Автор: Нархова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 44 "Малыш"
Населённый пункт: Московская область, г.о.Подольск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа по дополнительному образованию "Знайка"
Раздел: дошкольное образование
Комитет по образованию Администрации г.о Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 44 «Малыш»
Программа по дополнительному образованию
воспитанников от 5 лет до 7 лет
«Знайка»
(формирование элементарных математических
представлений)
Разработала
воспитатель
Нархова Е.В.
г.Подольск 2017г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
- направленность программы
- цель программы
- задачи программы
- актуальность программы
2. Календарный план
3. Перспективный план
4. Планируемые результаты освоения программы.
5. Список литературы
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания
федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста
«Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым
в дошкольном образовательном учреждении» с учетом Программы «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой и приоритетного
направления МДОУ. Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В
ней используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию
детей. В программе учтены положения из концепции дошкольного воспитания:
-о сочетании возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей;
-переходе на личностно-ориентированную модель обучения;
- единстве воспитания и обучения;
-преемственности работы ОУ и семьи
Образовательная программа направлена на развитие мотивации ребёнка к познанию и
творчеству, на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования,
фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая
задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение
подготовки детей к обучению в школе. Именно в этом возрасте закладываются основы
всестороннего, гармонического развития ребенка. Обучение детей математике в
дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию
интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости
мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого
мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате
упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Дети очень любопытны, они хотят знать обо всём, они хотят знать прямо сейчас, и, совсем
не имея своего суждения, они хотят знать обо всём без исключения. И часть этого всего -
математика.
Существуют две жизненно важные причины, по которым маленькие дети должны
заниматься математикой. Первая причина очевидна и менее важна: занятия математикой
связаны с высочайшими функциями человеческого мозга, т.к. ни одно живое существо,
кроме человека, не может обучаться математике.
Занятия математикой - одна из наиболее жизненно важных функций человека,
поскольку в наше время она крайне необходима для существования в цивилизованном
человеческом обществе. С раннего детства и до самой старости мы связаны с
математикой.
Вторая причина более важна. Дети должны обучаться математике с самого раннего
возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат
необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного
овладения системой общих и математических понятий в школе.
Направленность программы:
Развивающая программа по формированию элементарных математических
представлений направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое,
интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Дети овладевают первичными
математическими знаниями, уточняются и активизируются в речи детей названия
разнообразных предметов, их применение. Дети учатся сравнивать предметы по
назначению, цвету, форме, материалу. На каждом занятии ведется ознакомление с
временами года , животными, растениями и другими элементами окружающего мира.
Таким образом, просматривается связь занятий по формированию элементарных
математических представлений с изучением окружающего мира, экологическим
воспитанием, развитием речи.
Цель программы: формирование умственных способностей и математических
представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для
непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- Формировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
- Знакомить детей с геометрическими фигурами;
- Учить детей решать простые арифметические задачи;
- Знакомить детей с математическими знаками;
- Учить соотносить предмет, число, цифру.
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их
изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное
расположение.
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности,
необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а
несколько предметов или часть предмета.
2. Развивающие:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать способность к моделированию пространственных отношений между
объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в
соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов)
зависит от величины условной меры.
3. Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль и самооценку;
- Воспитывать усидчивость и внимание;
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Актуальность программы: В отечественной и зарубежной педагогической
теории и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста
элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной
литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы
возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного
образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и
самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 3-7 лет
элементарным математическим представлениям и формированию основ логического
мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей
является актуальным.
Возраст детей: программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста.
Срок реализации дополнительной образовательной программы -2 года
Занятия проводятся: 1-й год: с 15.09.2014 г. по 15.05.2015 г.; 2-й год: с 14.09.2015г. по
14.05.2016г.
Занятия проводятся в форме совместной деятельности воспитателя с детьми 1 раз в
неделю во вторую половину дня длительностью не более 30 минут. Количество занятий в
год – 33.
