на 564,190 тыс. руб.

Задание 2. Средняя заработная плата в Калужской области в базисном году

составила 23600 руб., а в отчётном году – 21600 руб. Индекс потребительских цен

на товары и услуги возросли на 7%.

Определите динамику номинальной и реальной заработной платы, индекс

покупательной способности рубля, коэффициент опережения и эластичности.

(Недостающие показатели взять из задания 1).

Методические указания.

1). Номинальная заработная плата – начисленная работнику в оплату его

труда денежная сумма (с учётом налогов и других удержаний).

J

н.з.п.

= Заработная плата (отчётный год) / Заработная плата (базисный год) или

J

н.з.п.

= Д

ном1

/ Д

ном2

,

где Д

ном1

, Д

ном2

– номинальные деньги в базисном и отчётном периодах.

J

н.з.п.

= 23600 / 21600 = 1,0926 или 109,26%.

Вывод: Следовательно, номинальная заработная плата в регионе в отчётном

году по сравнению с базисным годом увеличилась в 1,0926 раза или на 9,26%

(109,26 - 100).

2). Индекс реальной заработной платы – показатель, характеризующий объём

товаров

и

услуг,

которые

можно

приобрести

на

заработную

плату

в

текущем

периоде – определяется по формуле: J

р.з.п.

=J

н.з.п.

/J

п.ц.

или J

р.з.п.

=J

н.з.п.

*J

п.с.р.

, где

J

р.з.п.

– индекс реальной заработной платы;

J

н.з.п.

– индекс номинальной заработной платы;

J

п.ц.

– индекс потребительских цен;

J

п.с.р.

– индекс покупательной способности рубля.

J

р.з.п.

= 1,0926 / 1,07 = 1,0211 или 102,11%.

или

J

р.з.п.

= 1,0926 *

13

Вывод: Реальная заработная плата также возросла на 2,11% (102,11 - 100).

3).

Индекс

покупательной

способности

денежной

единицы

(рубля)

количество товаров и услуг, которые можно приобрести за 1 денежную единицу (на

1

рубль)

при

данном

уровне

цен

и

тарифов,

показывает

во

сколько

раз

обесценились деньги, определяется по формуле:

J

п.с.р.

= 1 / J

р

= 1 / 1,07 = 0,9346 или

93,46%.

Вывод: Индекс потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги

населению составил 107%, т.е. цены возросли на 7%, а покупательная способность

рубля в отчётном году снизилась на 6,54% (93,46 - 100).

Повысить и укрепить покупательную способность рубля можно только на

основе установления правильных соотношений между спросом и предложением.

4).

Коэффициент

опережения

характеризует

соотношение

темпов

роста

производительности труда и его оплаты.

К

опер.

= J

п.т.

/J

р.з.п.

= 0,9760 / 1,0926 = 0,8933 или 89,33%.

Вывод: При

темпе

роста

заработной

платы

производительность

труда

снижается на 10,67% (89,33 – 100).

5).

Коэффициент

эластичности

характеризует

соотношение

между

производительностью

и

оплатой

труда,

используя

темпы

прироста

этих

показателей:

К

эласт.

= J

п.т.

– 1 /J

р.з.п.

– 1 = 0,9760 – 1 / 1,0926 – 1 = - 0,024 / 0,0926 = - 0,2595.

Вывод:

При

увеличении

средней

заработной

платы

работников

на

1%

производительность труда под влиянием различных факторов снизится на 0,2595%.

К

эласт.

= J

р.з.п.

– 1 / J

п.т.

– 1 = 1,0926 – 1 / 0,9760 – 1 / = 0,0926 / - 0,024 = -3,8583%.

Вывод: При росте производительности труда на 1% средняя заработная плата

уменьшится на 3,8583%.

Примечание: В первом случае коэффициент эластичности определяет, на

сколько процентов изменилась производительность труда при увеличении средней

заработной платы работников на 1%, во втором случае – на сколько процентов

изменится заработная плата при росте производительности труда на 1%.

