Напоминание

«Интервальные сказки»


Автор: Швецова Юлия Михайловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: р.п.Краснозерского,Краснозерского района,Новосибирской области
Наименование материала: методическое пособие
Тема: «Интервальные сказки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Швецова Ю.М.

МБУДО ДШИ Краснозерского района

Новосибирская область (Россия)

«Интервальные сказки»

(Методическое пособие для учащихся подготовительных и начальных классов Детских школ

искусств и Детских музыкальных школ.)

Аннотация:

Методическое пособие разработано для преподавателей Детских школ

искусств и Детских музыкальных школ, а также для родителей, чьи дети обучаются

музыке. Данное пособие, составленное в виде иллюстрированных сказок, познакомит

учащихся подготовительных и младших классов с понятием музыкальные интервалы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(методические рекомендации преподавателям по использованию Интервальных сказок на

занятиях по «Сольфеджио»)

Сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает важное положение среди

учебных предметов музыкального цикла.

Очень важно подбирать в учебном процессе Детской школы искусств, Детской музыкальной

школе учебный материал, грамотно составленный не только с точки зрения дидактики, но и с

точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный материал

подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства

учащихся, усвоение будет легким, а знания будут более прочными.

Сказки по сольфеджио автор использует в своей практической работе уже на протяжении

более двадцати лет. Музыкальные сказки используются по самым разным темам предмета

«Сольфеджио». Эти методические находки на самом деле очень просты, но именно

доступность формулировок теоретических понятий максимально облегчают их восприятие и

усвоение.

На уроках сольфеджио важно не только дать детям знания об интервалах, но и дать их

почувствовать.

Материалы, которые вошли в это методическое пособие помогают учащимся быстро

запомнить интервалы, их качественную величину и после этого с помощью ассоциаций

строить любой интервал и узнавать интервалы на слух.

Курсивом располагается материал, который адресован непосредственно преподавателю

ДШИ.

Сказки можно читать и использовать целиком и по отдельности. Кроме этого можно

использовать отдельные части сказок в любой очередности. После ознакомления ребенку

желательно самому рассказывать и иллюстрировать игрой на фортепиано отдельные части

сказки: на уроке, дома – родителям, друзьям, своим домашним питомцам, игрушкам и т.д. В

конце каждой части детям предлагаются творческие задания по импровизации на изученных

интервалах, для их лучшего закрепления.

Чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо верить в его

успех, независимо от способностей. Важно дать почувствовать свой личный успех ребенку

на каждом занятии, чтобы он с нетерпением ждал следующей встречи с преподавателем и с

музыкой.

ВСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приглашаем детей и их родителей в путешествие по Сказке.

В ней живут разные Звуки и Интервалы. Мир Музыки так многообразен, потому что в

нем множество интервалов. В этой Сказке вы познакомитесь с основными — самыми

Главными интервалами.

По дорожке вы встретитесь с веселыми и грустными, высокими и низкими, нежными и

острыми, резкими и ласковыми интервалами. С ними можно подружиться — научиться

их слушать, петь и узнавать по звучанию.

ИНТЕРВАЛЬНЫЕ СКАЗКИ

В одном волшебном лесу на цветочной полянке стоял домик-теремок.

ПРИМА

Однажды прилетела на полянку муха. Увидела теремок, удивилась. Она постучала в дверь:

(изобразить на ч1 в первой октаве).

Никто не открывает.

Тогда она постучала в окно:

(изобразить на ч1 во второй октаве).

Никто не откликается.

Поняла муха, что никого в теремке нет, залетела в него, огляделась и решила остаться здесь

жить. А звали муху Прима. Первым делом прибила она крючки к стене, чтобы вешать

одежду.

(Озвучить примой на любом звуке в малой октаве).

Потом сшила шторки для окон на швейной машинке.

(Озвучить в первой октаве.)

Устала, села передохнуть, а тут и дождь пошел. Сидела муха, смотрела в окно и слушала как

дождь приятно тарабанит по стеклу.

(Озвучить).

Да так и уснула.

А утром выглянуло солнышко и своими лучами пощекотала муху по щечке, она и

проснулась.

Вышла Прима из домика, улыбнулась солнышку, вдохнула сладкий запах трав после дождя,

посмотрела вокруг… Все сверкает, искрится. Стало Приме любопытно, отчего такая красота

приключилась? Пригляделась и поняла, что это повсюду дождевые капли играют в лучах

солнца!

