Напоминание

Эмоциональное благополучие ребенка как залог его успешной адаптации в детском саду


Автор: Малахаткина Ольга Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ школа №27
Населённый пункт: городской округ Люберцы Московской области
Наименование материала: консультация
Тема: Эмоциональное благополучие ребенка как залог его успешной адаптации в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида №89 «Львёнок»

Консультация для воспитателей на тему:

«Эмоциональное благополучие ребенка как залог его успешной адаптации в

детском саду»

Подготовила воспитатель: Малахаткина О.А.

2020г.

Значимость периода адаптации ребенка к новым условиям детского сада и

новому коллективу огромна и, прежде всего, для его личностного развития.

Ведь от того, насколько удачно и эффективно для него пройдёт данный

период, и будет зависеть его последующее желание посещать детский сад,

желание общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми

(педагогами), желание участвовать в игровой и познавательной деятельности.

Как правило, большинство детей, поступающих в детский сад, обладают

слабым типом нервной системы, иммунитетом, физическим развитием. Для

них характерны: эмоциональная лабильность (неустойчивость), высокий

уровень тревожности, наличие большого количества страхов (как возрастных,

так и патологических), неуверенность в себе, негативизм, упрямство,

двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, частая

заболеваемость. Почему именно эмоциональное благополучие мы ставим во

главу угла, говоря об успешной адаптации ребенка к дошкольному

учреждению?

Данный факт связан, прежде всего, с тем, что нервная система дошкольника

находится в периоде становления, созревания. Приходя в детский сад,

ребенок попадает под влияние различных факторов: как положительно

окрашенных, так и травмирующих. Что в свою очередь сказывается на

состоянии его нервной системы, а это отражается на его эмоциональном

состоянии. В то же время эмоции напрямую связаны с физическим

состоянием ребенка дошкольника, особенно раннего и младшего школьного

возраста (1,5-4 года). То есть, хорошее эмоциональное состояние ребенка

залог его физического здоровья ( как психосоматический фактор)

и ,соответственно, успешной адаптации в детском саду.

Что же конкретно может негативно повлиять на успешную адаптацию:

- отрыв от семьи;

- страх перед незнакомым взрослым;

- страх перед другими детьми;

- новый режим дня;

Влияние этих факторов сильнее сказывается на детях, которые впервые стали

посещать детский сад. Данная категория детей отличается высокой степенью

привязанности к матери или другим членам семьи. Поэтому свой приход в

детский сад они рассматривают как отрыв (как правило, насильственный) от

матери. В связи с этим у детей повышается уровень тревожности, появляются

характерные для данной ситуации страхи («А вдруг про меня забудут и не

заберут», «А может я здесь, потому что плохо себя вёл», «Наверное, они не

любят меня больше» и пр.). Они становятся более плаксивыми,

раздражительными, подавленными, замкнутыми. Как правило, такие дети

очень тяжело расстаются с матерью, плачут, долго не могут успокоиться.

В данной ситуации педагогам и родителям необходимо прикладывать

максимум усилий, чтобы облегчить период адаптации детей к детскому саду

и сделать его более

комфортным, гармоничным и безболезненным для каждого ребёнка. По

наблюдениям специалистов средний срок адаптации примерно составляет 1-2

месяца и включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций ребёнка,

которые завися от:

- психофизиологических и личностных особенностей;

- конкретного характера семейных отношений и воспитания;

- условий пребывания в детском саду.

Что же необходимо, для того, чтобы ребенок успешно и безболезненно

адаптировался в дошкольном учреждении, как сделать его эмоциональную

жизнь в этот период комфортной, положительно окрашенной.

Педагогам и родителям непременно нужно соблюдать алгоритм постепенного

вхождения в детский сад. Этот алгоритм состоит из семи шагов.

Продолжительность каждого шага алгоритма индивидуальна в зависимости

от степени адаптации ребенка:

1-й шаг - приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

2-й шаг - приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной

игровой деятельности;

3-й шаг - ребенок остается один на 1-2 ч. во время прогулки, либо во время

свободной игровой деятельности;

4-й шаг - завтракает в присутствие родителей и остается один на 2-3 ч.;

5-й шаг - ребенок остается один с завтрака до обеда;

6-й шаг - ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают

родители;

7-й шаг - ребенок остается один на целый день.

Личность педагога - важный фактор в формировании эмоционального

климата для вновь поступивших детей. Поскольку этот человек ранее был

незнаком ребёнку, то ребёнок не знает, что можно ожидать от него: какой он,

как он будет относиться к нему, не обидит ли. В этот период дети

максимально внимательны к личности педагога. Они наблюдают за ним в

различных ситуациях, изучают его по-своему. В данном случае ребёнка

можно сравнить с копилкой, в течение достаточно длительного времени он

собирает эпизоды различных эмоционально окрашенных событий, и, если в

его памяти преобладают отрицательно эмоционально окрашенные

воспоминания, то это может спровоцировать отказ от посещения детского

сада, мотивированный нежеланием ребёнка общаться с педагогом. Поэтому

на данном этапе родителям и педагогам необходимо быть всегда в контакте:

чаще общаться по поводу малыша, его привычек, самочувствия, поведения.

Причем, доброжелательно общаться обеим сторонам в присутствии ребенка,

что будет вызывать доверие к личности педагога со стороны дошкольника.

Взрослый для дошкольника младшего и среднего возраста – значимая

личность. В этой связи, доверие к педагогу со стороны родителя, а в

дальнейшем и ребенка – фундамент для успешной адаптации.

Не менее важно для ребёнка адаптироваться и к новому режиму дня, и тем

требованиям, которые предъявляются детям в детском саду.

Наиболее часто трудности возникают в выполнении режимных моментов, а

также в реализации навыков самообслуживания. Поскольку у многих детей

данные навыки до конца не сформированы, а также разные темпы

деятельности, медлительным будет очень сложно успевать за более

быстрыми своими товарищами. В результате этого возможно появления

отрицательного отношения к отдельным режимным моментам (например,

прогулка, прием пищи, сон). Отрицательное отношение - это отрицательный

эмоциональная реакция. Это нормальная реакция и связана она, прежде всего

с тем, что до прихода в детский сад многие дети находились дома, и режим

дня у них был достаточно условным, поэтому выполнение режима дня для

них весьма затруднено.

Чтобы сделать эмоциональный фон положительным, то есть изменить

отношение ребенка к ситуации, необходимо постепенно приучать малыша к

режиму детского сада в домашних условиях, обучать навыкам

самообслуживания, эмоционально и словесно поддерживать его успехи и

самостоятельность. А в дальнейшем строго соблюдать режим, как дома, так и

в детском саду. Ведь это залог здоровья и успешного развития малыша. Ну, и

конечно, нельзя не сказать об эмоциональном состоянии и благополучии

самих родителей. Ведь именно от того, в каком эмоциональном состоянии

находятся родители, зависит эмоциональное состояние их ребенка. Научно

доказано, что дети «считывают» плохое настроение своих близких,

неуверенность, страхи и другие проявления эмоций. Родителей можно

понять, они сами находятся в стрессовой ситуации, когда их ребенок впервые

идет в детский сад, и скрыть данное беспокойство бывает очень трудно. Но в

из руках главное оружие - это любовь к своему ребенку, собственная

сформировавшаяся устойчивая нервная система, жизненный опыт и знание

детской психологии, которое они могут получить (стоит только захотеть).



В раздел образования