Содержание программы представлено следующими разделами:
№
Разделы программы
Количество
занятий в год
1
Количество и счет
6
2
Геометрические фигуры
6
3
Величина
6
4
Ориентировка в пространстве
6
5
Ориентировка во времени
6
6
Логические задачи
3
Календарный план
месяцы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
феврал
ь
март
апрель
май
Количество
занятий в
год
2
5
4
4
3
4
4
5
2
Перспективное планирование
Первый год обучения.
Ме-
сяц
№
заня-
тия
Тема занятия
Задачи
Материал
Сентябрь
1
Цвет, форма.
Формировать простейшие
представления у детей, учить
различать предметы по цвету,
форме расположению.
Фланелеграф, предметные
картинки, различные
игрушки.
Сентябрь
2
Счет до 5.
Формировать умение
разложить сложную фигуру
на такие, как на образце.
Тренировать детей в счете
фигур до 5.
Наборы разрезных картинок
Октябрь
3
Круг, квадрат,
прямоугольник.
Учить называть
геометрические фигуры,
называть их отличительные
признаки, находить в
окружающей
действительности.
Геометрические фигуры,
геометрическая мозаика
Октябрь
4
Размер.
Утонять имеющихся у детей
представлений о размере,
цвете, и числе предметов.
Развивать внимание,
наблюдательность, мелкую
моторику рук.
Фланелеграф, полоски,
ленты разной длины и
ширины, картинки
Октябрь
5
Ориентировка во
времени.
Расширять представление о
частях суток, о
последовательности дней
недели.
Сюжетные картинки с
изображением частей суток
и времён года.
Октябрь
6
Ориентировка в
пространстве
Продолжать учить различать
правую и левую руку,
раскладывать счётный
материал, считать правой
рукой слева направо.
Счетный материал,
сюжетные картинки,
фланелеграф
Октябрь
7
Счет до 5
Познакомить с цифрами от 1
до 5.
Учить соотносить цифры с
количеством предметов.
Цифры от 1 до 5, счетные
палочки, предметные
картинки.
Ноябрь
8
Викторина «Знайка»
Учить понимать отношения
между числами в пределах 5.
Учить отгадывать
математические загадки.
Цифры от 1 до 5, счетные
палочки, предметные
картинки.
Ноябрь
9
Шар, куб, цилиндр
Закрепить знания о
геометрических фигурах.
Познакомить с
геометрическими телами:
шар, куб, цилиндр.
Геометрические фигуры,
геометрическая мозаика
Ноябрь
10
Величина
Учить употреблять в речи
результаты сравнения
(«большой», «поменьше»,
«ещё поменьше», «самый
маленький»).
Фланелеграф, сюжетные
картинки, предметные
картинки, игрушки: куклы,
мишка, петушок, зайчата,
лиса, волчонок, белка,
пирамидка
Ноябрь
11
Путешествие во
времена года
Закреплять умение различать
и называть времена года:
осень, зима, весна, лето.
Учить отгадывать загадки о
частях суток, временах года.
Сюжетные картинки с
изображением частей суток
и времён года
Декабрь
12
Ориентировка в
пространстве
Продолжать учить обозначать
словами положение предмета
относительно себя.
Предметные картинки
Декабрь
13
Знакомство с
задачами
Учить решать логические
задачи на сравнение,
классификацию,
установление
последовательности событий,
анализ и синтез.
Знаки-символы, предметные
картинки,
игрушки: куклы, мишка,
петушок, зайчата, лиса,
волчонок, белка, пирамидка
Декабрь
14
Порядковый счет
Учить порядковому счёту в
пределах 5, различать
количественный и
порядковый счёт, правильно
отвечать на вопросы:
«сколько?», «который?»,
«какой по счёту?».
Цифры от 1 до 5, счетные
палочки, предметные
картинки.
Декабрь
15
Геометрические
фигуры
Формировать
представление о том, что
фигуры могут быть разного
размера.
