Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ГБПОУ РС(Я) "ЯМК" ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


Автор: Константинова Ульяна Прокопьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ГБПОУ РС(Я) "ЯМК" ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ

ГБПОУ РС(Я) «ЯМК» ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Якутский медицинский колледж», преподаватель «Основы сестринского дела»

Константинова Ульяна Прокопьевна,

конт. тел.: 89248657657, konstulya@mail

Актуальность

в

наше

время

студенты,

испытывая

высокие

эмоциональные

и

интеллектуальные нагрузки в процессе учебы, часто не справляются в полной мере с

учебной

деятельностью.

Главной

причиной

этого

является

снижение

уровня

стрессоустойчивости и проявляется, как нарушение познавательных процессов личности

(восприятие

информации,

памяти,

мыслительных

операций),

так

и

нарушение

в

эмоциональной сфере.

Эмоциональное состояния студента и способность адаптироваться к окружающей

среде определяют и работоспособность, и степень усвоения материала, и в конечном итоге

формирования конкурентоспособного среднего медицинского персонала.

Стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на

физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия -

чрезвычайно

сильные

воздействия

внешней

среды,

которые

находятся

на

грани

переносимости

и

могут

вызывать

нарушения

адаптации.

Студенческая

жизнь

полна

чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и

нервно-психическое

напряжение.

В

основном

у

студентов

стресс

развивается

из-за

большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как

правило, стресс в период сессии.

Цель:

Анализ

и

диагностика

стрессового

состояния

студентов

в

процессе

прохождения производственной практики.

Гипотеза: стрессоустойчивость студента в условиях прохождения учебной практики

будет

повышаться,

если

обеспечить

развитие

антистрессовых

стратегий,

предметно-

профессиональной компетентности и личностный рост студентов.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и определить

содержание понятий «стресс», «стрессоустойчивость»;

2. Выявить психологические особенности учебного стресса у студентов

3. Составить рекомендации по стрессоустойчивости для студентов.

Методы:

анкетирование-опрос

по

стрессоустойчивости

среди

студентов

по

следующим вопросам:

1. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими

личными проблемами?

2. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас

требуют?

3. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

4. Как часто вы чувствуете себя "нервозным", подавленным?

Объектом

исследования

являются

студенты

с

1

по

3

курс,

обучающиеся

по

специальности: «Лечебное

дело»,

«Сестринское

дело»

после

прохождения

производственной практики.

Всего участвовало 20 студентов из них 12- девушек, 8-

молодых людей, возраст участников с 20-30 лет.

Практическая

значимость

работы

является

разработка

рекомендаций

для

повышения уровня стрессоустойчивости у студентов при прохождении практики.

В работе были использованы комплексы общенаучных и психологических методов:

теоретический

анализ

литературы

по

проблеме

учебного

стресса

в

жизни

студента;

стандартизированный комплекс психодиагностических методик:

Тест на учебный стресс (Разработан Ю.В. Щербатых).

Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона).

1

Исследователи отмечают, что медицинские работники относятся к группе

профессий самым высоким индексом категории тяжести работы, что обусловлено высокой

эмоциональной нагрузкой при работе с больными.

На первом этапе нашей работы мы исследовали основные причины учебного

стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса

студентами, с помощью теста на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

Приложение 1

Причина стресса

Результаты,

max = 10 б

1

Большая учебная нагрузка

5,4

2

Страх перед будущим

4,9

3

Нежелание учится или разочарование в профессии

4,7

4

Непонятные, скучные учебники

4,7

5

Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами

4,5

6

Строгие преподаватели

4,3

7

Проблемы в личной жизни

4,1

8

Нерегулярное питание

4,1

9

Неумение правильно организовать свой режим дня

4,1

1

0

Стеснительность, застенчивость

3,6

11

Излишнее серьезное отношение к учебе

3,2

1

2

Отсутствие учебников

2,5

1

3

Жизнь вдали от родителей

2,3

1

4

Конфликт в группе

1,9

1

5

Проблемы совместного проживания с другими студентами

1,5

Итак, основными причинами возникновения стресса у студентов являются большая

учебная нагрузка и страх перед будущим. Меньше всего студентов волнует проблема

совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе.

