Напоминание

"Межпредметная интеграция как способ повышения учебной мотивации учащихся ДШИ""


Автор: Полина Сергеевна Кулик
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Оби
Населённый пункт: НСО, г. Обь
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Межпредметная интеграция как способ повышения учебной мотивации учащихся ДШИ""
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Межпредметная интеграция как способ повышения учебной

мотивации учащихся ДШИ».

Преподаватель высшей категории

МБУДО ДШИ г. Оби

Кулик П.С.

Межпредметная интеграция как способ повышения учебной мотивации

учащихся ДШИ возможна через создание условий для повышения учебной

мотивации учащихся ДШИ через целостное представление о музыкальном

искусстве. Параллельно раскрываются и следующие задачи:

Воспитание художественного вкуса и интереса к музыкальному

искусству;

Формирование нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-

волевой сферы личности;

Расширение музыкального кругозора, приобщение к разносторонним

знаниям о музыке;

Формирование активных музыкально-слуховых представлений и

развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых,

аналитических;

Развитие творческих задатков, способностей, наклонностей к учебной

деятельности, раскрытие творческого потенциала, всестороннее гармоничное

развитие личности учащегося;

Формирование у обучающихся общей системы знаний о мире и

искусстве.

Разносторонние межпредметные связи, проявляющиеся в музыкальном

обучении, отражают специфику эстетической природы музыки, на которую и

опирается

музыкальная

педагогика.

Осуществление

интеграции

рассматривается в современной педагогике как один из путей повышения

эффективности обучения. Принцип систематичности обучения предполагает

наличие связей не только между отдельными знаниями внутри предмета, но и

между предметами. В условиях, когда комплексный подход к воспитанию

повсеместно обретает свои права и дает хорошие результаты, согласованность

учебно-воспитательного

процесса

по

всем

предметам

позволит

полнее

учитывать познавательные силы детей и возможность их творческого развития,

экономичнее затрачивать усилия преподавателей, избегать необоснованного

дублирования

повторов,

преодолевать

разобщенность

в

работе.

Межпредметные связи делают знания глубже и прочнее, они направлены на

более гармоничное и быстрое развитие учащихся. В музыкальной школе

интеграция

осуществляется

многопланово,

хотя

наиболее

характерны

сопутствующие связи при параллельном изучении предметов.

Обучая детей в ДШИ необходимо использовать межпредметную

интеграцию в учебной деятельности. Ведь задача предметов музыкально-

теоретического цикла в эстетическом воспитании, развитии музыкального

слуха,

чувства

ритма,

музыкальной

памяти,

мышления,

творческих

способностей. На сегодняшний день взаимопроникновение этих предметов

обязательно, это дает возможность взглянуть на многие уже известные факты

по-новому, с другой стороны, привлекая тем самым внимание и интерес

учащихся, восприятия предметов более обогащено и целостно, без сухой

теории и сложной практики. Отсюда повышается усидчивость, восприятие

материала, и что не менее важно - инициатива, поиск и стремление постичь

новое самими детьми.

Межпредметную интеграцию в ДШИ целесообразно осуществлять

следующим образом. Во-первых, это внутрипредметная интеграция, когда

расширяется исходная проблема и углубляется круг связанных с ней знаний.

Во-вторых, это межпредметная интеграция – объединение нескольких учебных

предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Это

взаимосвязь различных предметов музыкально-теоретического и практического

характера

таких,

как:

слушание

музыки,

сольфеджио,

музыкальная

литература,

аккомпанемент,

общий

или

основной

инструмент.

Курс

сольфеджио

является

одной

из

музыкально-теоретических

дисциплин,

направленных на работу над развитием всех компонентов музыкальности:

музыкального

слуха

(мелодического,

гармонического,

полифонического),

чувства

ритма,

музыкальной

памяти,

воображения,

эмоциональной

отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Правильное интонирование –

основной

навык,

приобретаемый

на

уроках

сольфеджио.

Гармоничное

сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой

музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего

музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося

умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно

контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-

выразительного и осмысленного исполнения. Курс музыкальной литературы

дает учащимся знания о музыке и музыкантах, композиторах, об особенностях

музыкального

языка,

средствах

выразительности,

музыкальных

формах.

Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в

процессе слушания музыки, который является значимым компонентом таких

предметов, как слушание музыки и музыкальная литература. В сочетании с

занятиями на инструменте это содействует осознанию общего характера

музыкального произведения, наблюдению таких его свойств, как темп,

регистры, динамика, форма. Большое значение имеют беседы о музыкальном

произведении, рассказы о творчестве композитора и т.п., особенно в тех

случаях, когда они используются во время занятий по специальности.

Интеграция музыкальных дисциплин и проведение интегрированных уроков

способствуют развитию профессиональных компетенций учащихся, а также

повышают профессиональный рост мастерства преподавателя.

