Автор: Дементеева Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Ипатово
Наименование материала: из опыта работы учителя
Тема: Применение проектной деятельности как способ развития творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.
Раздел: полное образование
Применение проектной деятельности как способ развития творческих
способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во
внеклассной работе.
Справка
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования
общеобразовательная
школа
должна
формировать
целостную
систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Все это требует серьезных изменений в работе современного учителя.
Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются
педагогические технологии, методы и приемы, формирующие у школьников
навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой
информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы.
К ним относится проектная технология, которую можно использовать как на
уроке, так и во внеклассной работе. Я считаю, что именно проектная
деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс,
создает благоприятные условия для развития творческих способностей и
активизации познавательной деятельности учащихся.
Я не буду подробно останавливаться на теоретических знаниях, скажу лишь,
что они делятся: по характеру контактов; по профилю знаний; по числу
участников; по продолжительности; по форме; по виду деятельности.
В современной отечественной педагогике существует несколько
классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя
увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о
доминирующей направленности деятельности участников того или иного
проекта.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я
чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные,
информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта
зависит от возраста учащихся и темы.
Этапы работы над проектом
В 5--х классах , на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы
проектов:
- прикладной – «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)
- ролево-игровой – «Я – ученик афинской школы»
-информационный –исследовательский-«История моей семьи»
В 6-7 классах – проектно-оринтированные, информационные.
-информационный – «Семь чудес света», «Рюриковичи – история в
портретах»
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему
исследовательские творческие работы, например: «Рыцарский кодекс –
устарел ли он в наше время?»
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные
проекты.
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний,
воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают
исследовательские и творческие способности.
Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации,
доклады, выставка рисунков и портретов, сценарий игры.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку
именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и
логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу
обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим
находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала
работа над проектом «Кто я в этом мире?». Учащиеся проводили
анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.
Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном
краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет
их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям
школьников данного возраста.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает
характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач,
выдвижением гипотезы исследования.
По составу участников проекты могут быть индивидуальными и
групповыми.
Так, учащиеся 10 классов выполнили групповой среднесрочный
информационный проект «Русь в период феодальной раздробленности».
Поскольку в разработке и изучении истории феодальной раздробленности
главная проблема заключается в оценке этого явления, в процессе работы над
проектом учащимися изучались различные мнения: древнерусских
летописцев, историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О.
Ключевского, М. Н. Покровского, Б.А. Рыбакова, А. К. Леонтьева, Л. Н.
Гумилева. Изучение характеристик процессов, явлений, объектов, анализ и
обобщение выявленных фактов позволили сделать выводы по основной
проблеме проекта - «Удельная Русь – феодальная или государственная
раздробленность?»
Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над
составлением календаря событий определенного периода истории нашей
страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II в 10 классе
я предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря
событий:
- развитие экономики
- законотворчество
- внешняя политика
- развитие культуры и другие.
Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, критерии отбора и
систематизации материала.
На уроках повторения и обобщения возможны краеведческие проекты в
качестве домашнего задания и мини-проектов.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает
творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не
может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это
лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения.
«Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной
задачей для преподавателя.
Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-
ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной
деятельности в обычный урок.
Эта форма работы обеспечивает учёт
индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности
для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в
значительной
степени
возрастает
индивидуальная
помощь
каждому
нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих
товарищей. ( 10 класс-династии)
Мною
был
представлен
проект
на
муниципальном
уровне
«Использование новых педтехнологий, ИКТ как средства повышения
качества образования». Принимаю активное участие принимает в
деятельности школьного и районного методических объединений
преподавателей истории и обществознания, выступала перед коллегами
с презентациями опыта работы на темы: «Формирование личности,
способной строить жизнь, достойную человека», «Дистанционное
обучение. За и против», «Инновационная деятельность на уроках
истории и обществознания». Давала мастер- класс как классный
руководитель, защищала на курсах повышения квалификации систему
работы со школьниками в поликультурном пространстве, представляла
новые подходы к образованию в условиях введения ФГОС второго
поколения,
участвовала
в
научно-практических
семинарах
муниципального
уровня
по
проблемам:
«Профильное
обучение
старшеклассников
как
путь
повышения
качества
образования,
самореализации
учащихся»,
«Духовно-нравственное
воспитание
обучающихся в процессе изучения «Основ религиозных культур и
светской этики». На краевом уровне делилась опытом работы
классного руководителя как участница конкурса «Самый классный
классный»
Применение проективной методики на уроках истории и в процессе
внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд
важных образовательных задач.
- обогащает личностный опыт школьников и позволяет им:
- чётко осознать свои интересы;
- совершенствовать умение работать с информацией;
- актуализировать знания по предмету и конкретной теме ;
- вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:
неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от
ребят организаторского мастерства, увлеченности, терпения.. Однако
результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в
процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об
окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность
творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и
взаимодействия с ребятами.