Геометрические фигуры,
геометрическая мозаика.
Январь
16
Величина
Учить выделять признаки
сходства разных и
одинаковых предметов и
объединять их по этому
признаку.
Фланелеграф, сюжетные
картинки, предметные
картинки, игрушки: куклы,
мишка, петушок, зайчата,
лиса, волчонок, белка,
пирамидка
Январь
17
Ориентировка в
пространстве
Учить различать понятия:
вчера, сегодня, завтра,
правильно пользоваться
этими словами.
Счетный материал,
сюжетные картинки,
фланелеграф
Январь
18
Знакомство с
тетрадью
Учить ориентироваться на
листе бумаги.
Тетрадь, простой карандаш
Февраль
19
Количество и счет
Учить устанавливать
равенство и неравенство
групп предметов, когда
предметы находятся на
различном расстоянии друг от
друга, когда они различны по
величине, форме,
расположению.
Счетный материал,
сюжетные картинки,
фланелеграф
Февраль
20
Волшебные числа
Познакомить со стихами,
загадками, считалками, в
которых присутствуют числа.
Загадки, стихи, цифры от 1
до 5
Февраль
21
Мир из
геометрических
фигур
Учить видеть
геометрические фигуры в
формах окружающих
предметов, символических
изображениях предметов.
Геометрические фигуры,
геометрическая мозаика.
Февраль
22
Ориентировка во
времени
Учить различать понятия:
быстро, медленно.
Фланелеграф, сюжетные
картинки, предметные
картинки, игрушки: куклы,
мишка, петушок, зайчата,
лиса, волчонок, белка,
пирамидка
Март
23
Развитие внимания,
воображения.
Развивать логическое
мышление, внимание,
воображение, речь, развивать
кисть руки, мелкую моторику.
сюжетные картинки,
предметные картинки,
Март
24
Счет
Закреплять умение считать в
пределах 10, закрепить
представление об
образовании чисел 2 и 3 из
единиц. Упражнять в счете на
слух и в отсчитывании
определенного количества
предметов по образцу.
Цифры от 1 до 5, счетные
палочки, предметные
картинки.
Март
25
Сравнение
предметов по
ширине и по длине
Учить сравнивать предметы
по длине и ширине, называть
геометрические фигуры в
рисунках.
Полоски, ленты разной
длины и ширины,
геометрические фигуры и
тела.
Март
26
Счет до 10.
Порядковый счет до
10.
Упражнять в счете до 10;
познакомить с порядковым
счетом до 10; закрепить
представление об
образовании чисел 4 и 5 из
единиц
Счетные палочки, цифры от
1 до 5, полоски, ленты
разной длины и ширины
Апрель-
27
Геометрические
фигуры
Продолжать учить
моделировать геометрические
фигуры.
Закреплять навыки счета.
Продолжать учить складывать
изображения из палочек.
Геометрические фигуры,
счетные палочки
Апрель
28
Величина
Развивать умение сравнивать
предметы по длине и
раскладывать их в
возрастающем и убывающем
порядке, результат сравнения
обозначать словами: самый
длинный, короче, самый
короткий, еще короче.
Полоски, ленты разной
длины и ширины,
геометрические фигуры
Апрель
29
Составляем число
Научить составлять из единиц
числа 6 и 7.
Совершенствовать умение
считать предметы,
расположенные в беспорядке.
Закреплять умение
составлять геометрические
фигуры и видоизменять их.
Цифры от1 до 10, счетные
палочки, геометрические
фигуры
Апрель
30
Сгруппируй
предметы
Учить составлять числа 8 и 9
из отдельных единиц.
Учить детей сравнивать
предметы по разным
протяженностям.
Совершенствовать умение
ориентироваться на плане.
Цифры от1 до 10, счетные
палочки, геометрические
фигуры
Апрель
31
Обведи фигуру по
точкам
Учить ориентироваться на
листе бумаги, развивать
умение работать в тетради в
клетку.
