Автор: Смирнова Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Мценска "Детский сад №13"
Населённый пункт: г. Мценск Орловской области
Наименование материала: консультация
Тема: Создание условий в ДОУ для успешного приобщения детей к народному декоративно - прикладному искусству.
Раздел: дошкольное образование
Создание условий в ДОУ для успешного приобщения детей к
народному декоративно - прикладному искусству.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая
часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки,
понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое
отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой
личности.
Народное
декоративно-прикладное
искусство
–
одно
из
средств
эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей
видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное
искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно
воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических
чувств у ребёнка. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по
ознакомлению
детей
с
образцами народного
творчества.
Приобщение
детей
дошкольного возраста к декоративно – прикладному искусству возможно при
соблюдении ряда условий:
- общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного
искусства;
Иногда
сложно
донести
до
понимания
детей
даже
короткое
фольклорное
произведение, ведь в поговорках, закличках, сказках часто употребляются слова,
давно не встречающиеся в современной речи (лапти, коромысло, ухват, чугунок и т.д.)
Для этого необходимы специальные наглядные средства. Поэтому необходима
организация особого рода среды, с помощью которой приобщение к устному
народному творчеству сопровождается демонстрацией соответствующих бытовых
предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
Наряду с русским фольклором читаем и рассказываем русские народные сказки.
Ребята
с
удовольствием
используют
пальчиковый,
настольный
театры
для
проигрывания сказок в самостоятельной деятельности.
Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских
садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление
приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть
развивающей среды многих дошкольных учреждений. Мини-музей декоративно-
прикладного искусства, организованный в ДОУ – это звено культурно-исторического
воспитания. В его функции входит изучение бытовых и культурных особенностей
народа. В коллекции музея могут быть представлены изделия народных умельцев,
утварь, старинная одежда, мебель и многое другое. Тематика мини-музеев может быть
различной: «Русская изба», «Домашняя утварь», «Тряпичные куклы», «Народные
промыслы», «Из истории дымковских игрушек», «Русские народные костюмы».
Можно организовывать экскурсии в другие группы детского сада, где дети
познакомились бы с другими игрушками и предметами народного декоративнно-
1
прикладного искусства,
традициям,
с различными жанрами устного народного
творчества.
Педагог должен привлекать семью к активному участию и взаимодействию с
ДОУ. Родители помогают при сборе экспонатов для музея в детском саду,
предоставляют фотографии, участвуют и организовывают народные праздники,
посещают вместе с детьми городские ярмарки, шьют народные костюмы, помогают в
оформлении развивающей среды.
-
создание
атмосферы
для
эмоционального,
образного
восприятия
произведений народного декоративно-прикладного искусства;
Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от
интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные
промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та
или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и
рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к
творчеству.
Надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей
народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с
образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Удивление,
восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства, которые необходимо
вызвать у детей. Поэтому важно, чтобы педагог сам знал это искусство, чувствовал его
и мог выразить свои чувства внешне.
- включение ребёнка в разные виды художественной деятельности,
основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;
Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все
виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он
организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к
народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство
народных умельцев.
Вовремя непосредственно образовательной деятельности по декоративному
рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и
приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть
ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь
соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только
из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети
должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета)
гуашевыми красками. Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель
должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при
оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая,
клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же
2
узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка). Для растительного узора
Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге),
изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При
этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно
прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и
травинки. Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением,
воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и
показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно
составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки. На занятиях по
декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, способствующая
обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании
подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций
формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное,
рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов,
соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов,
чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных
математических представлений. На занятиях можно использовать такие дидактические
игры: «Собери матрешку», «Числовой пазл» и т.д.
Народное
декоративно-прикладное
искусство
тесно
связано
с
фольклором,
обычаями и обрядами, народными праздниками,
народной музыкой и играми.
Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался
значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие
праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица.
Веселые подвижные игры
созданы народом так же, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют
многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины,
передавались
из
поколения
в
поколение.
