Напоминание

"Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников"


Автор: Чекан Галина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 44 "Малыш"
Населённый пункт: Московская область, г.о.Подольск
Наименование материала: Педагогическая консультация
Тема: "Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 44 «Малыш»

Сообщение на педагогическом совете

на тему:

«Инновационные технологии в экологическом

воспитании дошкольников»

Подготовила

старший воспитатель

Чекан Г.С.

Г.о. Подольск

В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное

развитие,

интенсивно

формируются

различные

способности,

закладывается

основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период

необходимо заложить основы экологической культуры.

Я считаю, что экологическую культуру и экологическое сознание нужно

воспитывать с

самого

раннего

детства.

Человек

с

новым

сознанием

будет

чувствовать

ответственность

за

то,

что

его

окружает,

и

будет

выполнять

несложные правила.

Экологическое

воспитание можно

совместить

со

всеми

видами

деятельности

дошкольника. Именно поэтому работа получается и полезной и интересной как

для воспитателя,

так

и

для

дошкольника

и

родителей.

В

результате

ребенок

усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все сам.

Дети,

прирожденные

исследователи.

И

тому

подтверждение

их

любознательность,

постоянное

стремление

к

эксперименту,

желание

самостоятельно

находить

решение

в

проблемной

ситуации.

Вот

поэтому

я использую в работе опытно – исследовательскую технологию. Целью данной

технологии

является

развитие

интереса

детей

в

процессе опытно –

экспериментальной

деятельности.

При

реализации

технологии

происходит

формирование

у

старших

дошкольников

желания

и

способностей

к

самостоятельному

поиску,

стимулирование

интереса

к

исследовательской

деятельности, совершенствование умений оперировать имеющимися знаниями,

обобщать, делать выводы. Также у детей развивается экологическое мышление и

творческое

воображение, воспитываются

навыки

экологически безопасного

поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся

объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. Опытно –

исследовательскую

деятельность

можно

совместить

не

только

со

всеми

образовательными

областями,

но

и

с

совместной работой

педагогов,

детей

и

родителей.

Работу в

этом

направлении

необходимо

начать

с

создания

р а з в и ва ю щ е й

с р ед ы .

Э т о

м оже т

б ы т ь

ка рт от е ка ,

в к л юч а ю щ а я

подборку экологических

игр,

физкультминуток,

загадок

и

стихотворений

о

природе; уголок природы; детская лаборатория; огород на территории детского

с а д а ,

а

в

з и м н и й

п е р и од «огород

на

окне»;

разнообразные

виды

моделей экологического содержания.

В своей работе я использую различные формы и приемы:

- наблюдение и опыты

- моделирование

- проекты

Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе

наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться

красотой

природы,

у

них

возникает

наблюдательность

и

любознательность,

доброе, бережное отношение к объектам природы. Одна из форм наблюдения –

эвристичекая

беседа.

Задача воспитателя

при

использовании эвристической

беседы - обеспечить формирование выводов и точности высказываний, развивать

логические способности самостоятельного мышления. При такой беседе дети

открывают для себя новые знания, возникает противоречивая ситуация. Во время

совместного рассуждения дети устанавливают истину.

Очень

важным,

считаю, использование

в

опытно -

исследовательской

технологии прием – моделирование.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и

дошкольника, направленная на построение моделей, это замещения реальных

объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Мод е л и р о ва н и е

п о звол я е т

д о ш кол ь н и ка м

о в л а д е т ь

умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает

нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности

гуманный характер.

Виды моделей:

1. Предметная модель (аквариум, глобус)

2. Предметно – схематическая модель (модель, указывающая на признаки объекта)

3.

Графики,

схемы

(пример,

календарь

погоды,

таблица

фиксации

продолжительности дня или при формировании понятия «Рыбы»).

4. Мнемотехника.

Мнемотаблица – искусство запоминания, в ней заложена определенная

информация. Мнемотаблица помогает развивать психические процессы – память,

внимание, образное мышление, развивается мелкая моторика рук. В кодировании

могут использоваться цветные буквенные знаки. (Например: осень - изображается

буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3”- голубого цвета, и. т.

п.)

Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования –

это организация технологии проектной деятельности.

Основываясь

на

личностно-ориентированном

подходе

к

обучению

и

воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний,

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие

способности

и

коммуникативные

навыки.

Экологический

проект

это

средство,

с

помощью

которого

педагог

решает

образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий

характер,

несомненно,

определяется

принципами,

положенными

в

основу

п р о г р а м м ы ,

в

р а м к а х

к о т о р о й

о н

р е а л и з у е т с я .

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей

знаний,

кроме

того,

открываются

большие

возможности

в

организации

совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и

родителей.

Основу форм и методов работы с детьми в рамках экологического проекта

составляют

эксперименты,

наблюдения

и

самонаблюдения.

Можно

выделить

следующие положительные аспекты работы по методу проекта:

- работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а

обучение

успешно

тогда,

когда

оно

приятно

для

ребенка,

имеет

позитивную

мотивацию;

-

по

ходу

проект

может

дополняться

новыми

индивидуальными

«мини-

проектами», учитывающими запросы детей;

- процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных

видах деятельности;

- дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими

личностями и проявить свои знания и умения;

- работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами

мыслить критически, когда описывают свои идеи;

- к работе по проектам обязательно привлекаются родители в качестве активных

помощников.

Наблюдая за детьми, которые были вовлечены в проектную деятельность,

можно отметить, что эти дети быстрее вникают в суть изучаемого материала,

чувствуют себя самостоятельными; умеют вести себя свободно с собеседником,

формулировать

четкие

и

краткие

вопросы,

делать

логические

выводы,

устанавливать причинно-следственные связи; проявляют друг к другу внимание,

сопереживание, чутко относятся ко всему живому.

Я, считаю, что работа по экологическому воспитанию должна проходить в

тесном

контакте

с

семьей.

Организую экологические праздники

для

детей

и

родителей, выставки, экскурсии, игры-тренинги, консультации, создала картотеку

элементарных опытов,

которые

можно

провести

дома.

Очень

насыщено

и

познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Советую родителям

прогулку в природу связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети

потрогали, понюхали, совершили манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на

мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по

экологическому воспитанию дошкольников, с применением новых технологий в

интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы,

раскрыть

все

ее

тайны

и

законы, воспитает

в

детях

доброту,

ответственное

отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.



В раздел образования