4.

Составление кроссворда

11

12

14

7

17 18

4

3

2

13

6

8

10

1

4

1

15

1

6

5

9

1

ВОПРОСЫ

15

1.

Зависимость

между

ценой

и

количеством

товара,

которые

покупатели могут и желают купить по строго определённой цене в

определённый момент времени.

2.

Оплата

труда

за

определённое

количество

отработанного

времени, независимо от количества работ.

3.

Затраты

труда

рабочего

времени

на

производство

единицы

продажи.

4. Показатель, выраженный относительными величинами.

5. Вид оптовой цены, применяемой при закупках государства на

внутреннем рынке.

6. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие

товары.

7. Какой элемент занимает набольший удельный вес в рыночной

цене товара?

8.Статистический показатель, характеризующий развитие явления

во времени.

9.

Обесценивание

денежных

средств,

которое

сопровождается

ростом цен на товары и услуги.

10. Цена на товар, продаваемый предприятием крупными партиями.

11. Поощрение, награда, в том числе оплата за труд.

12. Лицо, заинтересованное в приобретении товара.

13. Всеобщий эквивалент, в котором выражается стоимость всех

товаров.

14. Количество денег, в обмен на которые продавецготов передать

единицу товара.

15. Начисленная работнику в оплату его труда, денежная сумма (с

учётом налогов и удержания).

16. Действие, приносящее пользу в помощь другому.

17.

Наука,

изучающая

массовые

общественные

явления

с

количественной и качественной стороны.

18.

Государственная

цена

товара,

ограниченная

размерами,

установленными ограничениями власти и управления.

Готовый кроссворд.

16

17

18

К

П

О

О

Э

Т

Ф Р

12

Ф Е

3

4

П

И

Б

2

Т

С

11

Р

13

Ц

И

П Р

Т

6

8

10

С

Е

Д

14

И

Т

1

О У

П

Т

6

И

О

Е

Д

Е

Ц

15

16

Е

Е

С

В

Д

Т

5

О В

Н

9

П

Б

Е

Н

Е

Н

У

Н

Л

П Р

О И З

В

О Д

И Т

Е

Л Ь

Н О С

Т

Ь

Р

Е

Е

С

А А З

Е

Н О

С

Ь

Г

А

М Л

О М М Т

К

Р

Н К

Ф В

Т

Н

И

И

У

С

Е

К

И У

А С

Л

А

О

А

Н

Г

Н О К

П

Г

Я

Я

И

Я

А

А

Н С

А О

Р

Ц

М

Л

А Т

Ч

А

И

О

Т

Я

Ь

Н

Ж

Я

С

Н

А

Д

Т

А

Я

Е

Ь

Я

Н

И

Е

Дать ответы на вопросы:

17

1.

В

чём

состоит

различие

индексов

цен

Ласпейреса

и

Пааше

и

какие

факторы влияют на расхождение в этих индексах?

2.

В чём состоит различие индексов цен переменного и фиксированного

состава и что характеризует индекс структурных сдвигов?

3.

Назовите факторы роста производительности труда.

4.

С

помощью

каких

индексов

изучается

динамика

уровней

средней

заработной платы?

5.

В чём состоит сущность цены?

6.

Назовите факторы, воздействующие на цены.

7.

Сформулируйте основные причины, вызывающие инфляцию.

8.

Что понимается под девальвацией национальной валюты?

9.

Какой показатель применяется доля характеристики обесценивания денег?

10. В чём сущность понятий «инфляция спроса» и «инфляция издержек»?

Литература:

В.М.Гусаров. Статистика. Учебное пособие для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2001.

Тема: «Статистика производительности труда» - стр. 320 – 331.

Тема: «Статистика оплаты труда» - стр. 331 – 338.

Тема: «Статистика цен» - стр. 368 – 382.

Преподаватель: _________________ А.Н.Кузьмина

18



В раздел образования