тетрадь, простой карандаш
Май
32
Клуб знатоков
Учить решать логические
задачи на сравнение,
классификацию,
установление
последовательности событий,
анализ и синтез.
Чудесный мешочек, знаки-
символы, пластмассовый и
деревянный строительный
материал.
Май
33
Повторение
Закрепить пройденный
маериал
Перспективное планирование
Второй год обучения.
Ме-
сяц
№
заня-
тия
Тема занятия
Задачи
Материал
Сентябрь
1
Счёт, порядковые
числительные в
пределах 20.
Выявить представления детей
о порядковых числительных в
пределах 20. Развивать
активность у детей.
Закрепить умение детей
аккуратно отрывать
маленькие кусочки бумаги,
развивать мелкую моторику
рук, внимание, логическое
мышление.
Цифры, счетные палочки,
наборы разрезных картинок,
предметные картинки,
фланелеграф
Сентябрь
2
Ориентировка в
пространстве.
Совершенствовать умение у
дошкольников понимать
схему, чертёж, план, карту
Тетрадь, ручки, схемы
Октябрь
3
Знаки (плюс, минус,
равно)
Обучать навыкам написания,
развивать умение записывать
решение задач, загадок.
Тетради, ручки
Октябрь
4
Развитие внимания,
воображения.
Развивать логическое
мышление, внимание,
воображение, речь, развивать
кисть руки, мелкую моторику.
Фланелеграф, полоски,
ленты разной длины и
ширины, картинки
Октябрь
5
Объём.
Сформировать представление
об объёме (вместимости).
Закрепить счётные умения в
прямом и обратном порядке,
взаимосвязи целого и частей,
знания предыдущих и
последующих чисел.
Емкости с водой, цифры,
счетные палочки
Октябрь
6
Путешествие в
математическое
королевство.
Закреплять представления об
объёме, закрепить понимание
смысла сложения и
вычитания, взаимосвязи
целого и частей,
представления о разностном
сравнении чисел на
предметной основе, счётные
умения в пределах 8.
Развивать графические
умения.
Формировать умение
находить в окружающей
обстановке предметы формы
шара, куба, параллелепипеда.
Закрепить представления о
составе числа 20.
Счетный материал,
сюжетные картинки,
фланелеграф
Октябрь
7
Счет
Формировать счётные умения
в прямом и обратном порядке.
Совершенствовать умения
детей разбивать группу
предметов на части по
признакам, решать
арифметические задачи.
Цифры от 1 до 10, счетные
палочки, предметные
картинки.
Ноябрь
8
Задачи на смекалку.
Упражнять в счете групп
предметов, в сравнении чисел
и в определении, какое из
двух чисел больше или
меньше другого (7 — 9).
Развивать сообразительность.
Цифры от 1 до 10, знаки-
символы, счетные палочки,
предметные картинки.
Ноябрь
9
Математическая
олимпиада
Повторить с детьми
порядковый и обратный счёт;
измерения сыпучих тел (мука,
сахар), закрепить понятие
десяток. Создать у детей
радостное настроение.
Емкости для измерения,
крупа, картинки, игрушки
Ноябрь
10
Способы измерения
Закрепить приём сравнения
фигур с помощью линейки.
Закрепить порядковый и
количественный счёт,
предыдущие и последующие
числа, смысл сложения и
вычитания, умение
переходить от действий с
предметами к действиям с
числами.
Воспитывать у детей умение
работать в командах и
самостоятельно.
Фланелеграф, линейка,
знаки-символы, полоски,
ленты разной длины и
ширины.
Ноябрь
11
Игры – путешествие
во времени.
Расширять представления о
частях суток, днях недели.
Сюжетные картинки с
изображением частей суток
и времён года
Декабрь
12
Способы измерения.
Закрепить представления о
числовом отрезке,
взаимосвязи целого и частей.
Упражнять детей в
составлении и решении задач
на сложение и вычитании.
Фланелеграф, линейка,
знаки-символы, полоски,
ленты разной длины и
ширины.