(Изобразить, как хрусталики,- в высоком регистре)

Живет Прима, горя не знает, песенки поет.

(Петь песни на одном звуке)

СЕКУНДА

Прибежал на полянку ежик, увидел теремок и спрашивает:

- Кто в теремочке живет?

- Я - Прима, а ты кто?

- А я - Секунда.

- Заходи ко мне, будем вместе жить – предложила Прима.

И стали они жить вдвоем.

Когда ежик бегал, то перебирал ножками быстро и упруго. Бегал он из теремка в лес, из леса

в теремок, так и натоптал дорожку к теремку.

Давайте тоже побегаем по дорожке как Секунда.

Сначала побегаем вторым и третьим пальцами, а потом третьим и четвертым пальцами.

«Бегать» можно пальцами, то правой, то левой руки;

то быстро и легко;

то медленно и тяжело;

то маршируя;

то танцуя.

А бегал он в лес не просто так, а за грибами. В лесу было много тропинок. Одни были

широкие, большие – тоновые (показать тон на клавиатуре), а другие узкие, малые –

полутоновые (показать полутон на клавиатуре).

Давай погуляем по лесу и посмотрим, где какие тропинки.

(Играть по порядку от каждой белой клавиши):

«До - РЕ» – это тон; «Ре - Ми» - это тон; «Ми – Фа» - полутон…

«До – РЕ» - большая; «Ре – Ми» - большая; «Ми – Фа» - малая…

***

Когда ежик уходил в лес по тоновым тропинкам, то приносил домой большие грибы, сочные,

вкусные, на толстой ножке, вот такие:

А когда по полутоновым тропинкам - то маленькие, на тонких ножках, невкусные, горькие,

но они были нужны как лекарство .

Давай соберем в большую корзину только все большие грибы на толстых ножках.

(Играть по всей клавиатуре только все большие секунды –( б2)).

А в маленькую - все малые грибочки.

(Играть по всей клавиатуре все малые секунды – (м2)).

***

Решил Секунда-ежик расширить, расчистить малые-полутоновые тропинки, чтобы по ним

удобней ходить было. Их ведь немного, всего две. Решил, и сделал.

(Превратить малые секунды- м2 в большие - б2).

Но пока он расчищал полутоновые тропинки, нарушилась гармония леса. Чтобы

восстановился баланс в природе большие-тоновые тропинки заросли травой и стали узкими-

малыми.

(Превратить большие секунды – (б2) в малые – (м2)).

Задумался ежик и решил больше не влезать в законы волшебного леса.

***

Однажды захотел ежик пойти в горы. В горах опасно, поэтому он выбрал большую-тоновую

дорожку. Но идти все равно было страшно. Головокружительные обрывы были то с двух

сторон тропинки, то с одной. А на самой середине тропинки лежал белый песок, который

скользил под ногами, поэтому Секунде приходилось его все время перешагивать.

(Играть большие секунды –( б2) вверх от черных клавиш):

Шел он шел так в постоянном страхе, никакого удовольствия от прогулки, и так захотел

домой в родной волшебный лес! Развернулся и побежал назад.

(Играть большие секунды – (б2) вниз от черных клавиш):

***

Около теремка решил ежик посадить тыкву и морковку. У тыквы семена большие, садить их

легко, весело!

(Играть большие секунды – (б2) вниз от всех белых клавиш):

А у морковки семена маленькие, садить их трудно, поэтому ежик вздыхал.

(Играть малые секунды –( м2) вниз от всех белых клавиш):

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь пробуй импровизировать!

Играй секунды в любом порядке.

Используй как гармонические секунды, т.е. звуки бери одновременно, так и мелодические

– бери звуки поочередно.

В зависимости от образа, выбери регистр или же импровизируй по всей клавиатуре.

Экспериментируй с ритмом.

У тебя могут получиться примерно вот такие пьески-этюды или даже еще лучше.

ТЕРЦИЯ

Пришел на полянку зайчик, увидел теремок и спрашивает: «Кто в теремочке живет?»

- Я - Прима.

- Я - Секунда. А ты кто?

- А я -Терция, можно и я с вами жить буду?

