Автор: Константинова Ульяна Прокопьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ГБПОУ РС(Я) "ЯМК" ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ
ГБПОУ РС(Я) «ЯМК» ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Якутский медицинский колледж», преподаватель «Основы сестринского дела»
Константинова Ульяна Прокопьевна,
конт. тел.: 89248657657, konstulya@mail
Актуальность
в
наше
время
студенты,
испытывая
высокие
эмоциональные
и
интеллектуальные нагрузки в процессе учебы, часто не справляются в полной мере с
учебной
деятельностью.
Главной
причиной
этого
является
снижение
уровня
стрессоустойчивости и проявляется, как нарушение познавательных процессов личности
(восприятие
информации,
памяти,
мыслительных
операций),
так
и
нарушение
в
эмоциональной сфере.
Эмоциональное состояния студента и способность адаптироваться к окружающей
среде определяют и работоспособность, и степень усвоения материала, и в конечном итоге
формирования конкурентоспособного среднего медицинского персонала.
Стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на
физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия -
чрезвычайно
сильные
воздействия
внешней
среды,
которые
находятся
на
грани
переносимости
и
могут
вызывать
нарушения
адаптации.
Студенческая
жизнь
полна
чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и
нервно-психическое
напряжение.
В
основном
у
студентов
стресс
развивается
из-за
большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как
правило, стресс в период сессии.
Цель:
Анализ
и
диагностика
стрессового
состояния
студентов
в
процессе
прохождения производственной практики.
Гипотеза: стрессоустойчивость студента в условиях прохождения учебной практики
будет
повышаться,
если
обеспечить
развитие
антистрессовых
стратегий,
предметно-
профессиональной компетентности и личностный рост студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и определить
содержание понятий «стресс», «стрессоустойчивость»;
2. Выявить психологические особенности учебного стресса у студентов
3. Составить рекомендации по стрессоустойчивости для студентов.
Методы:
анкетирование-опрос
по
стрессоустойчивости
среди
студентов
по
следующим вопросам:
1. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими
личными проблемами?
2. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас
требуют?
3. Как часто вы в силах контролировать раздражение?
4. Как часто вы чувствуете себя "нервозным", подавленным?
Объектом
исследования
являются
студенты
с
1
по
3
курс,
обучающиеся
по
специальности: «Лечебное
дело»,
«Сестринское
дело»
после
прохождения
производственной практики.
Всего участвовало 20 студентов из них 12- девушек, 8-
молодых людей, возраст участников с 20-30 лет.
Практическая
значимость
работы
является
разработка
рекомендаций
для
повышения уровня стрессоустойчивости у студентов при прохождении практики.
В работе были использованы комплексы общенаучных и психологических методов:
теоретический
анализ
литературы
по
проблеме
учебного
стресса
в
жизни
студента;
стандартизированный комплекс психодиагностических методик:
Тест на учебный стресс (Разработан Ю.В. Щербатых).
Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона).
1
Исследователи отмечают, что медицинские работники относятся к группе
профессий самым высоким индексом категории тяжести работы, что обусловлено высокой
эмоциональной нагрузкой при работе с больными.
На первом этапе нашей работы мы исследовали основные причины учебного
стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса
студентами, с помощью теста на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.
Приложение 1
№
Причина стресса
Результаты,
max = 10 б
1
Большая учебная нагрузка
5,4
2
Страх перед будущим
4,9
3
Нежелание учится или разочарование в профессии
4,7
4
Непонятные, скучные учебники
4,7
5
Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами
4,5
6
Строгие преподаватели
4,3
7
Проблемы в личной жизни
4,1
8
Нерегулярное питание
4,1
9
Неумение правильно организовать свой режим дня
4,1
1
0
Стеснительность, застенчивость
3,6
11
Излишнее серьезное отношение к учебе
3,2
1
2
Отсутствие учебников
2,5
1
3
Жизнь вдали от родителей
2,3
1
4
Конфликт в группе
1,9
1
5
Проблемы совместного проживания с другими студентами
1,5
Итак, основными причинами возникновения стресса у студентов являются большая
учебная нагрузка и страх перед будущим. Меньше всего студентов волнует проблема
совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе.