Декабрь
13
Учимся определять
время по часам.
Учить детей
ориентироваться во времени.
Познакомить с минутной и
секундной стрелками.
Знаки-символы, предметные
картинки,
часы
Декабрь
14
Учимся определять
время по часам.
Закрепить навык
ориентировки во времени.
Знаки-символы, предметные
картинки,
часы
Декабрь
15
Классификация
Упражнять детей в
последовательном анализе
каждой группе фигур,
выделении и обобщении
признаков, свойственных
фигурам и каждой из групп,
сопоставлении их,
обоснование найденного
решения. Формирование
понятия об отрицании
некоторого свойства с
помощью частицы «не»,
развитие речи детей.
Предметные и сюжетные
картинки, игрушки
Январь
16
Классификация
Продолжать анализировать
фигуры по одному, двум, тём
признакам, учимся
устанавливать
закономерности в наборе
признаков. Учить искать
отличия одной группы от
другой. Развивать внимание,
мышление, воображение.
Предметные и сюжетные
картинки, игрушки
Январь
17
Формирование
навыков сложения и
вычитания.
Закреплять состав числа
первого десятка Развивать
логическое мышление, речь,
внимание.
Счетный материал,
сюжетные картинки,
фланелеграф
Январь
18
Формирование
навыков сложения и
вычитания.
Закреплять приёмы
вычитания на основе знания
состава числа и дополнения
одного из слагаемых до
суммы.
Счетный материал,
сюжетные картинки,
фланелеграф
Февраль
19
Решение задач
Продолжать формировать
умение составлять и решать
простые арифметические
задачи на сложение и
вычитание, записывать
задачи, используя знаки;
закрепить названия дней
недели, упражнять в счете в
пределах 20.
Счетный материал,
сюжетные картинки,
фланелеграф
Февраль
20
Сантиметр
Упражнять в измерении
длины с помощью условной
меры; познакомить детей с
единицей длины –
сантиметром; познакомить с
линейкой и ее назначением;
упражнять в счете в пределах
20; упражнять в умении
составлять число из двух
меньших чисел.
Линейка, полоски различной
длины, счетный материал
Февраль
21
Линейка
Формировать умение чертить
отрезки и измерять их;
составлять и решать простые
арифметические задачи на
сложение и вычитание по
числовому примеру;
упражнять в счете тройками.
Линейка, полоски различной
длины, счетный материал
Февраль
22
Четные и нечетные
числа
Закрепить названия
геометрических фигур;
упражнять в ориентировке в
пространстве, используя
слова: слева, справа, вдали,
вблизи, рядом, около;
познакомить детей с четными
и нечетными числами.
Геометрические фигуры,
сюжетные картинки,
предметные картинки,
игрушки: куклы, мишка,
петушок, зайчата, лиса,
волчонок, белка, пирамидка
Март
23
Измерение
Упражнять детей в счете;
развивать внимание,
наблюдательность; учить
различать четные и нечетные
числа; упражнять в
измерении длины с помощью
линейки.
Цифры, счетные палочки,
предметные картинки.
Март
24
Измерение
Упражнять детей в измерении
жидкости; рассказать что
такое метр, полметра;
продолжать формировать
умение составлять и решать
простые задачи на сложение и
вычитание в пределах 20;
упражнять в составлении
числа из двух меньших чисел
Емкости для измерения,
цифры, счетные палочки,
предметные картинки.
Март
25
Геометрические
фигуры
Упражнять детей в
составлении фигуры из 8
треугольников; упражнять в
счете в пределах 20;
закрепить знания о четных и
нечетных числах; закрепить
названия месяцев.
Счетный материал, полоски,
ленты разной длины и
ширины, геометрические
фигуры и тела.