Средний показатель экзаменационного волнения в группе - 8,3балла по 10 – балльной

системе.

Студенты

волнуются

больше

нормы,

возможно,

это

связано

с

одной

из

популярных причин стресса "страх перед будущим".

Приложение 2

Причина стресса

Результаты,

max = 10 б

1

Спешка, ощущение постоянной нехватки времени

4,9

2

Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

4,7

3

Плохое настроение, депрессия

4,7

4

Плохой сон

4,4

5

Невозможность избавиться от посторонних мыслей

4,2

6

Низкая работоспособность, повышенная утомляемость

4,2

7

Раздражительность, обидчивость

4,1

8

Страх, тревога

4,1

9

Ощущение

беспомощности,

невозможности

справиться

с

проблемами

3,9

2

1

0

Головные боли

3,9

11

Потеря уверенности, снижение самооценки

3,4

1

2

Нарушение социальных контактов, проблемы в общении

2,5

1

3

Учащенное сердцебиение, боли в сердце

2,3

1

4

Проблемы с желудочно-кишечным трактом

1,6

1

5

Затрудненное дыхание

1,5

1

6

Напряжение или дрожание мышц

1,2

Проявляется стресс у исследуемой группы студентов в основном на психологическом

уровне,

что

сказывается

на

понижении

работоспособности

студентов,

плохом

сне,

нехватке

времени.

Показатели

биологических

признаков

проявления

стресса

у

большинства студентов невысокие. Можно сделать вывод о хорошем состоянии здоровья

студентов данной группы.

Приложение

Приемы снятия стресса

Способ снятия стресса

Выбор студентов, в %

Сон

100%

Общение с друзьями или любимым человеком

80%

Прогулки на свежем воздухе

80%

Вкусная еда

73,4%

Перерыв в работе или учебе

60%

Поддержка родителей

53,4%

Физическая активность

46,7%

Телевизор

26,7%

Хобби

20%

Сигареты

6,7%

Алкоголь

6,7%

На втором этапе исследовали уровень стрессоустойчивости каждого студента, с

помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный

тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть

отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

На данном этапе оценка "хорошо" у 33,4% студентов, "удовлетворительно" у 60% и

"плохо"

у

6,6%.

Также,

при

проведении

теста,

определяющего

уровень

самооценки

стрессоустойчивости,

средний

показатель

стрессоустойчивости

составил

16,6

из

40

возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки

3

стрессоустойчивости

студентов,

который

означает

адекватность

восприятия

своей

стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе.

Выводы по исследованию:

1. Основными причинами возникновения стресса у студентов исследуемой нами группе

являются большая учебная нагрузка и страх перед будущим.

2. В данной группе, проявляется стресс в основном на психологическом уровне, что

сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени.

3. Показатели биологических признаков проявления стресса у большинства студентов

данной группы выражены не значительно. Можно сделать вывод о хорошем показателе

здоровья студентов в группе.

4. Основными способами снятия стресса у студентов являются сон (используют 100%

опрошенных), также общение с друзьями или любимым человеком (80%), прогулки на

свежем воздухе (80%), вкусная еда (73,4%), перерыв в работе или учебе (60%), поддержка

родителей (53,4%) и другое.

5. Самыми выраженными признаками проявления стресса у студентов является учащенное

сердцебиение

(86,7%

опрошенных),

головные

или

иные

боли

(73,4%);

затрудненное

дыхание (53,4%); сухость во рту (40%); скованность, дрожание мышц (33,4%).

6. Средний показатель стрессоустойчивости по самооценки студентов данной группы

составил 16,6 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке

показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность

восприятия

своей

стрессоустойчивости

и

уровень

стрессоустойчивости

студентов

в

группе.

Таким образом, можно сказать, что гипотеза подтвердилась, именно в процессе

обучения большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения

стресса у студентов.

4



В раздел образования