Остался и Терция.

Ходил он всегда в жилете, у которого было три пуговицы. Заяц застегивал только крайние, а

среднюю оставлял не застегнутой. Так ему нравилось.

( Играть все терции от белых – «застегнуть жилет»:)

В мелодическом движении вверх.

В мелодическом движении вниз.

В гармоническом движении.

Когда у Терции было хорошее настроение, у него торчали два ушка (черные клавиши). Тогда

он был очень любопытный, игривый. Голова приподнималась, плечи расправлялись и

поэтому казался он большим.

(Показать на клавиатуре)

А когда у Терции было плохое настроение, то одно ушко у него свисало. Голова и плечи

опускались и казался он тогда таким маленьким, несчастным.

(Показать на клавиатуре)

Давай прогуляемся по клавиатуре и посмотрим, когда у Терции было большое-хорошее

настроение - (Б3), а когда грустное-малое - (М3).

(Играть и определять все терции от белых клавиш)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь время для импровизации!

Сочиняй пьесы и этюды, используя только большие терции, например вот так:

Или так:

А теперь пользуйся только малыми терциями, например:

Или так:

***

Как-то раз прятался Терция под яблоней от Примы и Секунды.

Подул ветер, с яблони сорвалось яблоко и прямо зайцу нашему в лоб. Больно! Выросла

шишка. Настроение сразу пропало.

Почесывает наш заяц шишку то одной, то другой лапкой.

(Превращать «белые» большие терции –( б3) в малые –(м3) изменяя то верхний звук

интервала, то нижний.)

Совсем загрустил наш заяц. Чтобы его утешить Прима и Секунда подарили ему воздушные

шарики, новые, еще не надутые. Взял Терция один маленький шарик и надул его. Стал шарик

большой, красивый и потянулся к небу.

Давай надуем все шарики вместе с Терцией. Нам придется делать два вдоха, чтобы выдуть

одну, а потом и вторую часть шарика-сердечка.

(Превращать «белые»малые терции – (м3) в большие - (б3) изменяя то верхний звук

интервала, то нижний.)

***

Была у Терции подружка кукушка, которую звали Ку-ку. Она жила в роще. Решил наш заяц её

проведать. Чтобы попасть в эту рощу необходимо перейти большой быстрый ручей.

(Изобразить на тремоло терции fis-ais).

(Изобразить на тремоло терции ges-b).

Переходить надо по камушкам. Чтобы не упасть придется балансировать руками , а иногда и

прыгать.

(Играть малые терции – (м3) от черных клавиш: «черно-белые» - мелодически, «черные» –

гармонически).

Перебрался заяц через ручей и стал звать кукушку.

Кукушка ответила:

Встретились они, обнялись и пошли в кукушкин дом. А там, что творится! Кукушата кричат,

шумят, плачут. Стал заяц их успокаивать, взял на ручки, качает, по головке гладит, песенку

поет:

Успокоил Терция птенцов, попрощался с кукушкой и пошел обратно, домой, через большой

ручей:

КВАРТА

Прискакал как-то на полянку конь. Увидел теремок и спрашивает:

- Кто в тереме живет?

- Я – Прима, я – Секунда, я - Терция, а ты кто?

- А я - Кварта, можно и я буду жить в теремке?

Остался и конь. Кварта был благородным конем, с чистым сердцем. Он не любил

несправедливости и , особенно, не любил, когда кто-то кого-то обижает. А силой он обладал

богатырской!

Стал Кварта охранять волшебный лес от врагов и от внутренних передряг. Каждый день

обходил он лес дозором. И когда он скакал земля дрожала.

(Изобразить на гармонических чистых квартах)

Враги трепетали, а жители леса успокаивались.

Нёсся богатырский конь как вихрь, перескакивая сразу через два дерева.

При этом ещё и в трубу трубил.

( Изобразить на чистых квартах вверх в мелодическом движении ).

Конь-Кварта был непобедим. Погубить его могло только тритоновое болото ФА-СИ. Чтобы

болото не засосало, необходимо было наступать на брёвнышко си бемоль, когда идешь

вправо – вверх по клавиатуре, и на бревнышко

фа диез, когда идешь влево – вниз по клавиатуре, что конь всегда и делал.

Давай покажем как скакал Кварта. Не забудь про тритоновое болото ФА-СИ!