Март
26
Деление на равные
части
Упражнять детей в делении
предмета на восемь равных
частей путем складывания по
диагонали; учить показывать
одну часть из восьми, а также
2/8 5/8, 8/8; составлять силуэт
предмета из 8
равнобедренных
треугольников; упражнять в
ориентировке на плоскости,
используя слова: между,
рядом, сбоку; упражнять в
счете в пределах 20
Счетные палочки, цифры,
разрезные картинки,
полоски, ленты разной
длины и ширины
Апрель-
27
Ориентировка в
пространстве
Продолжать упражнять детей
в ориентировке на листе
бумаги; выполнять задание
под диктовку; двигаться во
время перерисовывания от
указанной точки в том
направлении, которое
называет педагог; закрепить
названия месяцев; составлять
и решать простые
арифметические задачи на
сложение и вычитание на
числах в пределах 20.
Тетрадь, ручки,
геометрические фигуры,
счетные палочки
Апрель
28
Решение задач
Продолжать формировать
умение детей в составлении и
решении задачи на сложение
и вычитание на числах в
пределах 20; развивать
внимание детей; упражнять в
ориентировке на листе
бумаги; задавать вопросы
используя слова: слева,
справа, между, под, за.
Знаки-символы, цифры,
фланелеграф
Апрель
29
Повторение
Продолжать формировать
умение детей определять
количественные отношения
между числами в пределе 20,
делать соответствующую
запись при помощи цифр и
знаков; упражнять в счете по
осязанию; закрепить названия
дней недели; закрепить
названия геометрических
фигур.
Цифры, счетные палочки,
геометрические фигуры
Апрель
30
Символы.
Познакомить детей с
использованием символов для
обозначения свойств
предметов (цвет, форма,
размер).
Закрепить умении
ориентироваться в числовом
ряду.
Цифры, счетные палочки,
геометрические фигуры
Апрель
31
Игра– путешествие
«Я великий
математик»
Закреплять знания детей о
времени, частях суток, днях
недели, временах года,
названий месяцев.
Закреплять умение
составлять число из единиц в
пределах 20.
Сюжетные картинки с
изображением частей суток
и времён года, счетный
материал
Май
32
Закрепление
математических
знаний и умений
посредством игры –
путешествия по
математическим
островам.
Закреплять умения
устанавливать соответствие
между количеством
предметов и цифрой;
конструирования из простых
геометрических фигур.
Создать условия для
логического мышления,
сообразительности, внимания
Цифры, счетные палочки,
геометрические фигуры
Май
33
Закрепление
математических
знаний и умений
посредством игры –
путешествия по
математическим
островам.
Совершенствовать навыки
прямого и обратного счёта.
Закреплять умения
отгадывать математическую
загадку, правильно
пользоваться знаками <, >, =
Знаки-символы, цифры,
счетные палочки,
геометрические фигуры
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения ребенок:
Умеет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в
единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и
отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого
множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда
в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться
цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с
помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его
часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр.
Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному
результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница,
поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения
объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью
до 1 часа.
Знает:
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и
вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Имеет представление:
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
Способы проверки знаний, умений и навыков
В
сентябре
проводится
мониторинг
детей
группы
с
целью
выявления
уровня
развития
творческих
и
эстетических
знаний
и
умений.
В
мае
проводится
итоговый
мониторинг с целью определения динамики развития.
Методы мониторинга: наблюдение за детьми в процессе работы, беседа с ребёнком.
На основании диагностических данных дается заключение, корректируется план
работы.
Список литературы
1.
Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем,
соображаем. Гаврина С.Е.Ярославль. Академия развития 2009г..
2.
Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5 – 6 лет.
А.В.Белошистая
3.
Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6 - 7 лет.
А.В.Белошистая
4.
Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
5.
Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников:
Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003 г.
6.
Математика – это интересно. З.А.Михайлова
7.
356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л.
А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
8.
Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. И.Н.Чеплашкина. Санкт-
Петербург 2008г.
9.
Развивающие игры для дошкольников. Н.Н.Васильева, Н.В.Новоторцева.
Ярославль. Академия развития, 2009г.
10.
Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в
подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
11.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.
12.
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А.А.Смоленцева.