Напоминание

Применение проектной деятельности как способ развития творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.


Автор: Дементеева Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Ипатово
Наименование материала: из опыта работы учителя
Тема: Применение проектной деятельности как способ развития творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.
Раздел: полное образование





Назад




Применение проектной деятельности как способ развития творческих

способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во

внеклассной работе.

Справка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования

общеобразовательная

школа

должна

формировать

целостную

систему

универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной

деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые

компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Все это требует серьезных изменений в работе современного учителя.

Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются

педагогические технологии, методы и приемы, формирующие у школьников

навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой

информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы.

К ним относится проектная технология, которую можно использовать как на

уроке, так и во внеклассной работе. Я считаю, что именно проектная

деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс,

создает благоприятные условия для развития творческих способностей и

активизации познавательной деятельности учащихся.

Я не буду подробно останавливаться на теоретических знаниях, скажу лишь,

что они делятся: по характеру контактов; по профилю знаний; по числу

участников; по продолжительности; по форме; по виду деятельности.

В современной отечественной педагогике существует несколько

классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя

увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о

доминирующей направленности деятельности участников того или иного

проекта.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я

чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные,

информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта

зависит от возраста учащихся и темы.

Этапы работы над проектом

В 5--х классах , на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы

проектов:

- прикладной – «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)

- ролево-игровой – «Я – ученик афинской школы»

-информационный –исследовательский-«История моей семьи»

В 6-7 классах – проектно-оринтированные, информационные.

-информационный – «Семь чудес света», «Рюриковичи – история в

портретах»

На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему

исследовательские творческие работы, например: «Рыцарский кодекс –

устарел ли он в наше время?»

По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные

проекты.

Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний,

воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают

исследовательские и творческие способности.

Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации,

доклады, выставка рисунков и портретов, сценарий игры.

Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку

именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и

логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу

обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим

находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.

Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала

работа над проектом «Кто я в этом мире?». Учащиеся проводили

анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.

Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном

краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет

их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям

школьников данного возраста.

На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает

характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач,

выдвижением гипотезы исследования.

По составу участников проекты могут быть индивидуальными и

групповыми.

Так, учащиеся 10 классов выполнили групповой среднесрочный

информационный проект «Русь в период феодальной раздробленности».

Поскольку в разработке и изучении истории феодальной раздробленности

главная проблема заключается в оценке этого явления, в процессе работы над

проектом учащимися изучались различные мнения: древнерусских

летописцев, историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О.

Ключевского, М. Н. Покровского, Б.А. Рыбакова, А. К. Леонтьева, Л. Н.

Гумилева. Изучение характеристик процессов, явлений, объектов, анализ и

обобщение выявленных фактов позволили сделать выводы по основной

проблеме проекта - «Удельная Русь – феодальная или государственная

раздробленность?»

Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над

составлением календаря событий определенного периода истории нашей

страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II в 10 классе

я предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря

событий:

- развитие экономики

- законотворчество

- внешняя политика

- развитие культуры и другие.

Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, критерии отбора и

систематизации материала.

На уроках повторения и обобщения возможны краеведческие проекты в

качестве домашнего задания и мини-проектов.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает

творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не

может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это

лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения.

«Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной

задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-

ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной

деятельности в обычный урок.

Эта форма работы обеспечивает учёт

индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности

для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в

значительной

степени

возрастает

индивидуальная

помощь

каждому

нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих

товарищей. ( 10 класс-династии)

Мною

был

представлен

проект

на

муниципальном

уровне

«Использование новых педтехнологий, ИКТ как средства повышения

качества образования». Принимаю активное участие принимает в

деятельности школьного и районного методических объединений

преподавателей истории и обществознания, выступала перед коллегами

с презентациями опыта работы на темы: «Формирование личности,

способной строить жизнь, достойную человека», «Дистанционное

обучение. За и против», «Инновационная деятельность на уроках

истории и обществознания». Давала мастер- класс как классный

руководитель, защищала на курсах повышения квалификации систему

работы со школьниками в поликультурном пространстве, представляла

новые подходы к образованию в условиях введения ФГОС второго

поколения,

участвовала

в

научно-практических

семинарах

муниципального

уровня

по

проблемам:

«Профильное

обучение

старшеклассников

как

путь

повышения

качества

образования,

самореализации

учащихся»,

«Духовно-нравственное

воспитание

обучающихся в процессе изучения «Основ религиозных культур и

светской этики». На краевом уровне делилась опытом работы

классного руководителя как участница конкурса «Самый классный

классный»

Применение проективной методики на уроках истории и в процессе

внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд

важных образовательных задач.

- обогащает личностный опыт школьников и позволяет им:

- чётко осознать свои интересы;

- совершенствовать умение работать с информацией;

- актуализировать знания по предмету и конкретной теме ;

- вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы.

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:

неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;

повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от

ребят организаторского мастерства, увлеченности, терпения.. Однако

результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в

процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об

окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность

творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и

взаимодействия с ребятами.



В раздел образования