(Играть все чистые кварты – (ч4) вверх от всех белых клавиш.)

Возвращался конь-Кварта уже на закате солнца и трубил «От-бой!» ,

чтобы все жители леса успели до темноты добраться до своих домиков.

____________________________________________________________________

Не забудь про импровизацию!

Можешь сочинить пьеску-этюд используя только чистые кварты, а можешь включать в свои

импровизации секуды и терции. Твори!

КВИНТА

Неподалеку от теремка находилось чистое квинтовое озеро. Оно было очень красивое. Воды

его мягко плескались .

(Импровизация педагога на восходящих мелодических чистых квинтах.)

У берега бил тихий прибой, он приятно щекотал ноги.

( Импровизация педагога на нисходящих чистых квинтах. )

Но в одном месте озеро соприкасалось с тритоновым болотом СИ-ФА. Чтобы грязная

болотная вода не просочилась в квинтовое озеро, вокруг болота построили плотину: ФА

ДИЕЗ вверху и СИ БЕМОЛЬ внизу - (показ педагога).

Давай сплаваем к плотине и вернемся назад. Только случайно не сломай плотину!

Жила в этом квинтовом озере медуза и звали её Квинта. Была она очень красивая,

прозрачная. Могла менять свой нежный цвет и мягко подсвечиваться. (Изобразить звуками

чистой квинты на тремоло.)

Любила медуза-Квинта лежать на волнах, покачиваться и смотреть в чистое-чистое небо.

Как-то раз пришли наши друзья на озеро и увидели медузу. Что за дивное создание?!

- Ты кто? – спросили они.

- Я медуза-Квинта.

- Давай дружить – предложили друзья. - Мы покажем тебе наш теремок.

Принес Терция аквариум, посадили туда Квинту и понесли в теремок. Медуза захватила с

собой свой любимый инструмент – волынку, у которой было пять трубочек.

Сначала медуза тихонько плавала в аквариуме и просто наблюдала за своими новыми

друзьями, а когда узнала, что они любят петь, стала подыгрывать им на своей волынке.

Попробуй и ты сочинить пьеску по такому же принципу.

И, конечно же, не забудь об импровизации!

СЕКСТА

Однажды на квинтовое озеро прилетел красивый лебедь. Он плавал по озеру спокойно,

непринужденно и величаво, а над ним лилась чудная, прекрасная музыка.

(Импровизация педагога на параллельных гармонических секстах).

Давайте попробуем изобразить озеро и на нем лебедя.

На самом деле это был не простой лебедь, а Царевна- лебедь по имени Секста. Было

интересно наблюдать за ней, когда она плавала. То она красиво изгибала шею, опуская голову

к самой воде, и замирала, то ли любуясь своим отражением, то ли о чем-то мечтая.

(Голова близко к воде: (ч5) +м2. Играть только звуки малой сексты, а вершину

чистой квинты не озвучивать.)

То Царевна-лебедь выпрямлялась , шею вытягивала высоко к небу, крылья расправляла,

будто бы хотела обнять весь мир, и радовалась солнцу, ветру, жизни.

(Голова далеко от воды озера: (ч5) + б2. Играть только звуки большой сексты через чистую

квинту.)

Как-то полетела Царевна-лебедь по волшебному лесу, поискать вкусных ягод, чтобы

подкрепиться и увидела на полянке теремок. Подлетела она к теремку и спрашивает:

- Кто в тереме живет?

- Я – Прима, я – Секунда, я – Терция, я – Кварта, я – Квинта, а ты кто?

- А я Царевна-лебедь Секста. Как у вас тут уютно, чисто, тепло!

Посмотрела она на наших друзей и сразу полюбила их всем сердцем. И никуда не захотела

от них уходить. А друзья и рады, ведь секста такая красивая, добрая, ласковая. Стала она всех

утешать и радовать.

***

По вечерам Секста читала всем сказки. Сказки были маленькие, всего на шесть страниц, но

очень интересные. Они заставляли задуматься о добре и зле, о справедливости и подлости,

наполняли сердца любовью.

По воскресеньям Секста пекла большие вкусные торты. Торт состоял из трех коржей

пропитанных кремом – радости, а на верх Царевна-лебедь неизменно клала большую спелую

вишенку – тон.

