Автор: Чекан Галина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 44 "Малыш"
Населённый пункт: Московская область, г.о.Подольск
Наименование материала: Педагогическая консультация
Тема: "Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 44 «Малыш»
Сообщение на педагогическом совете
на тему:
«Инновационные технологии в экологическом
воспитании дошкольников»
Подготовила
старший воспитатель
Чекан Г.С.
Г.о. Подольск
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное
развитие,
интенсивно
формируются
различные
способности,
закладывается
основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период
необходимо заложить основы экологической культуры.
Я считаю, что экологическую культуру и экологическое сознание нужно
воспитывать с
самого
раннего
детства.
Человек
с
новым
сознанием
будет
чувствовать
ответственность
за
то,
что
его
окружает,
и
будет
выполнять
несложные правила.
Экологическое
воспитание можно
совместить
со
всеми
видами
деятельности
дошкольника. Именно поэтому работа получается и полезной и интересной как
для воспитателя,
так
и
для
дошкольника
и
родителей.
В
результате
ребенок
усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все сам.
Дети,
прирожденные
исследователи.
И
тому
подтверждение
–
их
любознательность,
постоянное
стремление
к
эксперименту,
желание
самостоятельно
находить
решение
в
проблемной
ситуации.
Вот
поэтому
я использую в работе опытно – исследовательскую технологию. Целью данной
технологии
является
развитие
интереса
детей
в
процессе опытно –
экспериментальной
деятельности.
При
реализации
технологии
происходит
формирование
у
старших
дошкольников
желания
и
способностей
к
самостоятельному
поиску,
стимулирование
интереса
к
исследовательской
деятельности, совершенствование умений оперировать имеющимися знаниями,
обобщать, делать выводы. Также у детей развивается экологическое мышление и
творческое
воображение, воспитываются
навыки
экологически безопасного
поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся
объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. Опытно –
исследовательскую
деятельность
можно
совместить
не
только
со
всеми
образовательными
областями,
но
и
с
совместной работой
педагогов,
детей
и
родителей.
Работу в
этом
направлении
необходимо
начать
с
создания
р а з в и ва ю щ е й
с р ед ы .
Э т о
м оже т
б ы т ь
ка рт от е ка ,
в к л юч а ю щ а я
подборку экологических
игр,
физкультминуток,
загадок
и
стихотворений
о
природе; уголок природы; детская лаборатория; огород на территории детского
с а д а ,
а
в
з и м н и й
п е р и од «огород
на
окне»;
разнообразные
виды
моделей экологического содержания.
В своей работе я использую различные формы и приемы:
- наблюдение и опыты
- моделирование
- проекты
Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе
наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться
красотой
природы,
у
них
возникает
наблюдательность
и
любознательность,
доброе, бережное отношение к объектам природы. Одна из форм наблюдения –
эвристичекая
беседа.
Задача воспитателя
при
использовании эвристической
беседы - обеспечить формирование выводов и точности высказываний, развивать
логические способности самостоятельного мышления. При такой беседе дети
открывают для себя новые знания, возникает противоречивая ситуация. Во время
совместного рассуждения дети устанавливают истину.
Очень
важным,
считаю, использование
в
опытно -
исследовательской
технологии прием – моделирование.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и
дошкольника, направленная на построение моделей, это замещения реальных
объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Мод е л и р о ва н и е
п о звол я е т
д о ш кол ь н и ка м
о в л а д е т ь
умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает
нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности
гуманный характер.
Виды моделей:
1. Предметная модель (аквариум, глобус)
2. Предметно – схематическая модель (модель, указывающая на признаки объекта)
3.
Графики,
схемы
(пример,
календарь
погоды,
таблица
фиксации
продолжительности дня или при формировании понятия «Рыбы»).
4. Мнемотехника.
Мнемотаблица – искусство запоминания, в ней заложена определенная
информация. Мнемотаблица помогает развивать психические процессы – память,
внимание, образное мышление, развивается мелкая моторика рук. В кодировании
могут использоваться цветные буквенные знаки. (Например: осень - изображается
буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3”- голубого цвета, и. т.
п.)
Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования –
это организация технологии проектной деятельности.
Основываясь
на
личностно-ориентированном
подходе
к
обучению
и
воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний,
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки.
Экологический
проект
–
это
средство,
с
помощью
которого
педагог
решает
образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий
характер,
несомненно,
определяется
принципами,
положенными
в
основу
п р о г р а м м ы ,
в
р а м к а х
к о т о р о й
о н
р е а л и з у е т с я .
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей
знаний,
кроме
того,
открываются
большие
возможности
в
организации
совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и
родителей.
Основу форм и методов работы с детьми в рамках экологического проекта
составляют
эксперименты,
наблюдения
и
самонаблюдения.
Можно
выделить
следующие положительные аспекты работы по методу проекта:
- работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а
обучение
успешно
тогда,
когда
оно
приятно
для
ребенка,
имеет
позитивную
мотивацию;
-
по
ходу
проект
может
дополняться
новыми
индивидуальными
«мини-
проектами», учитывающими запросы детей;
- процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных
видах деятельности;
- дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими
личностями и проявить свои знания и умения;
- работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами
мыслить критически, когда описывают свои идеи;
- к работе по проектам обязательно привлекаются родители в качестве активных
помощников.
Наблюдая за детьми, которые были вовлечены в проектную деятельность,
можно отметить, что эти дети быстрее вникают в суть изучаемого материала,
чувствуют себя самостоятельными; умеют вести себя свободно с собеседником,
формулировать
четкие
и
краткие
вопросы,
делать
логические
выводы,
устанавливать причинно-следственные связи; проявляют друг к другу внимание,
сопереживание, чутко относятся ко всему живому.
Я, считаю, что работа по экологическому воспитанию должна проходить в
тесном
контакте
с
семьей.
Организую экологические праздники
для
детей
и
родителей, выставки, экскурсии, игры-тренинги, консультации, создала картотеку
элементарных опытов,
которые
можно
провести
дома.
Очень
насыщено
и
познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Советую родителям
прогулку в природу связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети
потрогали, понюхали, совершили манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на
мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по
экологическому воспитанию дошкольников, с применением новых технологий в
интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы,
раскрыть
все
ее
тайны
и
законы, воспитает
в
детях
доброту,
ответственное
отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.