Автор: Малахаткина Ольга Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ школа №27
Населённый пункт: городской округ Люберцы Московской области
Наименование материала: консультация
Тема: Эмоциональное благополучие ребенка как залог его успешной адаптации в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида №89 «Львёнок»
Консультация для воспитателей на тему:
«Эмоциональное благополучие ребенка как залог его успешной адаптации в
детском саду»
Подготовила воспитатель: Малахаткина О.А.
2020г.
Значимость периода адаптации ребенка к новым условиям детского сада и
новому коллективу огромна и, прежде всего, для его личностного развития.
Ведь от того, насколько удачно и эффективно для него пройдёт данный
период, и будет зависеть его последующее желание посещать детский сад,
желание общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми
(педагогами), желание участвовать в игровой и познавательной деятельности.
Как правило, большинство детей, поступающих в детский сад, обладают
слабым типом нервной системы, иммунитетом, физическим развитием. Для
них характерны: эмоциональная лабильность (неустойчивость), высокий
уровень тревожности, наличие большого количества страхов (как возрастных,
так и патологических), неуверенность в себе, негативизм, упрямство,
двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, частая
заболеваемость. Почему именно эмоциональное благополучие мы ставим во
главу угла, говоря об успешной адаптации ребенка к дошкольному
учреждению?
Данный факт связан, прежде всего, с тем, что нервная система дошкольника
находится в периоде становления, созревания. Приходя в детский сад,
ребенок попадает под влияние различных факторов: как положительно
окрашенных, так и травмирующих. Что в свою очередь сказывается на
состоянии его нервной системы, а это отражается на его эмоциональном
состоянии. В то же время эмоции напрямую связаны с физическим
состоянием ребенка дошкольника, особенно раннего и младшего школьного
возраста (1,5-4 года). То есть, хорошее эмоциональное состояние ребенка
залог его физического здоровья ( как психосоматический фактор)
и ,соответственно, успешной адаптации в детском саду.
Что же конкретно может негативно повлиять на успешную адаптацию:
- отрыв от семьи;
- страх перед незнакомым взрослым;
- страх перед другими детьми;
- новый режим дня;
Влияние этих факторов сильнее сказывается на детях, которые впервые стали
посещать детский сад. Данная категория детей отличается высокой степенью
привязанности к матери или другим членам семьи. Поэтому свой приход в
детский сад они рассматривают как отрыв (как правило, насильственный) от
матери. В связи с этим у детей повышается уровень тревожности, появляются
характерные для данной ситуации страхи («А вдруг про меня забудут и не
заберут», «А может я здесь, потому что плохо себя вёл», «Наверное, они не
любят меня больше» и пр.). Они становятся более плаксивыми,
раздражительными, подавленными, замкнутыми. Как правило, такие дети
очень тяжело расстаются с матерью, плачут, долго не могут успокоиться.
В данной ситуации педагогам и родителям необходимо прикладывать
максимум усилий, чтобы облегчить период адаптации детей к детскому саду
и сделать его более
комфортным, гармоничным и безболезненным для каждого ребёнка. По
наблюдениям специалистов средний срок адаптации примерно составляет 1-2
месяца и включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций ребёнка,
которые завися от:
- психофизиологических и личностных особенностей;
- конкретного характера семейных отношений и воспитания;
- условий пребывания в детском саду.
Что же необходимо, для того, чтобы ребенок успешно и безболезненно
адаптировался в дошкольном учреждении, как сделать его эмоциональную
жизнь в этот период комфортной, положительно окрашенной.
Педагогам и родителям непременно нужно соблюдать алгоритм постепенного
вхождения в детский сад. Этот алгоритм состоит из семи шагов.
Продолжительность каждого шага алгоритма индивидуальна в зависимости
от степени адаптации ребенка:
1-й шаг - приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
2-й шаг - приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной
игровой деятельности;
3-й шаг - ребенок остается один на 1-2 ч. во время прогулки, либо во время
свободной игровой деятельности;
4-й шаг - завтракает в присутствие родителей и остается один на 2-3 ч.;
5-й шаг - ребенок остается один с завтрака до обеда;
6-й шаг - ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают
родители;
7-й шаг - ребенок остается один на целый день.
Личность педагога - важный фактор в формировании эмоционального
климата для вновь поступивших детей. Поскольку этот человек ранее был
незнаком ребёнку, то ребёнок не знает, что можно ожидать от него: какой он,
как он будет относиться к нему, не обидит ли. В этот период дети
максимально внимательны к личности педагога. Они наблюдают за ним в
различных ситуациях, изучают его по-своему. В данном случае ребёнка
можно сравнить с копилкой, в течение достаточно длительного времени он
собирает эпизоды различных эмоционально окрашенных событий, и, если в
его памяти преобладают отрицательно эмоционально окрашенные
воспоминания, то это может спровоцировать отказ от посещения детского
сада, мотивированный нежеланием ребёнка общаться с педагогом. Поэтому
на данном этапе родителям и педагогам необходимо быть всегда в контакте:
чаще общаться по поводу малыша, его привычек, самочувствия, поведения.
Причем, доброжелательно общаться обеим сторонам в присутствии ребенка,
что будет вызывать доверие к личности педагога со стороны дошкольника.
Взрослый для дошкольника младшего и среднего возраста – значимая
личность. В этой связи, доверие к педагогу со стороны родителя, а в
дальнейшем и ребенка – фундамент для успешной адаптации.
Не менее важно для ребёнка адаптироваться и к новому режиму дня, и тем
требованиям, которые предъявляются детям в детском саду.
Наиболее часто трудности возникают в выполнении режимных моментов, а
также в реализации навыков самообслуживания. Поскольку у многих детей
данные навыки до конца не сформированы, а также разные темпы
деятельности, медлительным будет очень сложно успевать за более
быстрыми своими товарищами. В результате этого возможно появления
отрицательного отношения к отдельным режимным моментам (например,
прогулка, прием пищи, сон). Отрицательное отношение - это отрицательный
эмоциональная реакция. Это нормальная реакция и связана она, прежде всего
с тем, что до прихода в детский сад многие дети находились дома, и режим
дня у них был достаточно условным, поэтому выполнение режима дня для
них весьма затруднено.
Чтобы сделать эмоциональный фон положительным, то есть изменить
отношение ребенка к ситуации, необходимо постепенно приучать малыша к
режиму детского сада в домашних условиях, обучать навыкам
самообслуживания, эмоционально и словесно поддерживать его успехи и
самостоятельность. А в дальнейшем строго соблюдать режим, как дома, так и
в детском саду. Ведь это залог здоровья и успешного развития малыша. Ну, и
конечно, нельзя не сказать об эмоциональном состоянии и благополучии
самих родителей. Ведь именно от того, в каком эмоциональном состоянии
находятся родители, зависит эмоциональное состояние их ребенка. Научно
доказано, что дети «считывают» плохое настроение своих близких,
неуверенность, страхи и другие проявления эмоций. Родителей можно
понять, они сами находятся в стрессовой ситуации, когда их ребенок впервые
идет в детский сад, и скрыть данное беспокойство бывает очень трудно. Но в
из руках главное оружие - это любовь к своему ребенку, собственная
сформировавшаяся устойчивая нервная система, жизненный опыт и знание
детской психологии, которое они могут получить (стоит только захотеть).