( «Попробовать» все торты Царевны-лебедь)

Придумай свои истории с Секстой. Импровизируй!

СЕПТИМА и ОКТАВА

Однажды на волшебный лес нашла страшная, черная туча.

(Педагог имровизирует с помощью гармонических малых септим в низком регистре.)

Потемнело все вокруг, подул сильный ветер,

(изобразить хроматической гаммой)

и разразилась настоящая буря:

гремел гром

(большая септима в низком регистре)

сверкала молния

(большая септима в высоком регистре)

дождь лил стеной, ветер пригибал деревья к земле…

Когда все затихло, вышли наши друзья из домика и не поверили своим глазам. На поляне

лежало огромное яйцо. Подошли поближе, приложили ушки к яйцу, прислушались. Кто-то

шевелится, но кто такой огромный может быть?! Положили его пока в теплый песок…

И тут на полянку из леса вышел жираф. Шагает важно, неспешно. Где наступит, там чистый

хрусталик появляется. Идет дорожку хрусталиков за собой оставляет. (Изобразить шаг

мелодическими чистыми октавами от разных клавиш).

Хрусталики на солнце переливаются, искрятся.

( Изобразить гармонической чистой октавой в высоком регистре.)

Увидели наши друзья такое чудо, подбежали к жирафу и спрашивают:

- Ты кто?

- Я - Октава, а вы кто такие?

– Я – Прима!

– Я – Секунда!

– Я – Терция!

– Я – Кварта!

– Я – Квинта!

– Я – Секста, оставайся с нами!

Остался жираф жить в теремке. Узнал он, что за водой нашим друзьям приходиться на

квинтовое озеро ходить. Ударил по земле копытом со всей силы и появился родник. Вода в

нем чистая, прозрачная, вкусная! (гармоническая ч8 )

Так и хочется её пить. А кто попьет этой воды становится чище и добрее.

***

Пошли наши друзья как-то в лес, погулять. Ходили, бродили и набрели на высокую яблоню.

Яблок на ней видимо-невидимо. Но все они так высоко, как же их достать? …

Улыбнулся жираф, подошел к яблоне и без труда всем по яблочку сорвал (скинул).

***

Вернулись наши друзья после прогулки на полянку, смотрят, а около теремка какой-то

странный, некрасивый зверь сидит. Подошли поближе, присмотрелись… Да это же

динозаврик! Это он из яйца вылупился! Назвали его Септима.

Поначалу маленький динозаврик всего боялся и все время прятался под Октавой.

(Играть чистую октаву (ч8), затем септиму (7) - жираф, а под ним динозаврик).

А потом что-то странное стало с Септимой происходить, стал он всех дразнить.

(Импровизация на параллельных гармонических малых септимах.)

Порой случалось, что он без причины лез в драку.

(Импровизация на параллельных гармонических больших септимах.)

Чтобы отвлечь Септиму, построили наши друзья тир. В тире было две мишени: большая -

«Арбуз» и маленькая - «яблоко». Стрелять в мишени следовало камнями, которых было

очень много вокруг. Стал Секунда учить Септиму стрелять. Объяснил главное правило

стрельбы: маленькими камешками нужно стрелять только по большой мишени, а

большими камнями – по маленькой.

Это правило Септима исполнял неукоснительно.

Давай постреляем вместе с Секундой и Септимой маленькими камешками. Только не

пугайся! Большая мишень, при попадании в нее, издает очень резкий звук - это неприятно

для слуха.

А теперь постреляем большими камнями. Большие камни, попадая в маленькую мишень,

сглаживают ее вибрацию, поэтому звук будет не такой резкий.

____________________________________________________________________

Не забудь творить свои пьески-этюды. Придумывай новые образы и ситуации, рассказывай и

показывай их на фортепиано своим близким и друзьям. Удачи!

КОНЕЦ

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………

Вступление для родителей………………………………………………….

ИНТЕРВАЛЬНЫЕ СКАЗКИ………………………………………………..

ПРИМА………………………………………………………………………

СЕКУНДА……………………………………………………………………

ТЕРЦИЯ………………………………………………………………………

КВАРТА………………………………………………………………………

КВИНТА……………………………………………………………………..

СЕКСТА……………………………………………………………………..

СЕПТИМА И ОКТАВА…………………………………………………….



В раздел образования