Средний показатель экзаменационного волнения в группе - 8,3балла по 10 – балльной
системе.
Студенты
волнуются
больше
нормы,
возможно,
это
связано
с
одной
из
популярных причин стресса "страх перед будущим".
Приложение 2
№
Причина стресса
Результаты,
max = 10 б
1
Спешка, ощущение постоянной нехватки времени
4,9
2
Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания
4,7
3
Плохое настроение, депрессия
4,7
4
Плохой сон
4,4
5
Невозможность избавиться от посторонних мыслей
4,2
6
Низкая работоспособность, повышенная утомляемость
4,2
7
Раздражительность, обидчивость
4,1
8
Страх, тревога
4,1
9
Ощущение
беспомощности,
невозможности
справиться
с
проблемами
3,9
2
1
0
Головные боли
3,9
11
Потеря уверенности, снижение самооценки
3,4
1
2
Нарушение социальных контактов, проблемы в общении
2,5
1
3
Учащенное сердцебиение, боли в сердце
2,3
1
4
Проблемы с желудочно-кишечным трактом
1,6
1
5
Затрудненное дыхание
1,5
1
6
Напряжение или дрожание мышц
1,2
Проявляется стресс у исследуемой группы студентов в основном на психологическом
уровне,
что
сказывается
на
понижении
работоспособности
студентов,
плохом
сне,
нехватке
времени.
Показатели
биологических
признаков
проявления
стресса
у
большинства студентов невысокие. Можно сделать вывод о хорошем состоянии здоровья
студентов данной группы.
Приложение
Приемы снятия стресса
Способ снятия стресса
Выбор студентов, в %
Сон
100%
Общение с друзьями или любимым человеком
80%
Прогулки на свежем воздухе
80%
Вкусная еда
73,4%
Перерыв в работе или учебе
60%
Поддержка родителей
53,4%
Физическая активность
46,7%
Телевизор
26,7%
Хобби
20%
Сигареты
6,7%
Алкоголь
6,7%
На втором этапе исследовали уровень стрессоустойчивости каждого студента, с
помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный
тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть
отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).
На данном этапе оценка "хорошо" у 33,4% студентов, "удовлетворительно" у 60% и
"плохо"
у
6,6%.
Также,
при
проведении
теста,
определяющего
уровень
самооценки
стрессоустойчивости,
средний
показатель
стрессоустойчивости
составил
16,6
из
40
возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки
3
стрессоустойчивости
студентов,
который
означает
адекватность
восприятия
своей
стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе.
Выводы по исследованию:
1. Основными причинами возникновения стресса у студентов исследуемой нами группе
являются большая учебная нагрузка и страх перед будущим.
2. В данной группе, проявляется стресс в основном на психологическом уровне, что
сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени.
3. Показатели биологических признаков проявления стресса у большинства студентов
данной группы выражены не значительно. Можно сделать вывод о хорошем показателе
здоровья студентов в группе.
4. Основными способами снятия стресса у студентов являются сон (используют 100%
опрошенных), также общение с друзьями или любимым человеком (80%), прогулки на
свежем воздухе (80%), вкусная еда (73,4%), перерыв в работе или учебе (60%), поддержка
родителей (53,4%) и другое.
5. Самыми выраженными признаками проявления стресса у студентов является учащенное
сердцебиение
(86,7%
опрошенных),
головные
или
иные
боли
(73,4%);
затрудненное
дыхание (53,4%); сухость во рту (40%); скованность, дрожание мышц (33,4%).
6. Средний показатель стрессоустойчивости по самооценки студентов данной группы
составил 16,6 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке
показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность
восприятия
своей
стрессоустойчивости
и
уровень
стрессоустойчивости
студентов
в
группе.
Таким образом, можно сказать, что гипотеза подтвердилась, именно в процессе
обучения большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения
стресса у студентов.
4