Они
ценны
для
наших
детей
в
педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума,
характера,
воли,
укрепляют
ребенка.
В
народных
играх
много
юмора,
соревновательного
задора,
движения
точны
и
образны,
часто
сопровождаются неожиданными
моментами,
любимыми
детьми
считалками
и
зазывалками.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический
процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.
Повышению эффективности художественно-эстетического развития дошкольников
способствует приобщение к народному декоративно – прикладному искусству в
интересной и привычной для современных детей форме – посредством использования
медиаресурсов. Разнообразие современных медиасредств (детских сайтов,
электронных энциклопедий и пособий, электронных каталогов и поурочных
материалов (в большей мере познавательно - информационной направленности);
3
компьютерных игр и разработанных для детей приложений (графические редакторы,
«игры-конструкторы») (деятельно-игровой направленности); электронных
презентаций, созданных педагогами-практиками) позволяет приблизить «прошлое» к
детям. Использование медиаресуров позволяет разрешить проблему представления
для восприятия детьми подлинных предметов и многообразия образов,
художественных решений. Это оправданно в случае, если необходимо
продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные приемы
обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с природными
и пространственно-предметными условиями.
- создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-
прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои
индивидуальные особенности, творческие возможности;
Накопление всевозможных народных промыслов приводит к созданию
обогащенной предметно-развивающей среды в группе. Исходя из цели организации
деятельности в группе, каждый педагог определяет основные критерии создания
развивающей среды. В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые
уголки вносится соответствующий материал.
Элементы народного декоративно-прикладного искусства (ДПИ) неразрывно
присутствуют во всех зонах развития детей. А
именно,центре «Семья», среди большого количества стандартной посуды, в целях
доступности материалов, находятся деревянные чашки, ложки в стиле хохломской
росписи.
В патриотический уголок внесены книги народного творчества по ДПИ. В
уголке изобразительной деятельности, среди разнообразия раскрасок, имеются так же
издания с изображениями контуров игрушек под «Дымку», «Филимоновскую
игрушку» и т. д.
В книжном уголке, который постоянно пополняется новыми книгами, книгами-
малютками, книгами-игрушками, книгами-головоломками, познавательными и
волшебными сказками, в зависимости от возраста детей в группе, так же имеются
книги, с тематикой народного творчества.
Критерии, которыми надо руководствоваться при организации предметно-
развивающей среды по формированию у детей представлений о народном
декоративно-прикладном творчестве :
1. Насыщенность развивающей предметной среды.
• наглядные пособия, разнообразная детская художественная литература,
материалы и оборудование для ручного труда, изобразительной деятельности в стиле
ДПИ.
• Оборудование и атрибуты игр (настольно-печатные игры, в том числе
дидактические, которые можно сделать своими руками, сюжетно-ролевые
«Мастерская» и другие игры и игрушки).
2. Соответствие требованиям:
• Возрастным (соответствие возрасту детей) ;
• Эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для
ребенка) ;
4
• Доступность расположения для детей (возможность самостоятельно находить,
подбирать, доставать нужные ему объекты. Дети хорошо знают, где взять бумагу,
краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-
инсценировок).
Подобран практический материал и методические пособия, куда входят
подлинные предметы народных промыслов- хохлома, гжель, дымковские игрушки,
жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации,
альбомы по каждому виду народного искусства.
- учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.
При приобщении к народному декоративно- прикладному искусству следует
учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных
навыков.
Постоянно пополнять и обновлять литературный и демонстрационный
материал с учетом возрастных особенностей и познавательных интересов детей.
Любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены
единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны
жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Знакомство детей
с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и
русским фольклором, является очень важным. Это позволит нашим детям
почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,
богатую славными традициями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Мценска «Детский сад № 13»
5
Консультация на тему:
«Создание условий в ДОУ для успешного
приобщения детей к народному
декоративно - прикладному искусству».
Подготовила : Смирнова И.В.
6