Наряду с внутрипредметной интеграцией необходимо использовать

межпредметную интеграцию, то есть интеграцию различных видов искусства,

что способствует расширению кругозора учащихся, широкого комплекса

музыкально-эстетических знаний, более глубокому восприятию самой музыки,

хороший стимул для занятий и средство развития самообразования учащихся.

Наилучшим

вариантом

интегрирования

уроков

являются

«взаимопроникновения» предметов, имеющих большую познавательную и

воспитательную

силы:

музыка,

история,

живопись,

литература,

наука,

математика, театр.

Современные методы стимулирования мотивации разнообразны:

- постановка перед учащимися точной цели;

- выбор цели, посильной для учащегося;

- мотивация учащихся к активности на конкурсах, олимпиадах,

фестивалях, концертной деятельности;

- создание благоприятного психологического климата для развития

личности;

- награды за успехи учащихся;

- поощрение стремления учащихся к получению необходимых знаний,

умений и навыков;

- составление «индивидуального маршрута обучения».

В педагогической деятельности необходимо использовать различные

методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядно-слуховой (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения, творческие задания);

-

стимулирующий

(интересные

сведения,

история

создания,

впечатление на слушателя);

- метод анализа и сравнения;

- исследовательский (самостоятельное сопоставление фактов, суждения

об

одних

и

тех

же

явлениях,

событиях,

установление

связей

и

закономерностей);

- метод обобщения (идея произведения).

Положительный результат и высокий уровень обучения определяют

следующие подходы:

- Сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;

- Индивидуальный подход. Создание для каждого ученика «ситуации

успеха»;

- Построение учебного процесса в системе «Учитель – Ученик -

Родитель»;

- Привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование

адекватной самооценки;

- Адекватное применение поощрения и наказания.

Основной акцент межпредметной интеграции приходится не столько на

усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.

Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой

активности учащихся. Это позволяет использовать содержание учебных

предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры,

искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Использование межпредметной интеграции в обучении детей выявляет

следующие преимущества этого подхода к обучению:

- способствует повышению мотивации обучения, формированию

познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и

рассмотрению явления с разных сторон;

- способствует развитию речи, формированию умения сравнивать,

обобщать, делать выводы, снимать перенапряжение и перегрузку;

- не только углубляет представление о предмете, расширяет кругозор,

но и способствует формированию разносторонне развитой (гармонически и

интеллектуально) личности;

- является источником нахождения связей между фактами, которые

подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в

различных предметах;

- позволяет систематизировать знания.

При организации и планировании интегрированных уроков необходимо

учитывать следующие условия:

- постановка главной цели урока, в связи с объединением блоков знаний

2-3-х различных предметов.

- проведение урока требует корректности оценок и тщательной

координации действий;

-

способствует

снятию

напряжения,

перегрузки,

утомляемости

учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе

урока.

Для реализации поставленных задач выбираются формы уроков,

раскрывающие суть межпредметной интеграции: театрализованный урок, урок-

салон, урок творчества,

уроки-зачеты, уроки-защиты творческих работ,

проектов, уроки-семинары, уроки-конференции, рефераты, эссе, презентации,

музыкальные гостиные, общешкольные мероприятия.

Не

менее

важным

является

использование

дифференцированного

подхода к учащимся, для того, чтобы каждый из них проявил свои творческие

способности. Не секрет, что дети, обучающиеся игре на инструменте или

играющие в составе оркестра (ансамбля) регулярно проявляют свои умения и

навыки, приобретенные в процессе обучения. А вот проявить свои способности

учащимися

в

освоении

теоретических

дисциплин

гораздо

сложнее.

Использование межпредметной интеграции на уроках дает толчок к раскрытию

потенциала

ребенка,

способствует

эмоциональному

развитию

личности

учащегося, формирует его творческое мышление. Исходя из этого, дети

становятся

более

раскрепощенные,

способные

на

самообразование

и

саморазвитие, ищущие способы проявить себя и свои знания, умения и навыки.

Такие учащиеся могут быть задействованы в мероприятиях школы, будь то

проведение тематического концерта или концерта-лекции, выступления на

уроках с докладом, участие в конкурсах и фестивалях. Такой подход

способствует продуктивному вовлечению основного контингента учащихся в

активную творческую, познавательную и исследовательскую деятельность и

дает каждому почувствовать свою значимость и успешность в освоении

теоретических дисциплин.

Реализация межпредметных связей на уроках служит рациональной и

эффективной организованностью и активной деятельностью обучающихся на

уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Свойства

музыкального искусства яснее станут перед учащимися в сопоставлении со

спецификой изобразительного искусства, литературы, истории, географии,

математики, танцевального искусства, театра. Применение межпредметных

подходов

является

перспективным

процессом

в

образовании,

развивая

межпредметное мышление, устную и письменную речь, как на уроках

теоретических предметов, так и на других занятиях.

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. А эмоциональное

развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих

способностей, влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление.

Большую роль при этом играет целостность восприятия музыкального мира.

Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без

интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.



В раздел образования